Ненастоящее время
Хотя праздники жизни всегда носили характер коллективных мероприятий, гении в них почти не участвовали Эти люди обладали неким поляризационным свойством и создавали вокруг себя мир контрастов. Их собственное видение жизни и убеждения (а, как следствие, бескомпромиссность - до фанатизма) имели вид молний, которые буквально испепеляли тех, кто находился рядом, - и друзей, и врагов; поэтому, как правило, рано или поздно гении оказывались в одиночестве Были ли они бесстрастны" Конечно, нет, такое утверждение просто абсурдно Творчество - это целая гамма чувств (возможно, более пылких по сравнению со всеми другими); та же страсть, те же бессонные ночи, но - наедине с собой и по поводу идеи, некой бестелесной сущности Часто их одиночество было собственным выбором - обдуманным и единственно верным решением, оптимальным способом существования. И этому состоянию, которое расценивается как достаточно тяжелое с общепринятых "коллективистских" позиций, человечество и обязано своим развитием - как способу, форме движения к истине. Одиночество - это феномен среди всех человеческих состояний, и искать иное объяснение - все равно, что пытаться создать лекарство от удара молнии Может быть, они не чувствовали себя принадлежащими тому времени, в котором жили, и окружающие просто не являлись их современниками" Но можно ли жить вне времени?
"Время правит жизнью", - гласит девиз Национальной ассоциации контролеров часов США Однако, говоря о соответствии человека и времени, мы как бы рассматриваем действие некой функции, уравнения с двумя неизвестными. Никто не знает, что такое человек, и никто не знает, что такое время При этом вряд ли кого-то удивит метафора "ненастоящий человек"; а если "ненастоящим" объявить время - то самое, за которым следит целая Ассоциация и которое "почему-то" игнорирует гениев" Великие учителя древности - Конфуций, Пифагор, Гермес Трисмегист - независимо друг от друга утверждали, что человечество неоднородно и делится на две категории людей: смертных и бессмертных В отличие от специалистов Ассоциации, придумавших девиз, они понимали, что времени, которое можно измерить часами, не существует вообще, и люди, живущие в "привязке" к нему, уходят из жизни навсегда - вместе со временем. Приведем простой пример из книги знаменитого астронома Камиля
она "История неба". "Представим, - пишет Фламмарион, - что путешественник в полдень, имея Солнце над головой, отправился в сторону, противоположную движению Земли и со скоростью кажущегося движения Солнца; в этом случае он всегда имел бы Солнце у себя над головой. Тогда бы Земля не имела вращательного движения и времени не существовало бы вовсе, - ведь оно служит только и исключительно мерой движения". "Все врут календари!" - подметил один из гениев. Действительно, календарь лишь наполовину отражает течение времени. А как же две категории людей? В этом вопросе все-таки нельзя разобраться без времени в его обычном понимании, - хотя его одного становится мало. Будем исходить из наличия двух времен; впрочем, доказать этот факт достаточно легко. В астрологии время связано сразу с двумя планетами: Сатурн (управитель Козерога, соуправитель Водолея) олицетворяет собой прошлое, формальное время, поддающееся измерению при том его понимании, которое бытует у современного человечества, а Уран (управитель Водолея, соуправитель Козерога) - будущее, неформальное; его человечество не ощущает и тем более не ищет способа измерить как не поддающееся современной логике. Отметим, что настоящего астрологически не существует вообще - оно не представлено ни одной планетой. Если у столь древней науки, которой является астрология, на протяжении тысячелетий не возникло потребности в настоящем, то о чем это свидетельствует? О недочетах звездочетов? Нет. Просто того, что есть, достаточно для объяснения любого события или явления; главное - уметь им воспользоваться. Например, предположить, что неоднородность человечества каким-то образом связана с двойственностью времени, предопределенной двумя указанными планетами. При этом каждая из указанных планет имеет "пару", делающую возможным не только исполнение функции времени, но и распространение его влияния: для Сатурна это Юпитер, в соединении с которым он вмешивался в планы владык и завоевателей (известно, что на соединении Юпитера и Сатурна в 1206 году взошла звезда Чингисхана, а на следующем - в 1226 - закатилась; он отказался от желания дальнейших завоеваний и повернул свое войско назад). Для Урана это Нептун, соединения которых также значимы, но как бы в перевернутом виде по
шению к соединениям Юпитера и Сатурна, - как небо по отношению к земле Все должно иметь название И если существует не единое время, к чему человечество привыкло (а привычка, как известно, это вторая натура), а два, то они
