Верят взрослые и дети: где-то там гуляет йети!
|
|
|
"Комсомольская правда", 21.08.2002, Москва, n.150, стр.10-11
|
|
#Наш специальный корреспондент Николай Варсегов охотился в вятских лесах на "снежного человека", который уж много лет терзает местное население#
|
|
Комсомольцы лешего прогнали
|
|
"Снежный человек", он же леший, он же йети, лесной, шиликун и т. д., водится на Вятке со времен незапамятных. Еще дед мой Матвей рассказывал, как в начале 20-х в их деревне Госковщина, верстах в 20 от города Вятки (ныне Киров), старый колдун Анисим водил крепкую дружбу с лешим. Потому Анисима все боялись и платили ему частью от урожая, чтобы в деревне мору, пожару или еще какой напасти не приключилось.
|
|
Мы, пацаны деревенские, в 60-х годах о "лесном дядюшке" много всякого слышали и относились к нему столь же спокойно, как, скажем, к медведю. Ни того, ни другого живьем не встречали, но знали, что за грибами туда и туда ходить нельзя. В этом бору медведи, а там, у болот, семья лешаков живет. Но "по грибы" и чистых лесов хватало, где леший и лютый зверь, по словам взрослых, никогда не заведется. А почему не заведется, про то нам не объясняли. Видно, люди, зверье и нечисть как-то негласно и подсознательно делили меж собой территорию, благо было ее достаточно. А потом там открыли ударную комсомольскую стройку, от которой почти все живое, включая меня, далеко убежало.
|
|
|
|
Ныне на Вятке уж не так много мест, где еще водится леший ("снежный человек", йети). Один из таких районов - Верхошижемский, в километрах 80 южнее Кирова. В здешней дремучей тайге йети массово поселился лет сорок назад. Местные егеря полагают, что причина тому - стихийная вырубка лесов на севере области. Рев моторов и мат лесорубов, мол, вынуждают его бежать в леса более тихие.
|
|
"Снежные красавицы" палками бросаются
|
|
Бывший егерь Сергеев Валерий Иванович, 1946 года рождения, встречался лицом к лицу с "человеком снежным" в лесах верхошижемских не один раз.
|
|
- Впервые это случилось в августе 1978 года, - вспоминает бывалый охотовед.
|
|
- Я тогда собирал чернику на болотах и вдруг вижу следы громадные босых человеческих ног. Скоро услышал, что за кустами кто-то прячется и за мной следит. Я крикнул: "Кто там?!", - а в ответ у меня над головой просвистела большая коряга, кинули ее метров с 30. Я: "Кто там балует?!" - и тут через полянку пробежали, как мне показалось, три женщины в шубах с густым таким мехом.
|
|
Второй раз уже в начале 80-х я охотился на дичь и вышел к мертвой деревне Голямы. Вдруг вижу по берегу оврага идут мне навстречу два мохнатых существа на задних толстых ногах. Когда приблизились, стало ясно, что это детеныши-подростки "снежного человека". Я скинул ружье, и в этот момент из старой бани, метрах в 50 от меня, послышался резкий свист и появилась большая фигура, наверное, мать их. Она стала махать руками, как бы зазывая детенышей к себе. Они тоже откликнулись свистом, но продолжали приближаться ко мне. Тогда она кинулась огромными шагами им наперерез и встала между ними и мной. От меня до нее было всего метров 20, и я хорошо разглядел это существо. Лицо круглое, черное, как у негритянки, без волос, только маленькие усики и бороденка. Похожа больше на обезьяну, чем на человека. Нос приплюснутый. Глаз не видно, только мощные надбровные дуги. Тело покрыто густой рыже-бурой шерстью. Груди большие, плечи широкие, руки длинные, почти до колен...
|
|
После у Красной речки я снова охотился. Вдруг метрах в 150 кусты затрещали и на поляну вышел "снежный человек" самец, уже другого типа, чем та самка. Ростом больше двух метров, очень похож на музейного неандертальца. На голове копна светлых волос, лицо светло-серое. Он резко замахал на меня руками, мол, уходи, я сержусь! Я выстрелил в небо, он засвистел, а из чащобы ему ответил свистом другой. Я не стал испытывать судьбу и ушел.
