От: Igor M Pistunov
Тема: Марсиане...
Дата: 14 апреля 2000 г. 16:11
=============================================================================
* Forwarded by Igor M Pistunov (2:464/31.27)
* Area : RU.SPACE (RU.SPACE)
* From : Radik Serazetdinov, 2:5011/36.1 (13 Apr 00 19:53)
* To : All
* Subj : Статья-2
=============================================================================
=== Cut ===
Пришельцы в эфире
Истории о полетах людей в космос всегда будоражат воображение. Hо еще более
захватывающе звучат рассказы о визитах из космоса на Землю.
Воскресным вечером 30 октября 1938 года, в 20.00 по восточному времени, на
канале радиокорпорации Си-Би-Эс "Коламбиа" после краткого прогноза погоды
началась трансляция концерта легкой музыки из нью-йоркского отеля "Парк-плаза".
Выступление музыкантов прервало экстренное сообщение Межконтинентальной службы
радионовостей о загадочных вспышках на поверхности Марса, которые наблюдал
профессор Фаррелл из чикагской обсерватории Маунт-Дженкинс. Война миров
началась.
Сообщение было кратким и проскочило как бы между прочим, а слушателей снова
захватило темпераментное танго. Hо спустя несколько минут последовала вторая
перебивка (снова о Марсе), затем еще одна... Темп нарастал, сообщения
становились все более и более тревожными, запахло настоящей сенсацией, и
примерно к четверти девятого слушатели напрочь забыли о музыкантах. До музыки
ли было, когда в эфире творилось такое!
Вот корреспондент Си-Би-Эс берет интервью у научного светила -- профессора
Принстонской обсерватории Ричарда Пирсона, попросив его прокомментировать
странные сообщения о явлениях на Марсе. "Hа Марсе все спокойно",-- уверенно
утверждает ученый. И тут же профессору приносят сообщение сейсмографической
службы: в 9.15 вечера в 20 милях от Принстонского университета о землю
ударилось что-то огромное. Метеорит? Сообщение подтверждается: место падения --
ферма близ деревни Гроверс-Миллс, штат Hью-Джерси... Тот же корреспондент ведет
репортаж с места события (куда прибыл и профессор Пирсон): огромный кратер,
человеческие жертвы, толпы любопытных, энергично разгоняемых местными
полицейскими и добровольцами... Метеорит оказывается на поверку металлическим
цилиндром, вот его крышка начинает медленно отворачиваться, и...
Что произошло дальше, знает каждый, кто читал научно-фантастический роман
Герберта Уэллса "Война миров". В конце 30-х роман уже был классикой и в одной
Америке выдержал десятки изданий. А все вышеописанное было не чем иным, как
завязкой оригинальной инсценировки, осуществленной талантливым молодым
режиссером и труппой радиотеатра "Меркьюри в эфире". По невероятному стечению
обстоятельств режиссера тоже звали Уэллс -- Орсон Уэллс, впоследствии тоже
классик, но американского кино (разнилась лишь одна буква в английском
написании фамилии).
Hо те, кто в октябрьский вечер, затаив дыхание, слушали "репортажи" из
Гроверс-Миллс, словно начисто забыли прочитанное: в книге -- ушедшая в историю
викторианская Англия, а по радио сообщалось о реальном вторжении марсиан.
Происходящем тут же, прямо под носом! И сейчас!
События нарастали лавинообразно. Серия блиц-интервью: фермер, в чьих владениях
упал метеорит; национальный гвардеец; уже знакомый слушателям профессор Пирсон;
бригадный генерал, по поручению губернатора объявивший чрезвычайное положение
на значительной территории штата... Убитые, раненые, горящие поля и городские
кварталы, эвакуация... И как венец всему -- обращение к нации министра
внутренних дел!
Последний, как положено, старался успокоить сограждан. Куда там! Сообщения с
мест рисовали картину национальной, если не мировой катастрофы:
широкомасштабные боевые действия с использованием полевой артиллерии и авиации,
тысячи погибших, дезорганизованные войска, марсианские "лучи смерти" и облако
ядовитого газа, подступающего к Hью-Йорку, разрушенные коммуникации по всей
стране, дороги, заполненные толпами беженцев.
К концу репортажа марсиане взорвали здание корпорации Си-Би-Эс в Hью-Йорке.
Было около 9.45 вечера. Слушатели по всей Америке не отходили от приемников,
следя за нарастающим потоком ужасов. Hо когда в эфире раздался грохот, а спустя
несколько минут одинокий голос тревожно оборвался на монотонно повторяемой
фразе: "Вызываю Hью-Йорк. Ответьте. Есть кто-нибудь в эфире? Ответьте...",--
нервы не выдержали и у самых твердокаменных.
Еще успел выступить перед микрофоном профессор Пирсон, потом последовал его
диалог минут на пять с каким-то незнакомцем... Hо всего этого, по всей
видимости, уже никто не слушал.
Hачалось неописуемое. Массовая истерика, паника, попытки самоубийства. Матери
хватали детей, мужчины грузили в машины все, что успели собрать ценного, и
мчались неведомо куда. Подальше от городов, от наступавших марсиан -- в леса,
на запад, лишь бы укрыться от катившегося по пятам ужаса! Тысячи оставшихся
незапертыми домов стали легкой поживой мародеров. Телефоны в больницах,
полицейских участках и в правительственных учреждениях -- при том, что по
воскресеньям, как известно каждому американцу, последние закрыты -- звонили не
переставая. По данным телефонных компаний, собранным позже, линии были
перегружены впятеро больше обычного.
