Искатели вечной истины
Жизнь Николая (1874 - 1947) и Елены (1869 - 1955) Рерих была полна удивительных приключений, необыкновенных встреч и титанического труда над книгами нового духовного учения, названного ими Живой Этикой.
Встречи с Великой Душой
Элизабет Вандерхилл в известной энциклопедии "Мистики XX века" пишет: "Фамилия "Рерих" имеет древнескандинавское происхождение и в переводе означает: "богатый славой". Судьба Николая Константиновича Рериха действительно была богата славой. Еще при жизни имя этого выдающего мыслителя и художника, ученого и путешественника, писателя и общественного деятеля окружали легенды. Поражали его фантастическая работоспособность (Рерих написал более семи тысяч картин), масштаб его рискованных экспедиций, неизменно оканчивавшихся удачей (включая переход через Алтай, Тибет и Гималаи), его ученость и эрудиция.
Суеверные тибетцы считали, что Рерих умеет ходить по воде, как по суше, а заодно полагали, что пули не могут причинить ему вреда, ибо он в дружбе с самим таинственным Духом Гор. Легендами окружен и его дом в Гималаях, над которым, как говорят, по ночам иногда появляются блуждающие огни!
Удивителен и жизненный путь Рериха - прямой, как стрела: будто он с самого детства знал, что ему предначертано совершить. Николай Константинович родился в Санкт-Петербурге, в семье преуспевающего нотариуса; повинуясь воле отца, получил образование на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, но ни дня не проработал юристом. Уже в студенческие годы он серьезно занимался историей, этнографией, философией и, главное, живописью, учась одновременно в университете и в Академии художеств, в мастерской знаменитого Куинджи. Первая же его картина - дипломная работа "Гонец", выставленная в 1897 году в Петербурге, была куплена знаменитым коллекционером Третьяковым.
Основным делом Николая Рериха стала живопись. Он много путешествовал по северным деревням России; вел раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской губерниях; серьезно изучал труды специалистов по востоковедению и славяноведению. На почве этих занятий близко познакомился с директором Российского археологического общества князем Путятиным, а племянница Путятина - Елена Шапошникова - вскоре (в 1901 году) стала его женой. Она разделила с ним все трудности жизни, участвовала во всех походах и стала основным автором Живой Этики - гигантского свода духовно-этического учения Рерихов.
24 марта 1920 года в Лондоне чета Рерих впервые повстречалась со своим духовным учителем с Востока (Махатмой), сыгравшим решающую роль в их жизни и судьбе. Беседа с ним дала толчок к написанию книги, названной "Листы сада Мории". Это была первая книга учения Рерихов.
В буквальном переводе с хинди "махатма" означает "великая душа". Индусы называют этим словом людей, достигших высших степеней духовного развития. Считается, что все махатмы каким-то образом связаны с Шамбалой - центром эзотерической мудрости, укрытым в горах Индии и Тибета. Разумеется, рассказы о Шамбале и махатмах могут вызывать - и зачастую вызывают - недоверие у скептичных жителей Запада, но Рерихов это не остановило.
Живая Этика
Как бы то ни было, а Рерихи всегда отказывались считать себя авторами Живой Этики и всячески подчеркивали свои контакты с махатмами. В 1926 году, отправляясь вновь в Россию, они выступали как специальные представители махатм, выполняющие их поручение. Николай Рерих даже передал советскому правительству письмо от махатм, в котором содержалось предупреждение о невозможности построения справедливого общества насильственными методами.
Первая книга Живой Этики - "Листы сада Мории" - вышла в 1924 - 1925 годах. Она состояла из двух частей - "Зов" и "Озарение".