|
|
Безработица превратила человека в обезьяну
|
|
После пережитого охотовед Сергеев не раз писал рапорта в разные органы с просьбой разобраться и принять меры, а район обитания "снежного человека" объявить государственным заповедником. Но комитеты банально отписывались: "нет денег...", а ученые отвергали йети как элемент антинаучный. Вот один из рапортов Сергеева: "...так же отреагировали кировские ученые-биологи, благо их, ученых, в Кирове целый институт ВНИИОЗ. Официальных ответов не было. А знакомый доктор наук мне вполне серьезно объяснил, что это одичавшие крестьяне, и не больше. Вот если бы "снежного человека" привести в институт, что я не смог сделать, не имея возможности гарантировать ему безопасность. ...Семья "снежных людей" состоит из 12 особей, что я определил по следам (6 взрослых и 6 детенышей). Место их логова я нашел, но дело дальше разговоров не пошло".
|
|
И впрямь ученые из института ВНИИОЗ напрочь лишены романтизма: "Ладно Сергеев, он всю жизнь в лесу проторчал, но вы-то, корреспондент уважаемой газеты! XXI век на дворе, какой там "снежный человек", к лешим?!"
|
|
Связь со "снежным человеком" и для егеря Сергеева не прошла безболезненно. В девяностых годах его подкосил тяжелый инсульт, и теперь наш подвижник едва передвигается.
|
|
Может, это запасной "homo sapiens"?
|
|
С коллегой из кировского представительства "Комсомолки" мы отправились по наводке Сергеева в таежную вымершую деревню Гурьино, где устроили ночную засаду на йети в заброшенной бане, вооружась топорами. Скажем честно, увидеть воочию "снежного человека" нам не довелось, но его резкий посвист в чащобе не раз заставлял нас вздрогнуть. А кругом на десяток верст ни одного жилища.
|
|
Иные полагают, мол, если б он был, то его бы давно поймали, посадили в зверинец, отдали на опыты, съели... - как всякую прочую тварь земную. Но в том-то и дело, что йети, по мнению многих исследователей и священников, тварь внеземная. Он то является к нам из параллельных миров, то опять туда исчезает. Возможно, он запасной тип человека, которого Высший разум держит в резерве на случай погибели нашей породы. Ведь и наш предок - кроманьонец - явился из ниоткуда, поскольку он, как многие считают, не имеет переходного звена между собой и обезьяной. Следовательно, мы тоже из параллельных миров явились на Землю на смену неандертальцу. Другое дело, что в отличие от йети нам не дозволено перемещаться туда-сюда.
|
|
Мои подозрения на сей счет подкрепила воспоминаниями о йети ответственный секретарь районной газеты "Верховья Шижмы" Уланова Нина Михайловна:
|
|
- Есть у нас место у Красной речки, которое всегда считалось нехорошим. Там никогда не косили траву, не собирали грибы, ягоды, и все обходили его стороной. Неподалеку находилась наша деревня, и однажды мы, ребятня, опаздывая в школу, решили пройти напрямки по тому месту. Было нас четверо, лет от десяти до двенадцати. Стояла теплая майская погода, лес распускался зеленью. И едва мы прошли ту речку, как увидели на опушке леса огромную человеческую фигуру ростом метра под три. Он стоял от нас метрах в пятидесяти с громадными широченными плечами, густо покрыт рыжей шерстью, но самое интересное - он был будто бы на большом экране, то есть он выглядел словно нарисованный на плоскости. Мы, понятно, сильно перепугались и бросились наутек.
|
|
Нина Михайловна, будучи журналистом, лгать, разумеется, не может, и по ее рассказу нетрудно сообразить, что в этот самый момент - "он был будто бы на большом экране" - йети переходил к нам из другого измерения.
