Танцующий Шива
|
Пожалуй, самое известное среди европейцев изображение индуистского бога Шивы – это танцующий Шива, Шива Натараджа – Владыка танца. |
Почему и для кого танцует великий бог индусов? Он развлекается? Или кого-то развлекает? Нет, его танец – это важнейшее дело, потому что в танце Шивы живет, постоянно рождается, обновляется и каждое мгновение гибнет Вселенная. |
В одной руке бога – барабан, образ изначального звука, вибрации, из которой, по индийским представлениям, возник космос. Во второй руке – огонь, уничтожающий все отжившее. Жесты двух других рук показывают, что Шива защитит и спасет своим танцем всех, кто ему поклоняется. Танцуя, великий бог попирает демона, олицетворяющего косность и невежество, не давая ему овладеть душами людей. |
Там, где верховный бог является одновременно и великим танцором, танец не может не быть священнодействием. Он всегда воспринимался в Индии прежде всего как взаимодействие человека и мироздания, как философия в движении, как инструмент созидания и гармонизации тела и духа. Не случайно Шива – не только Владыка танца, но и Йогешвара – Божественный йог, а многие положения тела и рук присутствуют одновременно и в классическом танце, и в йоге. |
«Классический танец в Индии считают одной из форм йоги, признавая в нем синтез физической энергии и духовной силы, - пишет одна из знаменитых индийских танцовщиц Лила Самсон. – Танец – это своеобразная молитва в движении, движение-гимн. Символическим значением наполнены все его позы и жесты. Ни одна посторонняя мысль не должна была проникать в голову танцовщицы. |
Ее сознание словно растворялось в чистых, отточенных движениях. |
И уже как бы не она, а сам бог, вошедший в ее тело, представал перед зрителями». |
Во многих индуистских храмах есть специальные, порой огромные площадки или залы, предназначенные для танцевмолитв. Более того, существуют даже особые храмы, посвященные танцу как священному началу. И, несомненно, самый большой и знаменитый из них – входящий в число 108 главных святынь индуизма храм Шивы Натараджи. Он находится в старинном индийском городе Чидамбараме, расположенном в южном штате Тамил Наду. |
Главный объект в нем – та самая всемирно известная статуя Владыки танца, с которой мы и начали наш рассказ. |
Состязание богов По легендам, некогда на месте Чидамбарама стоял лес под названием Тиллай, где владычествовала черноликая богиня Кали. В лесу жили два святых мудреца, которые поклонялись самопроявленному лингаму – фаллическому символу бога Шивы, представляющему его созидательную мощь. |
Как-то раз Шива явился туда, чтобы станцевать для них в награду за преданность свой космический танец. Но ревнивой богине Кали не понравилось, что кто-то вторгся в ее лесные владения, и она вызвала Шиву на танцевальный поединок. Проигравшему предстояло покинуть Тиллай. |
По другой версии, жена Шивы Ума являлась одной из ипостасей богини Кали. Между мужем и женой возник спор о том, кто из них лучше танцует. Было организовано танцевальное состязание, судьей в котором стал сам бог Вишну. |
Танцорам аккомпанировал божественный оркестр: богиня Сарасвати играла на лютне, бог Индра - на флейте, Брахма - на цимбалах, Вишну - на барабане, а Лакшми пела песни. Сначала ни один из участников состязания не уступал другому. Но потом Шива проделал свое знаменитое «па» - задрал одну ногу вверх так, что пальцы коснулись его лба, поставив на него знак тилака… Он одержал бесспорную победу, и Кали вынуждена была удалиться. А Шиву после этого стали называть Натараджа – Владыка танца. |
В этой легенде, считают специалисты, отражена победа патриархального начала над матриархальным, культа богамужчины, который принесли с собой арии, над богиней-матерью, почитание которой было характерно для исконного населения Индии. |
Символы бытия На том месте, где Шива исполнял свой танец, легендарным царем Хираньяварманом был в глубокой древности построен храм Натараджи. Вначале здание было совсем небольшим, но в середине VI века сюда прибыл кашмирский царь Симхаварман II, чтобы искупаться в целебном водоеме рядом с древним храмом: царя поразила страшная болезнь - проказа. Купание исцелило Симхавармана, и он решил возвысить статус храма, пригласив сюда из Кашмира 3000 брахманов для ритуального служения (кашмирские брахманы считаются самыми высокими по своему статусу и самыми влиятельными). Нынешнее здание храма было построено раджой Вира Чола в Х веке. Тогда же Чидамбарам превратился в столицу царства династии Чола и оставался ею на протяжении четырех столетий. Сегодня это один из самых колоссальных сакральных комплексов в Южной Индии – его общая площадь занимает 670 гектаров. |
К храму ведут четыре прямые как стрела, улицы, вдоль которых тянутся лавки, где продается все необходимое для ритуальных церемоний. Во двор можно попасть через ворота, увенчанные башнями, которые имеют округленную форму и поднимаются на высоту более 40,5 метра. На западной и восточной башнях размещены рельефные изображения Шивы в 108 классических танцевальных позах. |
Храмовый комплекс Чидамбарам посвящен стихии «акаша» - эфиру, пронизывающему Вселенную. Как утверждают Веды, в акаше заключена энергия движения и творения всего на свете. В деталях храма нумерологически зашифрована природа всех вещей. Например, крышу поддерживают 64 деревянные балки, символизирующие 64 вида искусства, или кала. Сама кровля состоит из 21 600 черепиц, количество которых соответствует числу вдохов, которые человек делает в течение дня. Черепицы удерживаются 72 000 гвоздей это количество соотносится с ритмом человеческого сердца (72 удара в минуту). |
