Имя дьявола
Сколько разговоров было о пресловутом конце света, грядущем Суде. Ажиотаж был навеян нашумевшим пророчеством Нострадамуса, оказавшимся несколько преувеличенным. В вихре страстей, погони за материальными благами, а также под влиянием разнообразных религиозных течений, "оздоровительных" программ и политических игрищ
понятия добра и зла удивительно сплелись, взаимно переходя друг в друга, Бог и Дьявол оказались как бы двуликим Янусом. Назрел кризис Ч уверенно делить мир на две половины мы уже не можем, в Бога беззаветно не верим, в черта очень пытаемся верить, но боимся, а выработать конструктивное отношение к незримым силам различной направленности пока не умеем. Вот и растут суеверия, магическое восприятие действительности, засоряя умы еще больше, парализуя критическую мысль. Может быть, стоит более вдумчиво изучить сами понятия Бога и Дьявола, их истоки, структуру, место в человеческой психике Фигура Дьявола наиболее полно тфйрставтеуа a ХKpVtCTva.wb^ow мифологии. Его образ является воплощением всякого зла, порождающего неосознанные страхи. Есть разные мнения по поводу его материального существования. И тем не менее каждый из нас упоминает черта по сотне раз на дню, когда что-то не ладится От такой популярности его удельный вес в информационном поле огромен. Вопрос, есть Дьявол на самом деле или нет, по-видимому, возникал у всех. В частности, известный немецкий психолог К.Г.Юнг считал образ Сатаны персонификацией неких психических сил, поэтому утверждать об их метафизическом существовании было бы самонадеянно, в той же мере, как и считать, что этот образ просто выдуман Издавна люди верили Ч если узнать имя Дьявола, можно освободиться от власти темных сил Вот это мы и попытаемся сделать
Что же в действительности таится под понятием зла7
В истории человечества были времена, когда дуализма добра и зла не существовало Разделение мира на две половины начало формироваться в психике в связи с постепенным совершенствованием человеческого мозга Левое полушарие, отвечающее за понимание различия, противоположности, конфликта, постепенно стало преобладающим Правое же - воспринимает мир единым, оно обобщает, а не детализирует Юнг утверждал, что бессознательное не дает различия между добром и злом У нашей психики есть свойство более "молодые" структуры подавляют появившиеся ранее, вытесняют их из поля сознания Вот почему говорят о "подавленных впечатлениях детства" Так и общественное сознание постепенно вместило в область коллективного бессознательного многие этапы психического развития человечества Человек отдалялся от природы, созерцания, ощущения своего единства с окружающим миром, свойственных правому полушарию Изменяющиеся условия требовали от него умения завоевать у других племен более плодородные земли, согреться от холода, построить жилище Родство с животным и растительным миром не только забывалось, но и стало восприниматься как проявление чуждого, страшного Все началось с простого и хорошо всем знакомого принципа "Мое хорошее, а у соперника Ч дурное" Так при падении матриархального уклада богини плодородия отступили на задний план, их место занимают боги-мужчины обязательно победивш"!е п'екое чудовище, часто в женском обличье, например, шумерский Мардук Мужчины вырвавшись из-под руки материнского строя,принялись увлеченно воевать Постепенно при нарастании борьбы между народностями формировался образ врага В разряд демонов перешли совершенно нейтральные боги, в частности, Баал-Зебуб филистимлян стал Вельзевулом в интерпретации иудеев, враждовавших с филистимлянами, а с победой христианства злокозненными стали языческие боги Даже внешний вид Дьявола говорит о его родстве с многими древними божествами Пан, античный божок лесов покровитель охотников и пастухов, козлоног и мохнат, славянский бог Белее Ч пастух, рогат, также рогат индийский Шива По правде говоря эти боги тоже не отличались мягким нравом, но и не были целенаправленно злыми Шива не только разрушитель, но и созидатель, помощник во многих делах, Велес Ч не только мрачный проводник в загробный мир, но и хранитель скота, Пан иногда нагонял страх, но только на нарушителей лесного порядка Интересно, что у многих совершенно
