Расплата за измену
|
|
В Индии издревле прелюбодеяние было крайне опасным занятием Индуизм не считает неверность жены достаточным основанием для расторжения брака. Более того, индусский закон наказывает мужчину за прелюбодеяние строже, чем женщину.
|
|
Объяснение столь странному, с точки зрения христианина или мусульманина, подходу дано в индусских трактатах – дхармашастрах. Они гласят, что измена жены не может быть поводом для ее «оставления» (развода), поскольку осквернение женщины исчезает во время очередных месячных. Но главное, индусские авторитеты утверждают: женщина похотлива, слаба и глупа по самой своей природе. Для нее столь же естественно вступать в незаконную связь, как для обезьяны воровать подношения с храмового алтаря. Надо бдительно следить, чтобы подобные безобразия не случались, но сурово карать безмозглых нарушительниц – значит вставать с ними на одну доску, роняя тем самым собственное достоинство.
|
|
Другое дело – мужчина, существо духовное, сильное и разумное, а стало быть, обязанное держать свои низменные страсти под контролем. Потому и спонтанного ежемесячного очищения от скверны Творец предусмотреть для него нужным не счел – мужчина должен быть чист благодаря собственному усердию, а не божественной снисходительности.
|
|
Кому много дано, с того много и спросится – такой логики придерживались составители индусских законов. Кстати, она распространялась и на религиозноэтические предписания для разных каст: для жреческого и воинского сословия они были несоизмеримо жестче и многочисленней, чем для общественных низов.
|
|
Законы и жизнь Наказание для жен-изменниц предусматривались, если те, будучи высокого происхождения, осквернили свой род связью с простолюдином. Таким наказанием могли стать изгнание или штраф.
|
|
В индийском эпосе «Рамаяна» Ситу, супругу бога-царя Рамы, отправляют в ссылку, поскольку духовные учителя были уверены, что она согрешила с грязным предводителем демонов Раваной. Из всех описанных в канонической литературе случаев это самая жестокая кара, постигшая женщину, которую заподозрили в измене, и над судьбой Ситы у индийцев принято лить горькие слезы. В Европе, на Ближнем Востоке, в Китае, да где угодно, кроме Индии, супругу монарха, заподозренную в сексуальной связи с врагом мужа, однозначно приговорили бы к смерти.
|
|
Что же касается штрафа за неверность жены, то платить его приходилось не кому иному, как самому обманутому супругу, ибо никаких имущественных прав замужние женщины в Индии не имели.
|
|
А вот прелюбодеям-мужчинам в дхармашастрах было посвящено большое число грозных статей. Штрафом мог отделаться лишь любовник, чья партнерша была одной с ним касты. Если же она была более низкого происхождения, его подвергали изгнанию, тюрьме, а то и клеймению. А тех мужчин, которых угораздило вступить в связь с леди, принадлежавшей к высшей касте, как правило, приговаривали к смерти.
|
|
В сладеньких фильмах-грезах бомбейской киностудии таких сюжетов нет, но в классической индийской литературе они встречаются в изобилии. Так, еще одно божество – царевич Кришна – завел страстный роман с замужней пастушкой Радхой. Религиозными комментаторами сей недопустимый поступок интерпретируется таким образом: Бог любит нас столь сильно, что ради тех, кто отвечает ему взаимностью, готов пасть жертвой им же самим установленных законов. Такой вот индусский вариант искупительный жертвы, приносимой Богом, которая, ввиду ее эротического свойства, христианину может показаться кощунственной… А если перейти от мифов к истории, то великий средневековый поэт, брахман (представитель жреческой касты) Видьяпати Тхакур был навечно отправлен в изгнание за свою любовь к простолюдинке, о которой написал замечательные стихи.
|
|
Князь Сурья Сенагра, один из тех, кто дольше всего сопротивлялся в десятом веке мусульманским завоевателям, был посажен жрецами в темницу для месячного покаяния из-за того, что обнаружилась его связь с женой уборщика. В этот самый месяц агрессоры из Афганистана и взяли принадлежавшее ему пограничное княжество Сенараштра, убив как Сурью, так и приговоривших его к заключению «духовников».
|
|
Часто в средневековых романах и пьесах встречаются истории о том, как мужчина из низкой касты заводит роман с высокородной красавицей, его уличают и собираются предать смерти. Правда, в итоге обычно оказывается, что он – отданный крестьянам на воспитание сын царя или жреца, и следует хэппи-энд.
|
|
Подумайте, много ли было стимулов у обманутого супруга поднимать скандал, если от развратной жены все равно не избавишься? Разве что ненависть к соблазнителю супруги, но цена за ее удовлетворение – постыдная слава рогоносца.
|
|
И никакой материальной компенсации за обиду. Ведь если любовник платил штраф, то доставались эти деньги не мужу, а шли в казну религиозно-кастового совета, разбиравшего иск о прелюбодеянии.
