Исхак Самигулин о Хаосе и Порядке
|
- Исхак Закиуллович, почему Вы так назвали свою книгу? |
- По-моему, единственным источником развития окружающего нас мира является "единство и борьба противоположностей". Как мне удалось установить (или, возможно, восстановить забытое), этими противоположностями являются ХАОС и ПОРЯДОК. Любой естественный процесс, будь то развитие молекулы, человеческого общества или Вселенной в целом, представляет собой результат диалектической борьбы на соответствующем уровне этих двух компонентов движения. Таким образом, весь мир можно "расколоть" на две противоборствующие части - ХАОС (Х) и ПОРЯДОК (П): горячий (Х) - холодный (П), зима (П) - лето (Х), война (Х) - мир (П), жизнь (П) - смерть (Х) и т.д. |
- В чем же "изюминка" Ваших исследований? |
- Главным результатом моей работы является получение СХЕМЫ РАЗВИТИЯ МАТЕРИИ, схемы поведения хаоса и порядка при этом развитии. Ей следует все материальные и идеальные процессы: и биение сердца, и развитие сознания, и эволюция Вселенной. |
- И кто же? |
- Необузданный ХАОС упорядочивает сам себя - самоорганизуется! Новая ступень в развитии любого процесса возникает с необходимостью в результате вынужденного упорядочения очередного уровня ХАОСА, как координация его движения, как разрешение неразрешимых внутри него противоречий. |
Разрешая противоречия хаотического столкновения атомов, возникли молекулы. Противоречия в движении молекул породили вещества. Координация движения белков положила начало жизни. Если "жизнь" - есть способ существования белковых тел" (Ф.Энгельс), то белок - есть способ существования вещества (аминокислот), вещество - есть способ существования молекул (например, Н2О) и т.д. Так самоорганизуется материя, без всякого влияния извне. |
- Если природа самоорганизована и не нуждается в Боге, то как же быть с религиями, церквами и миллионами верующих? |
- Извечная борьба двух философских течений - МАТЕРИАЛИЗМА и ИДЕАЛИЗМА породила соответствующие им социальные институты. Но! Через науку или через религию все люди в конце концов приходят к одному - к БОГУ. Не Природа, люди в нем нуждаются. Бог - это тот стержень, на котором держится человеческое общество, это способ его существования и его будущее, это та ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ, которой должны следовать люди, чтобы не нарушить общую гармонию Природы. |
Путеводными нитями, ведущими к Богу, являются ДОБРОТА и НРАВСТВЕННОСТЬ. Верующий человек ближе к Богу, потому что он своими молитвами материализует идеи ДОБРА, заполняя свое сознание благими намерениями. Однако для жизнедеятельности общества не столь важно, состоит оно в основном из верящих в Бога или неверующих, но нравственно чистых людей. Главное, чтобы в нем ДОБРО (ПОРЯДОК) преобладало над ЗЛОМ (ХАОС). В противном случае будет торжествовать ЗЛО, ведущее человечество к гибели. Третьего не дано. |
- Но ДОБРО и ЗЛО - понятия относительные: что вчера было добром, сегодня может оказаться злом. Как же в таком случае выбирать свой жизненный путь? |
- Если глубже вникнуть в суть любой диалектической пары: бедный-богатый, сытый-голодный, необходимость-случайность, материальное-идеальное и т.д., включая добро-зло, то можно заметить, что понятия, определяющие их, служат, главным образом, для обозначения направления развития соответствующего им процесса, то есть указывают, в какую сторону качественный признак этой пары возрастает, а в какую убывает. В общем случае качественный признак любой диалектической пары возрастает при движении от ХАОСА к ПОРЯДКУ. |
И.З.Самигулин, кандидат физико-математических наук, доцент Книгу "Мир Хаоса и Порядка" можно приобрести в редакции газеты "Аномалия". |
Аномалия 1,1996 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|