Октябрины - пироги из глины
|
|
Примечай будни, а праздники сами придут, - гласит народная мудрость.
|
|
И действительно, в огромном количестве приходят. Что-что, а праздновать у нас умеют и любят. Но - любопытная особенность - сегодня мы празднуем одно, а завтра совсем другое. Дело в том, что по какому поводу торжествовать, часто определяют не сами граждане, а государственная власть.
|
|
В соответствии с меняющимися политическими установками.
|
|
Святых - выноси! Большевики, взяв в свои руки рычаги управления страной, тут же принялись искоренять религиозные обряды и насаждать атеистические. Уже в 1918 году были упразднены церковные «метрические книги», в которых регистрировались крещения и венчания. Вместо них учредили «книги актов состояния». Велись они в загсах, подчинявшихся всесильному НКВД.
|
|
В том же году были установлены новые общегосударственные праздники. Среди них - не только 7 ноября или 1 мая. Но еще и годовщины «Кровавого воскресенья», московского вооруженного восстания, падения самодержавия и приезда Ленина в Петроград. А также день памяти Карла Либкнехта и Розы Люксембург.
|
|
Взамен крестин внедрялись Октябрины (они же Звездины).
|
|
Это, как объясняла в начале 30-х годов Малая Советская энциклопедия, «революционный обычай давать имена новорожденным на широких рабочих собраниях... Причем часто выбираются имена, связанные с революционными событиями или деятелями революционного движения: «Лениниана», «Октябрина», «Ким» (т.е. Коммунистический интернационал молодежи), «Марксиана», «Коммуна» и др.» Естественно, автоматически отпадал и такой важный для каждого русского человека праздник, как именины - День ангела. Св.
|
|
Ким или св. Марксиана в святцах же не значатся! Так же, как нет там и других новоизобретенных имен. Типа Рэм (Революция, Электрификация, Механизация).
|
|
Либо Диамара (Диалектический Материализм).
|
|
В дополнение к красным свадьбам организовывались красные похороны. Никакого отпевания усопших, исключительно гражданские панихиды! Музыкальное сопровождение похорон, начинавшееся с траурного марша Шопена, завершалось исполнением Государственного гимна СССР.
|
|
На могилах вместо крестов ставились увенчанные красными звездами обелиски. Геометрические подобия египетских и мексиканских пирамид, которые, как утверждают люди суеверные, обладают некоей сверхъестественной мощью. Неспроста же, говорят, в форме пирамиды выстроен мавзолей на Красной площади - с мумией внутри.
|
|
У нас в семействе бережно хранили старинные вещи. Увесистый мешок с медицинскими инструментами прадеда, железнодорожного и тюремного доктора, совмещавшего все существующие врачебные специалиазации - от офтальматологии до гинекологии... Бабушкины девичьи альбомы с наивными картинками и самодельными стишками... Вот только ни одной иконы в доме не было.
|
|
«Почему так?» - выспрашивал я у стариков. «Мы их в Гражданскую войну все в печке сожгли», - отвечали мне. «Неужели топить больше было нечем?» «Дело не в этом, в квартиру постоянно вламывались с обысками красноармейцы. Нашли бы иконы - могли расстрелять нас как контрреволюционеров, классовых врагов».
|
|
Елку гнали палкой В 1929 году советская власть отменила Пасху, Троицу, Рождество и другие православные праздники... Новогодний праздник, став обычным будним днем, праздником быть перестал.
|
|
Считалось, что советским людям праздновать начало христианской эры непозволительно.
|
|
Ведь подлинная история человечества началась 7 ноября 1917 года! Поэтому в тогдашних календарях на первом месте значилось: «Такой-то год Октябрьской революции».
|
|
Встречу Нового года с шампанским и обильной закуской объявили буржуазным, нэповским обычаем. В газетных статьях разъяснялось, что новогодние застолья способствуют росту алкоголизма и неумеренным расходам, разрушающим бюджет рабочей семьи. Фельетонисты сатирически описывали пьяненьких интеллигентов, которые, шатаясь и рыгая, расползались утром 1 января к себе по домам. В то время как навстречу им шли на утреннюю смену трезвые и бодрые рабочие, преисполненные стремления выполнить и перевыполнить задания пятилетки.