|
|
Поэтому мужья предпочитали разбираться с негодяйками и негодяями самостоятельно. Или пользовались услугами наемников, чтобы те запустили кобру под ложе, где супруга предается незаконным утехам.
|
|
Невестки и девери Когда в Средние века Индию завоевали мусульмане, в высших кастах утвердилось изначально чуждое индийской культуре затворничество женщин. Но ни на семейном праве индусов, ни на темпераменте индианок завоевание не отразилось. Дамы стали искать себе любовников среди мужчин, которые крутились в доме мужа.
|
|
Часто ими оказывались управляющие дворцом или поместьем, писцы, личные астрологи, которые обычно были равного в плане касты происхождения, но из бедного рода. Даме такая связь, кроме домашнего скандала, ничем не грозила.
|
|
Любовнику же светил штраф, заплатить который денег зачастую не было.
|
|
И тогда индусский семейный суд постановлял: господин, скажем, Двиведи обязан бесплатно работать на господина Чакраварти, с супругой которого он переспал, до тех пор, пока сумма будущих зарплат не станет равной штрафу, к которому сей Двиведи приговорен. И несчастный Чакраварти вынужден был терпеть физиономию жениного любовника полгода, год, два, чтобы в итоге его деньги перешли в карман жреческого совета… Еще чаще, однако, возникала другая коллизия, распространенная настолько, что индийцы воплотили ее в стандарт грязной мужской брани в женский адрес: «Я твой деверь!» (брат мужа, у индийцев – младший). Смысловой перевод – «Я с тобой совокуплялся».
|
|
Именно мужнины младшие братики чаще всего становились кандидатами номер один в любовники индианок. Девушек выдавали замуж еще до того, как у них начинались месячные, за парней старше их лет на девять-десять. Пока барышни не созрели, к исполнению супружеских обязанностей их не принуждали. А у мужа часто оказывался братик – ровесник девочки-жены, с которой они дружили, играли и, случалось, доигрывались до первой любви и ее плотского воплощения.
|
|
Индийские исторические хроники, повествующие об аристократических родах, полны историями о том, как старший брат убил младшего из-за совращения его жены. Они сопровождаются религиозным морализаторством на тему о том, сколь глупо для духовных существ – мужчин – впадать в непотребную страсть и ревность. Про изменницу обычно говорится в одном-единственном, каноническом предложении – «она горько рыдала, рвала на себе волосы и царапала грудь».
|
|
Пожалуй, самая знаменитая индийская история о девере – роман великого поэта Рабиндраната Тагора с женой его старшего брата, описанный им в стихах, за которые он получил Нобелевскую премию. Но премия была позже. А до нее, когда отношения поэта с невесткой были обнаружены, молодая женщина покончила с собой. Рабиндранат же пережил нервно-психическое расстройство, от последствий которого не смог оправиться до преклонных лет.
|
|
Жена и воля Вам показалось, будто послабление по части адюльтера означает, что участь индусок была слаще, чем у их сестер из других стран, которых за прелюбодеяние подвергали смерти? Но им тоже за все приходилось платить.
|
|
Если вдуматься, суть юридических норм индуизма сводится к запрету: «Не посягай на женщину, принадлежащую другому, – это худший вид воровства». Индийский мужчина должен был твердо усвоить одно правило – нельзя зариться на чужую жену.
|
|
Зато распрекрасно можно крутить романы с вдовушками из своей касты или заниматься сексом с продажными женщинами. Последнее не то чтобы поощрялось, но и не осуждалось, свидетельством чему является знаменитая «Камасутра», написанная как пособие для куртизанок и их любовников. Главное, что в случае такой связи мужчина не отвечал за рожденного ребенка.
|
|
Совсем иное положение было у женщин. Часто овдовевших аристократок родственники принуждали взойти на погребальный костер мужа (этот обычай, называвшийся «сати», силовыми методами ликвидировали только завоевавшие Индию британцы). Вдовы из «простых» не имели права повторно выйти замуж. Женщина не могла возбудить процесса против мужа за измену. У нее вообще никаких юридических прав не было. Если ее муж вступал в связь с чьей-то женой и тайна раскрывалась, женщине, которая, по нашим понятиям, сама была пострадавшей стороной, приходилось отправляться за неверным мужем в изгнание… …Сорок лет назад в Индии был введен в действие семейный кодекс, по которому и мужчина, и женщина могут развестись по почте, без объяснения причин. Процент разводов за этот период, однако, сильно не увеличился. Как не сократилось и огромное количество убийств, которые ежегодно совершаются обманутыми мужьями. Крепки традиции.
|
|
Алексей ХАРЛАМОВ
|
|
Тайная Власть 16,2009
|