ловно нуждаются каждое в своем, иоединения Юпитер-Сатурн, которые обусловливают характер времени с позиции его социальной значимости, "включают" время событий. Соединения Уран-Нептун дают представления об "идейном" наполнении пространства - будем считать, что это время идей. Время событий и время идей-два совершенно самостоятельных, но взаимодействующих друг с другом времени. На первый взгляд, это представляется более, чем смелым шагом, однако при последующем размышлении он оказывается вполне обоснованным. Известный афоризм швейцарского психолога Карла Густава Юнга гласит, что все процессы, в том числе и человеческое существование, наделяются значением качества времени, под которым они начинаются. Но подчиняются ли устремления всех современников, - то есть людей, принадлежащих к одному-двум "смежным" поколениям, - единому духу, единой логике времени? Конечно, нет. Среди них есть люди, живущие социальными установками и социальными завоеваниями, острой тягой к карьере и власти; назовем их "свершенцами событий". Другая категория, к которой относятся прежде всего ученые и деятели искусства, - не те, кто знает конъюнктуру и работает в ее рамках, а безразличные к карьере фанатики - представляет собой "носителей идей". Почему же так происходит? Представляется, что гороскопы людей первой категории отзываются на время событий, обусловленное соединениями Юпитера и Сатурна, а второй - резонируют со временем идей, обусловленное соединениями Урана и Нептуна. Когда-то, защищая права Кембриджского университета, Исаак Ньютон посмел прилюдно заявить Якову II, что закон выше короля. Конечно, ученый имел в виду не тот закон, который сам же король легко мог бы изменить одним росчерком пера, а закон, который не находится во власти конкретного человека. Это закон идеи, пробивающей себе дорогу потому, что ее час настал. Способность к концентрации на своей идее - отличительная черта гениев (в древности известная как достигаемая в результате посвящения). В дзэн-буддизме она описывается как принцип... сухой половой тряпки. Дадим читателю необходимые пояснения. По преданию, один монах спросил у буддистского адепта: "Кто такой Будда?" "Сухая половая тряпка", - последовал ответ. Используя эту аллегорию, в "Основах дзэн-буддизма"
Д.Судзуки описывается состояние, типичное для носителей идей' "Что бы вы ни делали - или сидели, или лежали - пусть ваш разум постоянно будет сосредоточен на этой "половой тряпке" Настанет время, когда ваш ум неожиданно
тановится, подобно крысе, оказавшейся в тупике. Затем вы погрузитесь в нечто неизвестное с криком: "А, вот оно!" Когда раздается этот крик, вы открываете себя. В то же самое время вы обнаруживаете, что все учения древних авторитетов являются ничем иным, как простыми комментариями к вашему собственному неожиданному возгласу: "А, вот оно!" Уран и Нептун - высшие планеты, они несут тяжелые для человека энергии, разрушительные при попытках "обойти" устои, диктуемые Сатурном. Именно поэтому гении часто признавались в раннем ощущении старости. Погибший в двадцать семь лет Михаил Лермонтов успел создать "Героя нашего времени", - что требовало знания жизни, несоразмерно лучшего, чем у обычного человека в этом возрасте. "Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом", - заметил он в стихотворении "Дума". Сергей Есенин в "Письме к матери" так описывал свое состояние: "Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне в жизни привелось". Жизненный опыт, позволивший совсем молодому Михаилу Шолохову предать перу и бумаге такой грандиозный замысел, как "Тихий Дон", до сих пор подвергает сомнениям его авторство. В автобиографическом произведении "Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим" художник говорил о том, что с детских лет чувствовал себя стариком, любил смотреть на стариков и жадно искал в себе внешние приметы старости. Время, с которым мы привычно сверяем свою жизнь по часам, - время событий - имеет целью контролировать человеческое сознание. Бросая на них взгляд, мы соотносим себя с жизнью общества, - успеваем или нет на работу? На деловую встречу? На поезд, уходящий строго по расписанию? Время идей - внутреннее время подсознания; его известные формы - сон, психоделические состояния, галлюцинации под воздействием болезни, алкоголя или наркотиков, обмороки, клинические смерти, летаргические сны. Оно неконтролируемо временем событий Это по-настоящему личная жизнь человека, порой принимающая пугающие формы - поскольку мало кто умеет им управлять (разве что редкие адепты и шаманы). Впрочем, если человека изолировать от всех внешних примет времени - не только тикающего будильника, но и от возможности наблюдать за сменой дня и ночи (а такие эксперименты проводились), он описывает свои ощущения так:
"После того, как в течение первых двух дней жизни в бункере меня чрезвычайно заботило "истинное" время, я утратил к этому предмету всякий интерес и прекрасно чувствовал себя в безвременье" (Энтони Авени, "Империи времени") Но рано или поздно изолированный от внешних примет времени человек приходит к новому "расписанию". В большинстве случаев это 36-ти (а не 24-х) - часовой суточный ритм. Нумерологически первая продолжительность суток - личных, неформальных, - даст число 9, вторая - общепринятых, формальных - 6. Оба числа, отражаясь друг в друге в перевернутом виде, воплощают принцип своей противоположности. В древней нумерологии (так называемой гематрии) число 6 известно как воплощение принципа макрокосма, принцип печати Соломона (символизируемой шестиконечной звездой); но царь Соломон при всей своей библейской мудрости не видел смысла в человеческом существовании: "Все суета сует и ловля ветра" Число 9 - это число посвящения, языческие храмы, где происходили посвящения, имели, как правило, 9 подземных залов, сами мистерии длились 9 дней и так далее Посвящение - второе рождение - способ обретения смысла жизни. Так есть ли разница, по которому из времен жить?! Человечество создало солнечно-лунный календарь, который четким чередованием структурных единиц времени (часы, сутки, недели, месяца, годы) проводит в жизнь астрологический принцип Сатурна - приоритет формы над идеей Опять же, в астрологии, Солнце, Луна и Сатурн в совокупности представляют собой человеческое "эго", по теории психоанализа Зигмунда Фрейда, эго появляется из-за потребности организма иметь соответствие с миром объективной реальности. Но, согласно тому же Фрейду, существует и "супер-это", внутренняя модификация общепринятых ценностей, представляется, что оно задавлено самим современным построением времени Именно поэтому на протяжении истории возникали периоды массовых, эпидемических прорывов человечества за рамки формального времени событий. Шабаши ведьм, сделки с дьяволом, полеты во сне и наяву, психозы целых поколений (например, сексуальный во времена того же Фрейда), употребление наркотиков - из их числа. Человек ощущает потребность стать чем-то большим, чем позволяет
ему формальное время. Иногда он находит способ добиться этого - выпадая из времени событий во время идей. Так рождаются гении - и так они гибнуг. Альберт Эйнштейн, этот величайший носитель идей, установил, что каждая система, движущаяся относительно другой, имеет свое собственное время. Имеет - потому что она сама его генерирует. В астрологии Уран, помимо всего прочего, олицетворяет собой электричество, электрическое поле. Поэтому не исключено, что время идей имеет полевую структуру и это порождает резонанс, ответную реакцию окружения на фанатичное ^лужение идее отдельным человеком или группой энтузиастов. Резонансные астрологические стихии - вода и воздух - выражены, например, в гороскопах членов различных тайных обществ, "вдохновленных" кем-то извне. Вот показатели количества планет в знаках воздушной ц водной стихий в гороскопах декабристов (при среднем показателе, равном 5): П.Пестель-8; К.Рылеев-7; С.МуравьевАпостол-7; П.Чаадаев -7; В.Кюх^льбекер - 8. Применительно к современности это работает как правило: скажи мне, кто твой начальник, и я скажу тебе, кто ты. Ось, разделяющая на зодиакальном круге знаки Козерога и Водолея, функционирует как зеркало, ось отражения. "Путь вверх и вниз - один и тот же путь", - писал Гераклит. Но конечная точка цикла не представляет собой тождество с начальной; они совпадают в проекции. Поэтому существуют два принципа движения: назад в будущее - характерный для свершенцев событий и вперед в прошлое - кредо носителей идей. Как удивительно точно представил второй принцип Льюис Кэролл: "Чтобы оставаться на месте, нужно изо всех сил бежать вперед", Вперед, в прошлое - это переход (точнее, прорыв) из Козерога в Водолей, в своеобразное зазеркалье, расположенное за осью отражения. Гении, носители идей, живут и творят в этом зазеркалье, в иной реальности времени. Прошлое и будущее - вне настоящего - едины; волшебница Фессалии Эрихто, умевшая оживлять мертвых, использовала их для предсказания будущего. Со смертью носителей идей наследие, оставленное ими человечеству, переходит во власть свершенцев событий, а само оно приобретает "адаптированный" ко времени событий вид. Так преодолевается барьер несовместимости времени событий и времени идей.
Елена Константинова
Незримая сила 1,2000
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|