Название "Зов" носило символический смысл. Рерихи имели в виду зов нового времени, обращенный к тем, кто томится духовной жаждой и уже осознал, что его мышление и жизнь нуждаются в обновлении - знании космических законов и этических принципов, лежащих в основе бытия Космоса. А это возможно только при участии человека в извечной битве Света и Тьмы. Она отнюдь не проста и принимает самые необычные формы, зачастую идет незримо для человеческих глаз. Стратегия глобального духовного сражения в Агни Йоге (таково второе распространенное название учения Живой Этики) опирается на два важнейших принципа. Во-первых, избегать недооценки Темных сил. Следует помнить, что для борьбы со Светом нужен мощный потенциал. Успехи Темных сил, по мнению Рерихов, во многом объясняются тем обстоятельством, что ставится под сомнение само их существование. Однако не следует их бояться - в решительной схватке Светлых и Темных сил Светлые непременно победят.
Как же поступать человеку в этом мире, стоящем перед великой битвой Света и Тьмы, чем заниматься, каким воспитывать свой дух, чтобы не увеличить собой полчища Темных сил, а стать Воином Света? Ответы на этот вопрос
но найти буквально на каждой странице книг Живой Этики.
Прежде всего, необходимо искоренить в себе дурные черты натуры: "Напомним о свойствах, совершенно недопустимых в Общине: невежество, страх, ложь, лицемерие, своекорыстие, присвоение, пьянство, курение^и сквернословие". Желающему вступить на путь Агни Йоги молодому ученику махатма советует сначала сжечь в очистительном огне самые плохие свойства своего характера, и, только избавившись от них, найти себе Учителя и начать Путь.
Краеугольным камнем Живой Этики является мысль о всеобщей Любви как основе гармонического развития Мира. Речь идет о любви к Богу, и она должна быть божественно велика, божественно самоотверженна и всепрощающа. Но Бог - во всем, что нас окружает. И главное воплощение Бога на земле - человек, точнее - его духовное начало. Поэтому каждый человек заслуживает любви.
Любовь, о которой говорится в книгах Живой Этики, предполагает также великую силу прощения людям их недостатков и преодоление зла силой добра. Другая черта этой любви - жертвенность, утверждает Живая Этика, рекомендуя отказаться от эгоизма во всех его проявлениях: будь то себялюбие, трусость или стремление к роскоши. Отказаться и посвятить свою жизнь труду ради дела Света.
Но одними лишь знанием и любовью царства Света достичь невозможно. Необходимо совершенно особое и новое для человечества качество - духовность. Духовность же, согласно Живой Этике, достигается чистотой мыслей и чувств, искоренением в себе негативных эмоций: злобы, зависти, жадности и т.п. Их отрицательная энергетика отравляет все тонкое пространство Земли и прежде всего самого человека.
Божественные учителя Шамбалы
В 1929^ году увидела свет одна из главных книг учения - "Агни Йога", в которой излагаются основополагающие принципы учения и даже сообщается географический адрес его авторов: "Дано в долине Брамапутры, взявшей исток из озера Великих нагов, хранящих заветы Ригвед". За этой книгой последовали остальные труды, названия которых говорили сами за себя: "Беспредельность" (1930), "Иерархия" (1931), "Сердце" (1932), "Мир огненный" (1933 - 1935), "Аум" (1936), "Братство" (1937) и последняя, опубликованная лишь в 1995 году книга - "Надземное".
Тексты всех книг Агни Йоги базируются на духовно-философских понятиях Востока и поэтому представляют для западного читателя целый ряд трудностей. Тем не менее желающему постичь истину они легко открывают свои тайны. Нам, воспитанным в иной традиции, трудно, например, охватить сразу во всей полноте понятие
ный Учитель". Оно олицетворяет и творческое начало всего мироздания, и высшее "я" самого человека. Мы воспринимаем учителей иначе, поскольку привыкли считать свои достижения результатом собственных усилий. Такая точка зрения неприемлема для Живой Этики, исходящей из незыблемости иерархического строения мироздания, где высшее начало неизменно руководит низшим, а простые формы жизни получают помощь от более сложных и утонченных.
По мнению Рерихов, этому закону подчинена вся Вселенная, и человек тоже не является исключением. Потому его достижения не могут быть признаны результатом лишь
сооственных усилий, а гораздо большей степени они, эти достижения, результат многовековых усилий человечества, и прежде всего, как утверждает Агни Йога, махатм.