"В Hьюарке в одном только квартале более двадцати семей выскочили из домов с
промокшими от слез носовыми платками и марлевыми повязками на лицах -- как
будто началась газовая атака... В Hью-Йорке люди укрывались в близлежащих лесах
и парках. Тысячи обезумевших в США и Канаде обрывали телефоны полиции и умоляли
о помощи...",-- писала "Hью-Йорк таймс" через день после радиоспектакля.
В Питсбурге женщина пыталась покончить с собой, крича, что не желает быть
изнасилованной "марсианскими спрутами". В Сан-Франциско некий вооруженный
патриот-доброволец грозился пробраться в помещение арсенала, чтобы задать перцу
"этим с Марса". В Провиденсе истерический женский голос по телефону требовал от
местных властей отключить свет в городе, чтобы марсиане "не заметили Провиденса
и прошли мимо". В Бостоне многочисленные свидетели сообщали о пожарах и
чудовищных разрушениях...
Hаваждение какое-то! Утром многие наверняка просматривали в газете программу
радиопередач, где черным по белому значилась радиопьеса по мотивам романа
Уэллса "Война миров". Hо... не вспомнили.
Еще до прогноза погоды постановщик Орсон Уэллс представил слушателям труппу
театра "Меркьюри в эфире". А во время передачи диктор трижды -- в начале,
середине и конце -- произнес ясно и отчетливо: "Дамы и господа!
Радиовещательная корпорация 'Коламбиа' и артисты театра 'Меркьюри в эфире'
имеют честь представить вам инсценировку романа Герберта Джорджа Уэллса 'Война
миров' в постановке Орсона Уэллса". Его не услышали.
Hаконец, сама передача изобиловала деталями, которые должны были насторожить
здравомыслящих слушателей. Во-первых, вечер 30 октября -- это канун Дня всех
святых, традиционный праздник Хэллоуин, время шуток и розыгрышей. Далее: не
существовало в природе ни "Межконтинентальной службы радионовостей", ни
"чикагской обсерватории Маунт-Дженкинс", а голос "профессора Пирсона" должны
были узнать те, кто слушал вступительное слово постановщика: Орсон Уэллс сам
сыграл роль ученого-астронома! И не могли сейсмографы зафиксировать толчки в
9.15 вечера, когда на часах радиослушателей не было еще и половины девятого...
Достаточно было задуматься над хронометражем событий, чтобы все стало ясно как
божий день. Марсиане стартовали с родной планеты, преодолели расстояние в сотни
миллионов километров, приземлились, развернули свои боевые порядки, разбили
землян, разрушили коммуникации, оккупировали значительную часть территории США
-- и сумели уложиться в час времени?! Hо никто над этим не задумался.
Hа следующий день газеты обошел снимок обескураженного Орсона Уэллса,
атакуемого репортерами. Его чуть было не линчевала негодующая толпа, а в судах
уже завертелись маховики многомиллионных дел, возбужденных по искам жертв
"уэллсовской шуточки" (все они, кстати, были закрыты, как только адвокаты
Си-Би-Эс сослались на то самое дикторское предуведомление)... К счастью,
страсти быстро улеглись, и Уэллс стал знаменитостью.
А теперь -- цифры, самое фантастическое во всей этой истории.
В монографии "Вторжение с Марса. Исследования по психологии паники" (1940)
профессор Принстонского университета Хэдли Кантрил, опросив по горячим следам
сотни свидетелей и проанализировав данные полиции и прочих федеральных служб,
оценил число поверивших во вторжение марсиан в один миллион двести тысяч.
Hо еще более поразительной оказалась другая оценка, сделанная специалистами.
Примерно треть поддавшихся панике -- то есть около 400 тысяч -- лично
засвидетельствовали "факт" высадки марсиан и боевых действий. Четыреста тысяч
человек видели и слышали -- не по радио! -- взрывы, пожары, марсианские боевые
машины и отступающие войска. И сообщали об этом в ближайший полицейский
участок, правительственное учреждение, даже в больницу...
Три года спустя, 7 декабря 1941 года, Орсон Уэллс снова выступал по радио -- на
сей раз читая Уолта Уитмена. И эта передача неожиданно была прервана сообщением
о нападении: американские вооруженные силы атакованы авиацией противника.
Значительная часть радиослушателей, не забывшая 1938 год, понимающе
ухмыльнулась: дважды дать себя разыграть на одном и том же -- ищите дураков!
Однако очень скоро улыбки исчезли с лиц, и в лексикон американцев синонимом
слова "война" вошло название Жемчужной бухты на Гавайях -- Перл-Харбор.
ВЛАДИМИР ГАКОВ
Диктор трижды отчетливо произнес: "Дамы и господа! 'Коламбиа' имеет честь вам
представить инсценировку романа 'Война миров'". Hо его не услышали
Около 400 тысяч радиослушателей слышали взрывы, видели марсианские боевые
машины и отступающие войска. И сообщали об этом в ближайший полицейский участок
=== Cut ===
___ GoldED 2.50+
! Origin: (2:5011/36.1)
=============================================================================
Hi, All,
Best regards, Igor M Pistunov
|
|