Что скрыто в имени «храм Божий»?
|
«Под именем «храм» в Православной церкви разумеется особое здание, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения Ему, или только часть здания, служащая для той же цели. С древних времен в Православной церкви храму присваиваются различные наименования: дом Господень; дом Божий; царские чертоги; церковь (обозначает и место собрания, и само собрание верующих); собор», - такое определение храму дает энциклопедический словарь «Христианство». К тому же каждый храм имеет и частное название по имени того священного события или лица, в память которых он построен: храм Воскресения Христова, храм Успения Пресвятой Богородицы, храм равноапостольных Константина и Елены... |
Если в городе несколько храмов, главный называется собором. В нем в торжественные дни духовенство из различных церквей богослужение совершает сообща - соборно. |
Собор, где служит епископ, называется кафедральным. |
Отколе есмь пошла церковь С апостольских времен греческим словом «экклисиа» называлась как вся христианская Церковь, так и отдельные местные общины христиан, а порой и просто верующая семья. «Экклисиа» происходит от глагола «эк-ка-лео» - «вызываю, созываю собрание». |
Со временем, когда появились храмы, их стали называть тождественным «экклисиа» словом «кириаки», что значит «дом Господень», «жилище Господне». |
Русь приняла христианство от Византии в X веке, сразу же начав строительство храмов. И в сознании русских людей понятие «собрание верующих» было неразрывно связано с понятием «дом Божий». А греческое «кириаки» фонетически трансформировалось в слово «церковь», обозначив и храм как здание, и собрание верующих, и всю Вселенскую Церковь. |
Воздвижение храма Первоначально при патриархах (Адаме, Ное, Аврааме и других) богослужение совершалось под открытым небом. Для жертвоприношения выбирались места, где Бог являлся человеку и где Он оказывал какое-либо благодеяние, или места, своим величием, таинственностью и красотой располагавшие человека к размышлению о Божией силе и премудрости. По выходе же иудеев из Египта пророк Моисей получил от Бога повеление устроить переносной храм - скинию, состоящую из святая святых, святилища и двора. Храм был один с целью поддержать в иудейском народе сознание Единого Бога. |
Царь Соломон вместо скинии построил каменный храм с большим двором вокруг. Внутри он был разделен, как и скиния, занавесом на две части - святилище и святая святых. Простояв почти 500 лет, храм Соломона был разрушен вавилонским царем Навуходоносором. |
Примерно через сто лет вернувшиеся из плена иудеи на месте храма Соломона построили Второй храм по образцу и плану первого, но гораздо беднее. |
Лишь незадолго до Рождества Христова иудейский царь Ирод Великий украсил этот храм, сделав многочисленные пристройки и соорудив ряд дворов с великолепными колоннадами. Этот храм и посещал во время Своей земной жизни Иисус Христос. |
Учил в нем, заботился о порядке в нем и его благолепии. |
Архитектура православия Самая древняя форма христианских храмов - продолговатый четырехугольник с выпуклой передней частью, наподобие корабля. И это не случайно. Храм по своему назначению является ковчегом спасения для верующих людей. Подобно тому, как Ной спасал себя и свой род в бурных волнах потопа, находясь в ковчеге, так Церковь, словно корабль, спасает верующих от греховного потопа среди бурных волн житейского моря. Поэтому с древнейших времен форма храмов в виде корабля получила в России наибольшее распространение. |
Православные храмы строятся алтарем на восток. Место восходящего солнца признается образом Христа, Который, как Солнце Правды, приходит с востока и Сам именуется Востоком в противоположность западу, как образу темного царства Сатаны. По этой причине и молитвы творятся на восток. Обращением к востоку молящиеся выражают свой союз со Спасителем и Его царством. |
С IV века стали строить восьмиугольные, крестообразные и даже круглые в основании храмы. Каждая из этих форм имеет свое символическое значение. |
Так, восьмиугольная форма символизирует путеводную звезду в Царство Небесное. Круглая вечное существование Церкви. |
Крестообразная форма храма подчеркивает, что истинная основа Церкви - это крест. Здания храмов завершаются куполом, который символизирует небо, куда должны обращаться все мысли и чаяния верующих. |
Самой распространенной формой православного храма является крестово-купольная. Но и в ее рамках очевидно архитектурное разнообразие. Есть и строгие одноглавые храмы, подобно всемирно известному храму Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли. И многоглавый собор Василия Блаженного на Красной площади. И пятиглавый Успенский собор Московского Кремля. Наконец, строят и шатровые храмы, подобно храму Вознесения в Коломенском. |
Форма креста ярко выражена в архитектуре Успенского собора в Кремле, пять куполов которого символизируют Главу Церкви - Христа и четырех апостоловевангелистов. Бывают храмы и двенадцатикупольные - в честь 12 апостолов. Купол православного храма заканчивается главою, на которую ставится православный крест. |
Нередко внизу креста можно видеть полумесяц, который имеет несколько символических значений. По одной из версий, луна знаменует купель, в которой Церковь, крестившаяся во Христе, облекается в Него. Это и люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа. Полумесяц - это и чаша евхаристическая, в которой находится Тело Христово. Некоторые теологи полумесяц в нижней части креста рассматривают как якорь христианской надежды на спасение по вере. А иные считают полумесяц древним змием, попираемым Крестом и полагаемым, как враг Божий, под ноги Христа. |