На северной стороне храмового комплекса лежит огромный водный резервуар Шиваганга – тот самый, в котором купался кашмирский властитель. По поверью, вода в нем обладает целительными свойствами. На стенах окружающих водоем коридоров начертаны гимны, воспевающие космический танец Шивы. |
В святилище стоит золотой образ Шивы в позе ананда тхандавам (танце блаженства). В храме вообще много ценностей. Крыша главного святилища украшена листовым золотом, а статуи богов – драгоценными камнями: жемчугом, алмазами, рубинами и изумрудами. |
Каста жрецов Шивы Испокон веков ритуальные обряды в этом храме вершат представители касты брахманов-дикшитаров. Они живут здесь с тех пор, как предки их прибыли сюда по повелению кашмирского царя, и никогда не покидают территории храмового комплекса. Браки заключают только между собой. |
Дикшитары не похожи обликом на местных жителей – дравидов. У них узкие лица, тонкий нос и губы, светлые глаза. Потамильски они говорят с чуть заметным акцентом. Их можно узнать по характерной прическе – пучку волос, собранному на голове спереди. |
В XVIII веке на Чидамбарам совершил набег майсурский раджа Хайдар Али. Дикшитары забрали из храма все самое ценное и укрылись в лесу. Впоследствии в Чидамбарам вернулось только 400 семей. Остальные расселились по разным местам и потеряли право считаться членами касты. Сейчас здесь живет 250 семей дикшитаров. Все жрецы подчиняются храмовому совету, во главе которого стоит секретарь, исполняющий в то же время обязанности главы общины. |
Людей, получивших образование по современным меркам, среди дикшитаров очень мало. |
В общине из поколения в поколение передаются древние знания. Причем у них нет никаких древних манускриптов: все знания они держат в голове! И, разумеется, эти храмовые жрецы в совершенстве владеют искусством танца, во время которого имитируют движения Шивы. |
Некоторые исследователи считают, что дикшитары - потомки некой исчезнувшей цивилизации, а сами они называют себя пришельцами с другой планеты. |
Недавно индийское правительство поручило ученым заняться поисками древних рукописей, которые расскажут об истории храма и прольют свет на происхождение касты дикшитаров. Однако поиски пока безуспешны. |
Явление божества Каждую пятницу вечером Шиву «выносят на прогулку». Из храма выходит процессия, несущая паланкин со статуей божества. |
В руках жрецов факелы и трезубцы – непременные атрибуты Шивы. |
В мае-июне и декабре-январе в Чидамбараме проходят фестивали, которые длятся по десять дней. На девятый день совершается ритуальное омовение божеств в тысячеколонной зале Раджа Сабха. Туда изваяния доставляют на деревянной колеснице, украшенной богатой резьбой. Колесницу везут тысячи верующих. На десятый день осуществляется процедура даршана (аудиенции, или благословения): из зала тысячи колонн появляется статуя танцующего Шивы во всем великолепии. На следующие полгода ее опять переносят в святилище. |
Главное религиозное и культурное событие года в Чидамбараме – ежегодный фестиваль танца. Начало его приходится на праздник Маха Шиваратри, в феврале. На пять дней сюда съезжаются артисты со всего мира. Вот как описывает одно из таких шоу известный ученыйвостоковед Л.В.Шапошникова в книге «Дни и годы, проведенные в Мадрасе»: «Наступившую тишину внезапно разорвал резкий звон медного колокола, зазвонили маленькие колокольчики, и два полуобнаженных брахмана со священными шнурами дважды рожденных ударили в медные тарелки. Храмовой зал, над которым трепетало красное полотно закатного неба, наполнился до краев звонким шумом. Сотни рук, изогнутых в каком-то порыве, потянулись к танцующему Шиве, на золотых ногах которого играли отблески масляных светильников. Но руки не могли дотянуться до бога, потому что между ними и Шивой стояли со странными полуулыбками двадцать жрецов, чьи волосы, стянутые в узлы, повторяли прическу танцующего бога. Из-за их спин неверным и лукавым блеском светилась бриллиантовая диадема Шивы. |
Протянутые руки остановились на полдороге, и по толпе пронесся вздох, который не смогли заглушить храмовые колокола. |
Но их звон с минуты на минуту нарастал, забили барабаны, и все это слилось в чудовищном танцевальном ритме - в ритме таинственного космического танца. |
Из-за спин стоявших жрецов поднялось оранжевое пламя и поплыло вместе с подносом к богу с золотыми танцующими ногами. Теперь сверкал не только бриллиантовый полумесяц в волосах Шивы, но вспыхнули и заиграли его рубиновые и изумрудные украшения. Жрец стал быстрее вращать огненный поднос, и, наконец, все слилось в единый огненный круг, в котором плясали как будто ожившие золотые ноги бога, пришедшего сюда много веков тому назад». |
*** |
За стенами храмового комплекса, кажется, кипит вполне современная жизнь: в городе есть кинотеатр, отели, банки, кафе, рестораны. Здесь же расположен Аннаималайский университет – один из крупнейших в Южной Индии. Но в то же время многие учреждения носят имя Шивы Натараджи, на стенах лавок и отелей встречаются изображения танцующего четырехрукого божества. Ведь это его город… |
Тамара ТРОЯНОВА |
Тайная Власть 19,2009 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|