Зомби для диктатуры пролетариата
|
|
Тема оживления мертвецов впервые появилась в сказках. Немало места этот сюжет занимает и в религии, где Христос мановением руки воскрешал покойников. Однако каким образом эта тема прокралась в такое атеистическое государство, как коммунистическая Россия?
|
|
Некромантия
|
|
|
Сама эта тема имеет длинную предысторию. В первую очередь следует назвать древнее искусство некромантии, представляющее собой магическое оживление мертвецов, а когда это физически становилось невозможным (например, в случае полного разложения трупа), то вызывание его духа. Целью некромантии в отличие от гаитянского зомбирования являлось получение от мертвых какой-нибудь информации (например, сведений о будущем или месторасположении клада), а отнюдь не физическая работа.
|
Ритуалы некромантии оказывались сложными и даже омерзительными, но на них шли, поскольку результат перекрывал все. Сама же подготовка начиналась за несколько дней до кульминационного момента. В это время маги не ели ничего соленого и дрожжевого, жевали мясо собак, а то и совсем голодали, окружали себя различными атрибутами смерти: носили снятую с мертвецов одежду, спали среди надгробий и могильных крестов, читали заупокойные молитвы по самим себе, а также медитировали на тему смерти. В результате они как бы сами уподоблялись трупу. Во всяком случае, считалось, что так им было легче найти контакт с миром мертвых…
|
Сам ритуал оживления проводился возле отрытой могилы ровно в полночь. Сначала ассистенты окуривали ее благовониями, а потом церемониально вскрывали гроб. Некромант трижды касался трупа магическим жезлом, с помощью заклинания приказывая ему встать…
|
|
Загадка воскрешения трупов в Африке
|
|
|
В середине прошлого века активно обсуждалась тема оживления мертвецов африканскими колдунами. Поводом к этому явилось сообщение американского этнографа Джона Грина, которому удалось с помощью подкупа присутствовать на закрытом для европейцев ритуале оживления.
|
Вот как описывается все это со слов самого Джона Грина…
|
На земле лежал мертвый человек, возле которого стояли несколько колдунов. Главным оказывался старик, державшийся с заметным достоинством. Грин попытался измерить пульс на сонной артерии покойного, проверил зрачковый рефлекс и даже поднес зеркальце к его губам. Но все показывало на то, что человек был мертв.
|
Наконец, по знаку старика начался ритуал воскрешения. Двое колдунов стали ритмично бить в громадные тамтамы, тогда как двое других в такт ударам выкрикивали какие-то заклинания, а главный шаман принялся исполнять замысловатый танец вокруг трупа. Ритм барабанных ударов все ускорялся.
|
Сила ударов и громкость пения постепенно выросли до такой степени, что Грину показалось, будто все у него внутри вибрирует и трясется. Через некоторое время веки усопшего затрепетали. Он повернулся на бок, а потом неожиданно встал на четвереньки. Вопли колдунов и удары в барабан сразу же прекратились. В наступившей тишине было слышно, как оживший молодой человек что-то бормотал…
|
|
Зомбирование на Гаити
|
|
Зомби, в переводе с конголезского, – это оживший мертвец, не способный мыслить, чувствовать и принимать самостоятельные решения. По сути – биологический робот, беспрекословно выполняющий чьи-то приказы. Каким образом происходит зомбирование – до конца не известно. Установлено только, что для обряда используют тело недавно умершего человека, которого еще не тронуло тление.
|
Местный колдун с помощью особых заклинаний и других магических процедур насыщает труп жизненной энергией, но одного этого оказывалось недостаточно, а поэтому тело «пробуждают» с помощью ударов электрического тока от морских угрей.
|
Оживший мертвец, или зомби, не знает усталости, ни в чем не перечит своему хозяину и готов трудиться сутками напролет на местных плантациях. Единственная сложность в его дальнейшей эксплуатации состояла в том, что труп периодически приходится насыщать энергией того же самого колдуна, после смерти которого зомби еще раз умирает, но на этот раз уже навсегда.
|
|
Использование электричества для оживления трупов
|
|
Первые опыты провел известный итальянский физиолог Луиджи Гальвани в 1791 году над мертвыми лягушками, пропуская через них электрический разряд, в результате чего они вздрагивали и шевелились как живые. Именно тогда и появилась мысль, что таким образом можно оживить человека. Осуществил этот проект племянник Гальвани Джованни Альдини. Он прославился тем, что сочетал серьезное исследование с довольно мерзким шоу, практикуя так называемые «электрические пляски» мертвецов, которые он демонстрировал публично в цирках и театрах.