Обитель святых и паствы Православный храм состоит из трех частей: алтаря, собственно храма и притвора. «Между дверями (притвором - Ред.) и глубиной храма (алтарем - Ред.) лежит целый путь. Мы входим в храм и идем как бы по дороге жизни, через крещение, через исповедь и покаяние, через молитву, через участие в богослужении. И у дверей самого алтаря доходим до места, где нас приобщают Святых Тайн, Тела и Крови Христовых», - писал митрополит Антоний Сурожский. |
Притвор - это преддверие к храму, место соприкосновения божественного с землей. Это мир людей. |
В притворе продаются церковные принадлежности и свечи. Здесь, впрочем, как и в храме, много икон, а также стенных росписей. |
К притвору примыкают колокольня, если она не стоит отдельно, и крыльцо. Средняя часть, или собственно храм, символизирует собой мир людей, уже оправданный крестной жертвой Спасителя, освященный Им, Царство Божие. |
Именно в средней части храма стоят во время богослужений все верующие. |
Иконостас (от греческого «место стояния») - перегородка с установленными на ней в определенном порядке иконами. |
Он обращен иконами к средней части храма, где стоят молящиеся, и не только отделяет мир Божественный от мира земного, но и является образом Небесной Церкви. Во время богослужений верующие словно стоят лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса. Как писал священник Павел Флоренский, «иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым. Иконостас есть явление святых и Ангелов, явление небесных свидетелей и, прежде всего, Богоматери и Самого Христа». |
Иконостас имеет трое врат. Центральные, самые большие, называются царскими вратами. Через них невидимо выходит к нам Господь Иисус Христос. В царские врата никому, кроме священнослужителей, входить не разрешается. |
Царские врата обычно пышно украшаются резьбой и росписью: иконами четырех евангелистов и Благовещения Пресвятой Богородицы. Над ними помещается изображение Тайной вечери. |
Боковые двери иконостаса называются диаконскими, так как обычно через них проходят диаконы. Слева от царских врат северные двери, справа - южные. |
Обычно на них изображаются архангел Гавриил и архистратиг Михаил или архидиаконы Стефан и Филипп. |
Стена святых ликов Классические иконостасы состоят из пяти ярусов («чинов», пяти рядов икон). Нижний ярус называется местным. В нем помещается местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого освящен храм. В середине местного ряда стоят Царские Врата, справа от них икона Спасителя Иисуса Христа, слева - образ Пресвятой Богородицы, за ними - иконы особо чтимых святых. Местную, храмовую икону обычно помещают правее образа Спасителя. |
Второй снизу ряд иконостаса может быть праздничным. Здесь располагаются иконы двунадесятых праздников - двенадцати главнейших евангельских событий. |
Третий ряд - деисусный чин (от греческого - «моление, прошение»). Центральное место в нем занимает триптих: в центре - икона Спасителя, слева от нее - икона Божией Матери, справа - икона Иоанна Крестителя. Далее справа и слева располагаются иконы апостолов, архангелов и святых, в молитвенной позе склонившихся к Спасителю. |
Четвертый ряд - пророческий. |
Здесь расположены иконы пророков Ветхого Завета - Исайи, Иеремии и других. |
Пятый ряд - праотеческий. |
Праотцы - это патриархи израильского народа: Ной, Авраам, Исаак, Иаков и другие. |
Нередко встречается и другое устройство иконостаса. К примеру, праздничный ряд может быть выше деисуса, вместо пяти может быть всего три чина и т.д. В самом храме по стенам располагаются иконы в окладах и киотах - рамах под стеклом. Посередине храма на аналое - высоком четырехугольном столике с покатым верхом - лежит праздничная икона или образ святого. Это икона празднуемого события (например, Успения Пресвятой Богородицы) или святого, чью память Церковь празднует в этот день. |
Праздничные иконы меняются в зависимости от дня календаря. |
Хоругви и клиросы Возвышение перед иконостасом называется солея. Середина солеи перед царскими вратами обычно имеет полукруглый выступ, который называется амвон. |
Именно с амвона преподается верующим Святое Причащение, произносит проповеди священнослужитель. По обоим краям солеи у самых стен, иногда за иконами располагаются клиросы для хора и чтецов. Обычно здесь ставят специальные певческие аналои, на которых регент (руководитель) хора раскладывает ноты, а чтецы - богослужебные книги. Как правило, имеются в храмах и хоругви. Хоругвь - это православное знамя, предназначенное для крестных ходов, полотнище на древке с образом Спасителя или Божией Матери и святых. Иногда полотнище делается из металла с украшениями из серебра, золота, эмали и финифти. Но чаще хоругви вышиты золотом по парче или бархату. |
Алтарь (от латинского - «высокий жертвенник») - главнейшая часть храма. Алтарь знаменует собой небо, жилище Самого Господа. Алтарь, где совершается Таинство Евхаристии, как бы повторяет собой ту горницу, где состоялась Тайная вечеря Иисуса Христа и Его учеников. Святым престолом называется стол, находящийся в середине алтаря против царских врат. На нем, как на троне, таинственно присутствует Господь, Владыка Церкви. |
...Остается добавить, что храм - это солидное сооружение. Здание, предназначенное для молитвы, но не имеющее престола, не может называться храмом. Таковы, например, часовни, в которых не совершается литургия, а только молитвы, молебны и некоторые иные богослужения. |
Подготовила Анастасия ХАРЛАМОВА |
Тайная Власть 17,2009 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|