Дом, где леденеют сердца
Особняк Барятинских -так в XIX веке называлось величественное здание в центре старого Петербурга. Он долгое время принадлежал знаменитому древнему княжескому роду князей Барятинских, уходящему своими корнями к легендарным Рюриковичам. Представители этого рода в разное время служили послами в странах Европы и Азии, были видными военачальниками.
Последними владельцами роскошного особняка была младшая дочь императора Александра III, сестра последнего российского царя, Великая княгиня Ольга Романова и ее супруг принц Петр Ольденбургский.
Особняк до сих пор полон загадок и не перестает удивлять его нынешних владельцев удивительными случаями -страшными и необъяснимыми. Судите сами
Здание двухэтажного дворца снаружи не кажется просторным; но прохожий видит только парадную анфиладу, расположенную вдоль фасада, скрывающего сложную планировку старой усадьбы, построенной в самом начале XVIII века К дому пристроены три трехэтажных флигеля. В центре боковых ризалитов прорезаны арки для проезда в служебные дворы Слева по фасаду за палисадником скрывается трехэтажный флигель. Центральный замкнутый двор, куда можно по пасть только из вестибюля дворца, когда-то занимал необычный усадебный сад
Первым собственником особняка был генерал-лейтенант от артиллерии Ф И. Апрелев. Затем особняк унаследовал его сын, который, впрочем, недолго оставался владельцем роскошных покоев в день своего бракосочетания он был застрелен на пороге дома Это была заранее спланированная месть некоего мелкого чиновника Артиллерийского ведомства Н.М.Павлова Апрелев обесчестил его сестру, прижил с ней двоих детей, но жениться предпочел на дочери богатых петербургских аристократов.
Тогда-то особняк и был выгодно куплен {никто не хотел покупать дом, в котором произошло убийство) княгиней Марией Федоровной Барятинской, урожденной графиней Келлер. И, как оказалось впоследствии, напрасно. Гнетущая тоска охватывала здесь каждого, кто становился гостем особняка, ночные видения и неяс-4?ь ные звуки, похожие на шаги, гулким эхом раздавались в период полнолуния на прекрасной мраморной лестнице... Ктомуже особняк был полон необычных заморских вещиц, которые привозили многочисленные родственники Барятинских, состоявшие на дипломатической службе. Статуэтки, маски, затейливые фигурки, вазы внушали их обладателям безотчетный страх и желание убрать подальше заморские подарки К тому же они имели обыкновение самопроизвольно покидать свои места, падать в самое неподходящее время; словом, «вели себя» плохо. В стенах дворца, невзирая на аристократическое воспитание, все чаще разговаривали на повышенных тонах, слуги затевали между собой драки, в воздухе витала агрессия Невзирая на многочисленные великосветские приемы и балы, которыми Мария Федоровна пыталась отвлечься от «неприятностей», освящение особняка и многочисленные службы, которые проходили тут же, в домовой церкви, изменить что-либо оказалось невозможным. А вскоре в доме произошла еще одна смерть.
Похоронив дочь, княгиня стала вести уединенный образ жизни, много молиться и заниматься благотворительностью. Позже она подарила «кровавый» особняк своему сыну Александру, но он практически им не пользовался, и позже здание вновь было продано и переходило из одних рук в другие и кто не мог жить здесь подолгу, и легенды - одна страшнее другой невероятных событиях, происходивших в стенах старинного особняка, поползли по Петербургу Говорили, что от особняка до Зимнего дворца ведет потайной подземный ход, разветвляющийся на множество комнат, обустроенных с завидной роскошью. Что живут в этих комнатах медиумы, владеющие тайнами мира, и что будто бы сам граф Сен-Жермен тайно принимал в подземных покоях желающих, предсказывая им будущее и корректируя их судьбу
В конце концов загадочный особняк был приобретен императорской семьей и подарен на свадьбу Ольге Александровне Романовой и принцу Петру Александровичу Ольденбургскому Это была своего рода сделка, заключенная по настоянию императрицы Марии Федоровны, пытавшейся сбыть с рук нелюбимую дочь. В браке ни Ольга, ни ее муж счастливы не были. Принц в плане денег оказался гол как сокол, любил азартные игры, страдал алкоголизмом и вообще больше интересовался мужчинами, чем женой Ольга была на редкость некрасива, но очень талантлива. Она получила блестящее образование, прекрасно рисовала, обладала хорошим чувством юмора, к тому же имела легкий характер. Устав от мужниных «выкрутасов», она решает взять судьбу в свои руки, знакомится с офицером Николаем Куликовским, который служил в одном полку с ее братом, и принуждает мужа взять его в их дом адъютантом. Но только в 1916 году, через десять лет после разрешения на развод, которое дал император Николай II, любящие сердца смогли соединиться. Новая фамилия - Куликовская - помогла Ольге избежать неминуемой гибели, которая подстерегала всех, носивших ставшую опасной фамилию Романовы
После 1917 года в здании особняка Великой княгини Ольги, тут же «приватизированного» большевиками, размещались различные организации, и большая часть старинных интерьеров была утрачена. Планомерная реставрация началась лишь 12 лет назад стараниями нового владельца - одного из крупных учреждений Санкт-Петербурга, и теперь большинство залов воссозданы в былом великолепии
Возможно, реставрация каким-то образом «оживила» паранормальные явления, которые издавна имели место в особняке. По залам время от времени начинают гулять холодные сквозняки, хотя дубовые окна и двери всегда плотно закрыты. Внутри прекрасных старинных каминов, сохранившихся с прежних времен, периодически возникает какой-то шум.
Необычно ведет себя и «жемчужина» дворца - Театральный зал. Выдержанный в стиле «рококо», он украшен причудливой лепкой, отражающейся в огромном старинном зеркале, заключенном в необычную раму с рисунком. С этим зеркалом также связано множество загадочных историй. Говорят, что энергетический двойник Ольги Романовой надежно охраняет покои особняка, и если в полночь посмотреть на это зеркало под определенным углом, то можно увидеть ее, строго взирающую на новых хозяев.
Центральная мраморная лестница также упирается в огромное - во всю стену -зеркало. И сотрудники охраны, круглосуточно дежурящие у центрального подъезда особняка Барятинских, стараются по ночам не смотреть в ту сторону в зеркале часто мелькают силуэты мужчины и женщины в старинных одеждах, крепко держащихся за руки; слышны тяжелые протяжные вздохи . А у окна, расположенного на площадке между пролетами лестницы, ночного посетителя плотно возьмет в кольцо пронизывающий до костей ледяной вихрь. В солнечный день на восходе через многочисленные затейливые мини-окошечки, на которые разделено центральное лестничное окно, лестницу освещают десятки разноцветных лучей, в которых, как в мультипликации, танцуют причудливые фигурки неизвестных существ
Антонина ВОЗНЕСЕНСКАЯ
НЛО 15,2002
|