UAV: беспилотные аппараты хотят летать рядом с нами
http://www.membrana.ru/articles/technic/2002/03/21/211500.html
Прототип беспилотного самолета X-47A Pegasus
Вполне возможно, что к 2007 году беспилотные летательные аппараты будут допущены в "гражданское" воздушное пространство. То есть, аппараты-роботы будут летать там же, где и пассажирские лайнеры, причсм на равных. Что, страшно?
NASA в сотрудничестве с военными (US Navy) и учсными намеревается в ближайшие пять лет убедить Федеральное управление авиации (US Federal Aviation Administration - FAA) в том, что полсты беспилотных аппаратов вместе с обычными самолстами абсолютно безопасны. В качестве доказательств в FAA будут представлены результаты испытаний, которые уже проводятся, можно сказать, успешно.
* * *
Беспилотные летательные аппараты называются UAV - "бесчеловечные" (Unmanned) или необитаемые (Uninhabited) воздушные транспортные средства (Aerial Vehicles).
Разработкой UAV'ов американское Минобороны (Department of Defense
- DoD) занимается с конца 80-х годов прошлого столетия, и в 90-х добилось заметных успехов. DoD вместе с NASA с самого начала разделили UAV'вы на три категории в зависимости от дальности их полстов: Close Range - полсты "поблизости" до 50 км, Short Range - до 200 км и Endurance - продолжительные полсты на расстояние свыше 200 км.
С появлением новых технологий первые две из вышеназванных категорий были объединены в одну Тактическую программу (Tactical UAV Program) - здесь такие UAV'ы, как Pointer, Pioneer, Exdrone и другие. К Tactical UAV добавилась и новая - некая "корабельная" категория (Shipboard category).
Global Hawk
Что же касается UAV'ов, способных преодолеть 200 км и больше, то теперь это называется "Высотной программой" (High Altitude Program), а "правят бал" здесь известный по Афганистану и Косово Predator, а также беспилотные помощнее - Global Hawk и DarkStar.
Судя по всему, использованием UAV'ов в военных целях американцы довольны - о Future Combat Systems с их участием мы уже рассказывали. Эти успехи навели военных и NASA на мысль о потенциальном гражданском использовании беспилотных воздушных транспортных средств, для чего уже выведены три категории мирных UAV'ов: Local, Regional и всс та же Endurance.
В настоящее время в разработку гражданских беспилотных аппаратов вовлечены около 20 компаний, которые предлагают более сорока различных конфигураций UAV'ов: 18 локальных (например, Cypher, Aerobot FS-24...), 10 региональных (Skyeye, Hunter...) и 13 "дальнобойщиков" (Raptor, Chiron...).
Миссия военных беспилотных аппаратов известна и предельно ясна - это разведка, уничтожение целей, доставка грузов и тому подобное. О транспортировке UAV'ами солдат речь, (может быть, пока) не идст.
DarkStar
То же самое и с гражданскими - им отводится всс та же разведывательская работа: профилактика и тушение лесных пожаров, контроль за сельхозугодиями и так далее. Также возможна грузоперевозка, а о пассажирских UAV'ах сейчас, слава Богу, никто и не заикается.
Кстати, в конце марта 2002 года компании Bauer's Environmental Research Aircraft и Sensor Technology планируют продемонстрировать возможности UAV'а, который называется Helios. Этот достаточно известный аппарат, работающий на солнечных батареях, будет оборудован инфракрасной камерой, чтобы выяснить лучшее время для сбора урожая кофейных зсрен на гавайских кофейных плантациях.
А 13 марта 2002 года в Нью-Мехико NASA провела испытания другого UAV'а - весьма футуристичного на вид четырсхкрылого самолста Proteus. Лстчики-испытатели и инженеры, проводившие эксперимент, надеются, что результаты именно этих испытаний будут способствовать благополучной интеграции "необитаемых" самолстов в национальное воздушное пространство.
Внутри UAV'а людям делать нечего
По сути, данные испытания были тестом на безопасность: UAV, а точнее его создатели и сочувствующие им деятели из NASA и US Navy, должен был доказать, что он не будет "влететь в другой самолст" (fly into other aircraft).
Испытания представляли собой то, что у лстчиков называется "игра в цыплснка" (game of chicken). Цыплснком был UAV Proteus, оборудованный радиолокационной системой Skywatch, работающей по принципу "видеть и избегать" (see-and-avoid - DSA).
Predator
Она сканирует воздушное пространство на 30 с лишним километров вокруг оборудованного ей самолста и засекает ответные радиосигналы (transponder radio signals). Помимо Skywatch, на UAV'е были установлены и другие датчики, основанные на радарной или инфракрасной технологиях (infrared or radar technology), чтобы обнаружить самолсты без transponder-сигналов.
"Играли" с управляемым с земли "цыплснком" реактивные F-18, также оборудованные Skywatch. Благодаря этому программному обеспечению, самолсты, на которых оно установлено, обнаруживают друг друга, после чего оборудование постоянно обменивается данными о курсе и скорости самолстов, вычисляя, как избежать столкновения и передаст данные на землю.
F-18 по одному и по двое заходили на Proteus'а с разных направлений, высот, под углом и так далее, чтобы проверить, смогут ли датчики на UAV'е обнаружить самолст и просчитать возможности столкновения - всего было разыграно 18 сценариев.
Proteus
Skywatch Proteus'а всякий раз исправно передавал информацию диспетчеру в аэропорт, данные чстко отображались на экране, что позволило наземным службам выбирать для Proteus'а новый безопасный курс.
Отчст NASA об испытаниях заканчивается оптимистической фразой: "Интеграция UAV'ов в национальное воздушное пространство должно быть одобрено Федеральным управлением авиации".
Неужели им не страшно выпускать беспилотные "бесчеловечные" "необитаемые" аппараты в "гражданские" воздушные коридоры? Удастся ли убедить FAA, у которой в последнее время и так забот по горло?
|