|
|
Как изгнать бесов
|
|
В деревне Верхолипово в мае этого года громадного лешего, вышедшего из леса, наблюдали из окон своего дома три сестры от 14 до 19 лет. Девушки до сих пор так перепуганы, что разговаривать с прессой отказались напрочь. И другие местные очевидцы также стараются не вдаваться в воспоминания о встрече с лешим, поскольку любое слово о нем по здешним поверьям притягивает к человеку нечистую силу: И если помянуть его в лесу, то он уведет человека в такие дебри, откуда выхода нет.
|
|
Уездный батюшка отец Евгений также считает "снежного человека" посланцем нечистой силы из потусторонних миров. Для батюшки он - банальный оборотень, появляется ниоткуда и пропадает в никуда, о чем свидетельствуют многие прихожане.
|
|
|
|
- Сам-то я не местный, с Нижегородской области. Так вот у нас в Шахунском районе лет сорок назад такой случай был. Пошли дети в лес по грибы, по ягоды, человек пять, да и пропали... Недели две их всем миром разыскивали, все Леса и болота прочесывали - нигде нету. Ну уже вроде всем понятно, что живыми их не увидеть. Осень же, холодно. И вдруг все являются целые, невредимые. Мы, говорят, у лесного дяденьки все это время в гостях были. Он нас кормил и поил. Сам он большой такой, говорят, лохматый... Как в дальнейшем сложились судьбы этих детей, мне про то неизвестно. Всякая нечисть пытается завладеть перво-наперво юными душами. Потому все эти "барабашки", полтергейсты, НЛО с так называемыми инопланетянами все они вокруг детей чаще вертятся. Нечистый обязательно старается показаться, чтобы завладеть рассудком, а после и в душу влезть. Я. вот недавно здесь в церкви над одной больной женщиной отчитку проводил. (Чтение специальных молитв для изгнания бесов из человека. - Н. В.) Семь бесов из нее вылезли, убежали, а три еще остались. Она страшно мучилась, да и я все силы отдал. Велел ей приходить еще, но она ослушалась, так и живет с ними, страдает.
|
|
Ныне через телевизор столько в человека разных новых бесов вселяется, - продолжал батюшка, - что все труднее их изгонять. Вон в соседнем районе у нас заходит поп в церковь, а бесенок прямо на иконе сидит и ноги свесил. Батюшка-то его молитвой, а бесенок и говорит: "Ты чо меня гонишь, ты на свой приход посмотри! Погляди, какие люди к тебе в церковь молиться приходят! Да я по сравнению с ними почти что ангел!" У меня вон тоже старушка ходит, одного молодого человека извести хочет, все свечки ему за упокой ставит. А человек этот очень благочестивый, и он помог мужу этой старушки, бывшему коммунисту, перед самой кончиной покреститься. И вот теперь нечисть через эту бабушку молодого человека пытается погубить, и старушка не понимает, что творит.
|
|
- Отец Евгений, так что же делать, если увидишь в лесу этого "снежного человека"?
|
|
- А молитвой его, только молитвой, и он растворится, - просвещал батюшка.
|
|
* * *
|
|
Ни одно существо, даже анаконда, не вселяет в нас столь мистический ужас, как "снежный человек". И в том его защита от нашего человека.
|
|
Тварь существует, и это факт! Его оглашенный свист с той жуткой ночи под мертвой деревней Гурьино стоит у автора в ушах до сих пор. Но у автора нет ясного ответа на вопрос: что с ним делать? Ловить? Оставить в покое? Или через какого-то колдуна установить с ним контакт? Я бы хотел на сей счет изучить соображения непосредственных очевидцев, контактеров с йети и просто любопытных читателей.
|
|
* * *
|
|
Комментарий "ученого"
|
|
"Снежный человек" - это бред!
|
|
Виталий Гинзбург, академик, сопредседатель комиссии по борьбе с лженаукой РАН, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР:
|
|
- Что, до сих пор кто-то "снежных людей" ищет? Да еще и в России? Бред! Давно это опровергнуто. Много лет назад были слухи, что йети обитают на Памире, но никаких научных фактов, это подтверждающих, до сих пор нет. Ну а искать "снежного человека" у нас, по-моему, это совсем чепуха!
|