|
Известно, что апофеоз его демонстраций наступил зимой 1803 года. Накануне Альдини приобрел тело казненного серийного убийцы Джорджа Форстера, которого он решил использовать особенным образом. Во время представления Альдини делал с ним все что хотел. Он присоединял электрические провода к губам и ушам трупа, и тогда челюсти того начинали дергаться, а лицо перекашивала гримаса боли. Показ триумфально завершался тем, что экспериментатор подключал один из электродов к голове, а другой засовывал трупу в прямую кишку. Мертвец пускался в дикий пляс, а публике казалось, что он оживает. Причем некоторые были поражены настолько, что падали в обморок. После окончания шоу труп Форстера зрители сочли ожившим и потребовали у властей забрать его у фокусника и казнить еще раз. Самого же Альдини позже (после выхода романа английской писательницы Мэри Уолстонкрафт Шелли) стали называть не иначе как Франкенштейном.
|
Но на том история не заканчивается. Более поздние опыты английского исследователя Эндрю Юра проходили еще более выразительно. Предприимчивый Юр нашпиговывал трупы электрическими батареями до такой степени, что «оживший» покойник однажды пустил в ход кулаки против него самого и даже больно пнул ассистента.
|
|
Шествие зомби по Советской России
|
|
|
Несмотря на то что Альдини тщательно протоколировал свои опыты, его имя надолго оставалось забытым вплоть до той поры, пока в России не случился Октябрьский переворот 1917 года. Большевики, придя к власти, снова вспомнили о дерзких экспериментах, решив, что направленное электрическое воздействие на трупы заставит их работать на стройках.
|
Открывающаяся перспектива обещала настоящую революцию в сфере труда, небывалый взрыв его производительности, ведь в результате людских потерь на Гражданской войне Советская Россия остро нуждалась в рабочей силе.
|
Большевики считали, что реакционная буржуазия сознательно прятала открытия Гальвани и Альдини, поскольку, согласно коммунистической доктрине, «она (буржуазия) всегда являлась тормозом в развитии производительных сил». Эти слова соратника Ленина
|
А. Богданова и стали руководством к действию. Уже в мае 1920 года был создан Центральный институт труда (ЦИТ), где начали осуществлять так называемые «трудовые опыты».
|
В своем предисловии к переведенной на русский язык книге Альдини
|
А. Богданов с пафосом написал: «Трупы – танцующие, сжимающие кулаки, обхватывающие сундук, который они могут поднять втроем – какой прекрасный повод для мелкобуржуазных элементов закрыть глаза, зажать нос и закричать “чур меня!”. Но пролетариат чужд мелкобуржуазных предрассудков, осуществляя экспроприацию нетрудовой собственности, он пересматривает и табу, введенные реакционными классами, в том числе и “табу мертвецов”».
|
Рассуждая подобным образом, он предложил использовать «тела наших павших товарищей» для их «социальной реабилитации» в рядах строителей коммунизма. Данная идея очень скоро нашла свое воплощение. Трупы «партийных товарищей», сохранив свои прижизненные имена, не требуя еды и питья, под воздействием одного лишь электрического тока переносили кирпичи из одной кучи в другую, вдвоем поднимали носилки с бетоном, а также протягивали друг другу руки в некоем подобии рукопожатия.
|
Один из присутствующих во время эксперимента партийных руководителей рискнул поздороваться с таким «ожившим» мертвецом. И вот что он с восторгом сказал: «Я ощущаю рукопожатие, холодное, если иметь в виду температуру, но поистине горячее, если иметь в виду его революционный порыв по Марксу».
|
Однако через несколько лет «торжественное шествие трупов к коммунизму» было приостановлено и с поразительной быстротой забыто вплоть до 1990 года, когда известный колдун Ю. Лонго, уже не пользуясь никакими политическими мотивами, на экране телевизора продемонстрировал новое «оживление» покойника.
|
|
Этот шаловливый Лонго
|
|
Передача была короткой, но произвела фурор по всей стране. Многие ей поверили – в то время мы еще не привыкли, что через СМИ нам активно могут вешать лапшу на уши.
|
Действие происходило в морге. На каталке лежал окоченевший труп, над которым колдовал Юрий Лонго с таким нешуточным напряжением, что даже были видны капли пота на его лице. Неожиданно у покойника шевельнулась одна из рук. Затем он приподнял голову и подобрал ноги. Еще через несколько секунд его туловище согнулось, словно мертвец собирался встать, но он тут же валится и замирает. Картина поистине жуткая. Одно дело, когда экстрасенс воздействует на живых людей, а тут труп…
|
К великому облегчению для всех, через несколько лет Ю. Лонго признался, что вся история с «оживлением трупа» – мистификация, где роль покойника и ассистентов Лонго сыграли его знакомые и коллеги.
|
Однако уже через несколько лет ситуация в гораздо более мрачном варианте повторилась с экстрасенсом Г. Грабовым, обещавшим за деньги оживить детей, погибших во время теракта в Беслане…
|
Аркадий ВЯТКИН
|
|
Журнал Тайны XX века
|