|
|
Были закрыты елочные базары, прекращена продажа елочных украшений и свечей. Устанавливать елку строго возбранялось.
|
|
Конечно, маленькие елки в Подмосковье потихоньку рубились.
|
|
И тайком провозились в московские квартиры.
|
|
Но затем в газете «Правда» появилось письмо с призывом возродить старый обычай. Автор письма, кандидат в члены Политбюро П.Постышев, предложил устраивать во всех городах и колхозах «хорошую советскую елку». Пусть не на Рождество, а на Новый год - какая веселящейся детворе разница? Неожиданно оказалось, что очистка лесов от мелкого ельника не только не вредит, но даже помогает росту хвойных деревьев. Народу напомнили: сам Ильич устраивал для детей рабочих елки. Однако о том, что он делал это на Рождество, умалчивалось. Елка приобрела совершенно иную идеологическую нагрузку. Звезда на ее макушке начала восприниматься не как вифлеемская, а как ближайшая родственница рубиновых кремлевских звезд. Елку стали внедрять среди чукчей и мусульман. В центре торжеств обычно помещался портрет «великого вождя». Ему ребятишки должны были - дружным хором - говорить спасибо за «счастливое детство».
|
|
После войны Новый год, наконец, узаконили как государственный праздник. И сделали нерабочим днем.
|
|
Необходимое дополнение. По приказу Сталина Постышев, прославлявшийся в печати как «человек, подаривший детям елку», был снят со всех постов и арестован. В 1939 году его расстреляли как «врага народа». Нашлись особо бдительные люди, которые на этом основании - потребовали вновь подвергнуть елку запрету.
|
|
Но она все-таки выжила.
|
|
Заколдованные чайники Внедрением в наше сознание коммунистической символики старательно занимались ведущие советские поэты. «...Не орел, не лев, не львица собой украсили наш герб, а золотой узор пшеницы, могучий молот, острый серп», - провозглашал С.Маршак.
|
|
Каждый ритуальный предмет занимал в иерархической шкале ценностей отведенное ему место.
|
|
Какое именно - знать полагалось с малых лет. Зачем, к примеру, нужна октябрятская звездочка? «Чтоб мы умными стали! Чтобы везде добивались побед. Чтобы сказал нам любимый наш Сталин: - Ленинским внукам привет!» - формулировал типовой ответ В.Лебедев-Кумач.
|
|
«Становясь умными» и «добиваясь побед», мы поднимались по социально-политической лестнице к нагрудным знакам более высокого достоинства. «Что такое орден? Орден - это слава, на любовь народа дорогое право», разъяснял С.Михалков. Кстати, в глазах писателей ордена, помимо политического значения, имели еще и скрытую магическую силу.
|
|
Видимо, не случайно А.Гайдар, когда его наградили орденом, заявил, что принимает эту награду «как талисман».
|
|
Утверждая коммунистическую обрядность, советская литература в то же время решительно отвергала символику, относящуюся к другим, соперничающим религиозным верованиям. Героиня поэмы Э.Багрицкого пионерка Валентина, умирая в больнице от скарлатины, отказывается надеть принесенный ей матерью крестильный крестик. Уходя из жизни, она осеняет себя не крестным знамением, а, как подобает наследникам идей Октября, пионерским салютом.
|
|
Вот как это описывается: «Тихо подымается, призрачно легка, над больничной койкой детская рука. «Я всегда готова!» - слышится окрест. На плетеный коврик упадает крест. И потом бессильная валится рука - в пухлые подушки, в мякоть тюфяка»... Здесь, разумеется, никак не уместны ернические ухмылки. Потому что это сочинение, бесспорно, - одно из самых проникновенных и эмоциональных в русской поэзии ХХ века.
|
|
Так же, как, например, стихи В.Маяковского, где воспевается еще один символ ушедшей эпохи - «молоткастый серпастый советский паспорт»...
