Здесь любят надувать
Долгое время считалось, что дирижабли изобрел граф Фердинанд Цеппелин. Гигантские летательные конструкции легче воздуха даже назывались цепеллинами. "Однако наш соотечественник Константин Циолковский опередил графа не только во времени, но и по качеству предлагаемого изобретения, - рассказывает Геннадий Верба. - Именно благодаря дирижаблям, а не за чертежи ракет и марсианских поселений, Циолковский был признан советским правительством. В честь 70-летия школьному учителю был дарован новый дом в родной Калуге".
В 30-е годы 20 столетия в стране начался настоящий "дирижабельный бум". Гигантские "надувные машины" взлетали к облакам на радость ликующей публике. Газеты писали о том, что "тихоходы"-великаны скоро поднимут на небо всю страну. Погубило красивую мечту то, что топливом к дирижаблям в те годы был взрывоопасный водород. В 1937 году самый большой в мире, 120-тонный цеппелин сгорел при посадке. Погибли сотни людей. Годом позже на Кольском полуострове врезался в гору крупнейший советский дирижабль СССР В-6. За 3-4 года произошло несколько крупных небесных катастроф. Одновременно началось развитие авиации, которое подтолкнула начавшаяся война. В итоге дирижаблестроение сошло на нет.
Геннадий Верба ведет меня по цехам и лабораториям Воздухоплавательного Центра "Авгуръ". Здесь рождаются современные летательные аппараты легче воздуха. То, что поначалу казалось мне детской игрой в "воздушные шарики", на деле оказывается серьезной научной работой. Чертежи летающих машин выполняются на компьютерах, потом, когда разработки готовы и утверждены, закупается сырье и материалы, из которых здесь, в цехах "Авгура", делается сложная летательная техника. Геннадий показывает мне кабинку дирижабля, которая называется "гондолой". Она напоминает обычную кабину пилота, но в десятки раз меньше гигантской "сигары", которую напоминает оболочка дирижабля, и как бы "пришита у нее под "брюхом". Трудно поверить, что этот небесный великан весит легче воздуха…
В одном из цехов все устлано яркой газонепроницаемой тканью, из которой делают оболочку дирижабля. По ее количеству кажется, что это будет колосс размером с небольшой земной спутник. На самом деле, смеется Верба, это не так. Пока что "Авгур" изготавливает небольшие дирижабли, демонстрируя их на авиасалонах. Вообще во всем мире сейчас летает не больше 40 таких небесных машин, и до гигантов прошлого века им далеко. Зато они не взрываются.
- А вообще у нас грандиозный план, - продолжает мой собеседник. - Второй год мы работаем над самым большим в истории воздухоплавания дирижаблем грузоподъемностью 180 тонн. В проекте нашли применение и развитие самые смелые идеи Циолковского. Это дело многих лет. А года через 2-3 мы сделаем 3-х тонный "грузовик", который будет "съедать" топлива в 7 раз меньше, чем самолет, и в 15 раз меньше, чем вертолет. Подобного рода разработки имеются также в США, Германии, Англии, Голландии с той разницей, что они встречают серьезную финансовую поддержку этих государств. А мы пока все делаем за свой счет…
Оказывается, для того, чтобы "раскрутить" дирижабли и аэростаты, здесь делают самую разнообразную надувную рекламную продукцию типа летающих бутылок "Кока-Кола", а также матрасы, батуты, "надувные домики" по заказу МЧС… Словом, практически все, что можно надуть.
- Весь мир уже понял, что дирижабли и аэростаты - машины будущего, которые родились раньше своего времени, - считает Верба. - Например, в США границу с Мексикой полностью закрывают 4 оснащенных локаторами привязных аэростата, которые используются как "высотные пограничники". Аэростаты для разведки, связи, наблюдения, радиоперехвата незаменимы. Мы тоже потихоньку движемся вперед: недавно, например, подключили к Интернету через висящий над столицей аэростат 40 московских школ. Что касается дирижаблей, то это - потенциальные и безошибочные миноискатели, телеоператоры и, конечно, транспорт значительно более экономный и экологичный, чем авиация.
По словам конструктора, дирижабли, в отличие от самолетов и вертолетов, могут находиться в воздухе сутками, легко садиться и взлетать в любой местности, - вечная мерзлота или наводнение им нипочем. Такой "грузовик", способный легко поднять сотни тонн, для труднодоступных районов России мог бы стать подарком судьбы…
Однако государственного интереса, несмотря на моральную поддержку Росавиакосмоса, русские воздухоплаватели пока не почувствовали. Впрочем, однажды телевизионные чиновники обратились к ним с просьбой о помощи: когда случился пожар на Останкинской телебашне. Нельзя ли, дескать, восстановить вещание с помощью какого-нибудь вашего приспособления? "Можно, - ответили специалисты из "Авгура", - но для этого необходим гигантский аэростат. Чтобы создать такой, нужны деньги и время"… На этом разговор закончился…
Наталия Лескова
На грани невозможного №4(283),2002
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|