Оккультные тайны Пушкина
|
Аркадий ВЯТКИН, специально для «АН» |
Вся жизнь поэта пронизана странными совпадениями, пророчествами, мистическими знаками. Не принимать это во внимание просто нельзя, тем более что безвременная кончина Пушкина и стала результатом этих предсказаний. |
Роль навязчивых страхов в судьбе поэта |
Известно, что многие люди творческих профессий отличаются повышенной чувствительностью к мелочам и странностью поведения. Не был исключением и Александр Сергеевич, чрезвычайная ранимость и эмоциональность которого во многом являлись источником его поэтического дарования. Однако такого рода особенности психики поэта не могли полностью реализоваться в его стихах. Избыток психического напряжения не однажды порождал различные коллизии в жизни поэта. Это могло стать опасным для него самого, что в конечном итоге и произошло. Надо признать, что значительная часть его неуемной энергии была направлена на некие узловые точки в его психике, сегодня называемые фобиями. Поэт не любил здороваться за руку, не переносил число 13, боялся просыпанной соли и подаваемого ему во время обеда ножа. Зуд правого глаза он принимал за признак ожидаемого несчастья, а встреченную на пути похоронную профессию, напротив, за признак скорой удачи. Помимо всего прочего, у Пушкина был нескончаемый список так называемых «несчастливых дней», перечислять которые здесь даже не имеет смысла. В этот список, к примеру, входил и его день рождения — 26 мая, и поэтому поэт, в отличие от обычных людей, впадал в этот день в хандру и сетовал близким: «Что же делать! Так уж мне на роду написано — в несчастный день родиться…» При всем этом Пушкин трусом никогда не был, т. е. вне ситуации фобии он, напротив, проявлял бесстрашие и даже склонность к рискованным действиям… |
Один из биографов Пушкина, его племянник Л. Н. Павлищев, говорил: «Странно, что при всем своем замечательном умственном развитии поэт придавал огромное значение некоторым дням и встрече с попами и с зайцами…» |
Как известно, фобии отличаются от естественных страхов своим навязчивым и оторванным от жизни характером. Однако в них есть и своя логика. В частности, они всегда оберегали поэта от опрометчивых поступков, а также позволяли ему расходовать свою энергию на более обдуманные действия. Так, к примеру, если бы не поддался Александр Сергеевич влиянию очередной фобии, то быть бы ему в декабре 1825 года на Сенатской площади! |
Пушкинский заяц |
В 1995 году в селе Михайловском был торжественно открыт памятник зайцу, согласно поверьям спасшему великого поэта от каторги. Устроители решили, что есть резон выставлять бронзового зайца по праздникам и другим пушкинским дням, а в остальное время хранить его на складе, чтобы не вводить в соблазн «черных» добытчиков цветных металлов… |
А предыстория этому такова. В декабре 1825 года, когда Пушкин находился в ссылке в своем родовом имении селе Михайловском, до него дошла весть о кончине Александра I и происходящих в столице волнениях. Полагая, что в такой ситуации на его отъезд с места ссылки никто не обратит внимания, он распорядился заложить лошадей, чтобы поехать в Петербург на встречу с друзьями, но ему сказали, что его кучер заболел белой горячкой. Когда нашли другого и выехали за ворота, то им навстречу попался священник местной церкви. Для Александра Сергеевича это была плохая примета, однако он поехал дальше, хотя и с тяжелым сердцем. Но тут дорогу перебежал заяц, причем сделал это дважды, что было уже слишком, поэтому поэт распорядился повернуть обратно… |
Ровно через неделю Пушкин по распоряжению Николая I вернулся в Петербург, получив от царя Николая I свободу передвижения внутри страны. При этом царь не преминул спросить поэта, что бы сделал тот, если бы попал в столицу до восстания декабристов, на что Пушкин, нимало не сомневаясь, немедленно ответил: «Присоединился бы к своим товарищам»… Судьба поэта была бы, разумеется, коренным образом изменена, если бы он участвовал в декабрьском восстании. Сибирская ссылка — это, конечно, не лучшее место для сочинения стихов, но, с другой стороны, у Пушкина не было бы брака с Натальей Гончаровой, а следовательно, не было бы причин для дуэли с Дантесом… |
«Белая лошадь», «белый человек»… |