|
|
Ореол святыни и соответствующие эзотерические свойства приобретали в культовом сознании не только предметы, специально предназначенные для обрядовых нужд. Но и самые обыкновенные вещи, если к ним когда-то прикасалась рука необыкновенного человека. «Как дорог нам любой предмет, хранимый под стеклом! Предмет, который был согрет руки его теплом!» - восклицал С.Михалков в стихотворении про музей Ленина.
|
|
Здесь, как мне кажется, мы сталкиваемся с той же верой в заряженность вещей, которая впоследствии, во времена «перестройки», привела к массовому ажиотажу вокруг чудодеев типа Чумака или Кашпировского...
|
|
Вот, скажем, ничем не примечательный чайник - но насколько меняется наше отношение к нему, когда мы узнаем, что им пользовался сам Ильич! «Уж в этом чайнике нельзя, должно быть, воду греть, но как нам хочется, друзья, на чайник тот смотреть!» (из того же произведения С.Михалкова).
|
|
Священной реликвией мог стать даже какой-нибудь фрукт (или овощ). Если, конечно, он был выращен не где-нибудь, а на делянке «самого большого садовода». «С радостью я вспоминаю о том, как был на даче товарища Сталина», - говорится в «Рассказе летчика Белякова», который предлагался для чтения едва научившимся грамоте первоклашкам. Там было «много лимонных деревьев со спелыми плодами», «на память о товарище Сталине я сорвал большой лимон».
|
|
Нелишне заметить, что плоды, культивировавшиеся «вождем народов», были непростыми.
|
|
«Растит он отвагу и радость в саду заповедном своем», - писал М.Исаковский в стихотворении, которое полагалось заучивать третьеклассникам. Воистину познается древо по плодам его!.. Наверняка летчик Беляков (участник героического перелета из СССР через Северный полюс в Америку) уникальный сталинский лимон, чтобы сберечь его для потомства, засушил... Кто знает, дошла ли до наших дней эта диковина - как, к примеру, сохранились засушенные останки Ильича? Вместо Октябрин Хэллоуин? Атеистическое «обрядотворчество» продолжалось до самых последних дней существования советской власти. Вот какую публикацию (из районной газеты «Ленинец» Тамбовской области) мне удалось раскопать. В середине 80-х годов это было напечатано. Всего два с небольшим десятилетия назад. Когда Горбачев уже затевал «перестройку».
|
|
Цитирую. «Не только регистрация брака становится торжеством для молодых, но и имянаречение первенца в молодой семье...
|
|
Разве может соперничать с этой светлой церемонией, посвященной рождению ребенка, скомканное церковное крещение? Стихи, песни звучали в честь родившегося малыша... Для него долгие годы будут хранить родители письмо в будущее, наказ и пожелание счастья... После церемонии родители направились к аллее счастья - посадить в честь своего первенца дерево».
|
|
В постсоветскую эпоху некоторые коммунистические праздники были переименованы или отменены. Появились новые, пока еще не прижившиеся в сознании и в быту. Многие люди не понимают, в чем их смысл. Даже точно не помнят, как они называются.
|
|
Но все равно радуются: нерабочие дни дают приятную возможность выпить и отоспаться.
|
|
Одновременно - в духе модной теперь «глобализации» - делается немало зарубежных заимствований. День св. Валентина, день св. Патрика, Хэллоуин...
|
|
Разумней было бы возрождать собственные полузабытые обряды (а их в России множество), чем слепо копировать чужие традиции. Трудно представить себе, например, что бразильцы, в дополнение к карнавалу, введут у себя Масленицу с блинами и самоварами. А испанские тореадоры будут выезжать на арену на тройках с бубенцами...
|
|
Следует, тем не менее, предположить, что количество высасываемых из пальца праздников будет и далее расти. Потому что в этом весьма заинтересованы коммерсанты. Прекрасный шанс устроить массовую распродажу безделушек, побрякушек и поздравительных открыток. Не говоря уже о пиве и других напитках, пользующихся в эти дни особым спросом у гуляющей публики!
|
|
Владимир РЕЗНИЧЕНКО
|
|
Тайная Власть 20,2009
|