Еще труднее, быть может, принять и разделить мысль о реальности реинкарнации, то есть допустить возможность того, что человек живет не один, а много раз, пытаясь от воплощения к воплощению повышать уровень своего сознания. А ведь на этой концепции основываются если не все, то почти все философские школы Востока, и учение Агни Йоги здесь не исключение.
Сказанное в полной мере относится и к Шамбале, "этому краеугольному понятию Азии", по словам Н.Рериха. Шамбала - буддийский термин, перекочевавший на страницы наших книг. Но рассказы о некоей заповедной стране, где живут святые и мудрецы, распространены издавна и повсеместно, и Европа не является здесь исключением.
Живая Этика расширяет наше представление о Шамбале. Это место - пункт, где осуществляется своеобразная стыковка Земли с Космосом, где, по словам Агни Йоги, "земной мир соприкасается с высшим сознанием". Иными словами, Шамбала - это духовный центр планеты, в силу определенных причин надежно сокрытый от вторжения непосвященных.
Чисто физические пути достижения заповедных границ Рерихи отвергают. "Будьте уверены, что можно обыскать все ущелья, но непрошеный гость путь не найдет". Снега Гималаев встанут непреодолимой преградой не только для праздного туриста, но и для исследователя, имеющего сугубо научные цели. Однако те же самые снега Гималаев - не препятствие "для ищущих в правде".
Известно, что трансгималайская экспедиция в составе Николая, Елены и Юрия Рерих в 1923 - 1928 годах проникла в Шамбалу и получила от махатм частицу сокровенных знаний и даже некоторые вполне материальные предметы, такие, как легендарный Огненный Камень - талисман рождающегося нового мира. Экспедиция посетила более ста тибетских святилищ и монастырей, где собрала огромное количество древних сказаний и легенд, преодолела 35 высокогорных перевалов, величайший из которых, Дангла, считался неприступным, и привезла бесценные коллекции минералов и растений, средств тибетской народной медицины и лекарственных трав. Количество собранного материала было так велико, что для его изучения в 1928 году был создан специальный институт "Урусвати".
"Художник жил в далеких Гималаях, но Россия никогда не уходила из его творчества, - пишет сотрудница Международного центра Рерихов Е.Дементьева. - Любовь к России особой нотой зазвучала в годы Великой Отечественной войны... Юрий Николаевич посылает в Россию заявление о зачислении его добровольцем в Красную Армию, но ответа не получает. Николай Константинович и Святослав Николаевич проводят несколько выставок с продажей картин, большая часть сбора направляется для советского Красного Креста и Красной Армии. Н.К.Рерих создает патриотический цикл статей и очерков".
Николай Константинович очень тосковал по родине и всегда мечтал вернуться в Россию. Вот и на излете жизни в 1946 году начались очередные сборы, но судьба распорядилась по-своему - в декабре 47-го великого художника и мыслителя не стало.
Годы жизни в Индии - время плодотворного труда и для супруги Рериха - Елены Ивановны. Здесь была завершена основная часть книг Живой Этики, выпущено 14 томов этой серии. Под разными псевдонимами Елена Ивановна издает свои книги "Основы буддизма" (1927), "Криптограммы Востока" (1929), "Знамя преподобного Сергия" (1934), значительную часть своего времени отдает переписке с многочисленными корреспондентами.
Являясь величайшим философом и духовным учителем нашего века, Елена Ивановна вместе с тем была обычной, земной женщиной, воспитавшей двух сыновей. Все, кто бывал в их семье, отмечали удивительную гармоничность в отношениях, атмосферу сердечности, дружелюбия и взаимопонимания. В воспитании сыновей Рерихи особое внимание обращали на раскрытие их индивидуальностей. И, наверное, именно поэтому Юрий Николаевич стал крупнейшим ученым-востоковедом, а Святослав Николаевич - известным художником.
Виктор ПОТАПОВ
Тайная власть 21,1999
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|