Когда Пушкину исполнилось 20 лет, он вместе со своим приятелем посетил салон модной в то время гадалки Александры Кирхгоф. Ведунья сообщила молодому поэту, что он скоро получит деньги, что ему будет сделано неожиданное предложение, что он прославится и будет отправлен в ссылку, а также проживет долго, если на 37-м году жизни преодолеет несчастье, связанное с белой головой, белой лошадью и белым человеком… |
Первое предсказание о нечаянных деньгах сбылось уже к концу того же дня. Вернувшись домой, Пушкин обнаружил на столе конверт с ассигнациями и записку. В ней его лицейский товарищ сообщал: «Ждал, но не дождался. Возвращаю свой старый карточный долг…» Столь скорое исполнение первого предсказания необычайно сильно поразило поэта, тем более что уже через несколько дней исполнилось и второе. В театре к нему подошел знакомый его отца, генерал от кавалерии Алексей Орлов, и предложил служить в конной гвардии… Теперь оставалось ждать исполнения третьего пророчества. Все, разумеется, знают, что оно сбылось в январе 1837 года во время дуэли с бароном Жоржем Дантесом. Именно этот французский аристократ и оказался тем самым «белым» (белокурым) человеком, который, кроме того, будучи поручиком Кавалергардского полка, носил белый мундир и ездил на белой лошади. Но мало кому известно, что у поэта до этого было еще около 20 дуэлей!.. Известно также, что «солнце русской поэзии» вообще хватался за пистолет по любому, даже самому незначительному поводу, в особенности если его оппонент оказывался белокурым. Иными словами, это предсказание отнюдь не являлось для поэта фобией, а, скорее, наоборот, — Пушкин фактически провоцировал пророчество, несмотря на его мрачный характер. Он даже в своих приятелях иногда видел вероятного убийцу. Так, например, он буквально обрушил на одного из них, писателя и переводчика Андрея Муравьева, множество обидных эпиграмм, тем самым напрашиваясь на поединок. Впоследствии поэт признавался друзьям, что так он искушал судьбу. Ведь именно Муравьев, по его представлению, и был «белым человеком» и одновременно «белой лошадью». В другой раз, на очередной дуэли с графом Федором Толстым, Пушкин вел себя на удивление хладнокровно. Даже когда в него целился противник, он спокойно ел вишни и сплевывал косточки (этот эпизод он потом отразил в рассказе «Выстрел»). Граф промахнулся, а Пушкин выстрелил в воздух, говоря друзьям: «Я знал, что этот меня не убьет. Он не белокурый…» Большинство других несостоявшихся дуэлей были предотвращены его товарищами, сумевшими помирить противников. Тем не менее в столичных кругах о Пушкине шла устойчивая молва как о бретере и скандалисте… |
Феномен «болдинской осени» |
Это всем известный период максимальной творческой активности поэта, начавшийся 31 августа и закончившийся в конце ноября 1830 года. Причиной появления Пушкина в Болдино явилась не ссылка, как в 1825 году, а служебная необходимость, связанная с оформлением дел по владению этой деревней, переданной Пушкину отцом. Однако рутинная процедура затянулась на целых три месяца. Основанием явилась эпидемия холеры, разразившаяся в Нижегородской губернии, вследствие чего на въезд и выезд был наложен строжайший карантин, и всех пытающихся проникнуть в зараженную зону или выйти из нее солдаты возвращали обратно. |
Как сообщает известный биограф А. С. Пушкина Ю. М. Лотман, поэт приехал в Болдино в подавленном настроении. Во многом это было связано с его одиночеством, временным разрывом связей с невестой и друзьями. Однако вскоре все это отодвинулось небывалым творческим вдохновением поэта. |
Чем же объясняется сильнейший креативный подъем у Пушкина, написавшего за это время около 30 стихотворений, 5 повестей и многое другое? Современные исследователи считают, что активация резервных возможностей организма поэта была связана не с чем иным, как с воздействием солнечной радиации, т. е. с магнитными бурями, вызываемыми вспышками на Солнце. Именно 1830 год, по 11-летнему циклу, и явился максимальным годом солнечной активности. В такие годы чаще всего возникают эпидемии, революции и войны, появляются знаменитые изобретения и сочинения. Другой причиной повышенной творческой активности у великого поэта в начале октября явилось совпадение и взаимное усиление пиков эмоционального, интеллектуального и физического подъема в соответствии с популярной сегодня теорией биоритмов. |
Аномальные новости 13,2012 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|