различных народов в образах "нехорошего" божества есть много сходного У Вельзевула и у Шивы три лица, скандинавский скандалист Локи, Сатана и австралийский страшный Тумана Ч хромые И практически у всех "недобрых" богов окончательно "испортился характер" после того, как их победили более сильные божества Сатану прогнали с небес за непослушание, Локи травили за "революционные разговорчики" в обители богов, да и в войнах людей бог-предок победителя становился главенствующим и "добрел", а покровители побежденных втаптывались в грязь и объявлялись "вредными" Побежденные и изгнанные становились символами зла Ч такова людская природа На исторических примерах мы часто видели, как неудобные "при дворе" и высланные становились "врагами народа" Клише борьбы за власть из жизни человека автоматически переносилось на отношение к богам
Стонало человечество под игом Дьявола, и вот Христос искупил все грехи И хотя Дьявол был посрамлен, никогда на земле не было столько речи о Сатане и не боялись его так, как в искупленном христианском мире Самая гуманная религия, проповедовавшая любовь, под влиянием имевших к ней призвание психически нездоровых людей приобрела антиприродный, антибиологический оттенок Презрение кженщине, свойственное иудеям, перекочевало в умы христиан Вся сила мужской ненависти за материнские шлепки, подкрепленная инфантилизмом, сконцентрировалась на борьбе со всем жлаым <л xwa-^'iWi жй-чъ Недаром благозвучное название утренней звезды исконно женского символа, Ч Люцифер, стало именем Дьявола Фанатики видели в природе лабораторию и царство Сатаны Умерщвляли свою плоть, считая ее орудием нечистого, но напрасно Ч созданный ими враг из глубины подсознания продолжал терзать своих жертв И даже вожаки, руководители церкви не были застрахованы от козней лукавого Например Мартин Лютер в процессе перевода Библии не раз швырял чернильницей в Дьявола Страх перед Дьяволом, поселившийся в простом народе, был выгоден экономически Уже в 8U г Карл Великий в одном из своих капитулариев обвинил священнослужителей, что они запугивают прихожан Дьяволом и адом с целью выжимать этим обманом деньги и захватывать имущество суеверных простаков А вот еще пример борьбы с врагом рода человеческого, описанный в Патерике IV века Некий инок притащил в келью гниющий труп своей любимой и мучил себя его смрадом во искупление своего греха Вот так преуспели подвижники в борьбе с Дьяволом Надо отдать должное Русской Православной Церкви Ч она тоже не менее
активно и безрезультатно боролась с нечистым, но менее извращенными и сумасшедшими методами Теперь что касается контактов нечистого с людьми Уже говорилось, что Дьявол так же, как и Бог, трехлик Изучая исторический и этнографический материал, можно выделить следующие ипостаси его проявления Первая Ч страшный,
злобный, уродливый монстр, вторая Ч смешной незадачливый черт, иногда добрый, весельчак, прямой потомок языческой нежити, третья Ч красавец-демон, гонимый, печальный и очень привлекательный Несмотря на запугивания со стороны церкви, с Дьяволом очень многие не прочь были пообщаться, страх лишь подогревал интерес Эта "встреча" могла возникнуть как невольно, например, при одержимости, так и по желанию Ч у ведьм и колдунов В наше время многие тоже испытали на себе "радость" подобных свиданий Поданным контактеров, прикосновение монстра Ч одно из самых незабываемых и неприятных переживаний Для таких ситуаций характерно ощущение пронизывающего хоfiofi/s По наблюдениям психиатров, галлюцинации, вызванные многими состояниями (необязательно психическими заболеваниями], бывают сложными, включая визуальный образ звуки и ощущения Изменения, фиксированные на месте контакта рамками, вполне ре альны Ничего удивительного Ч ведь там находился объятый ужасом человек, и информация об этом сохранилась Образом Дьявола давно и серьезно интересуются психологи Они предположили, что наш общий враг Ч порожденный человеческой психикой символ ненависти, зла Многие пытались выяснить, каким образом и откуда этот образ возникает в подсознании каждого человека почему обладает такой властью над душой7 Юнг считал что <Антихрист будет соответствовать тени
самости, то есть темной половине человеческой целостности". С.Гроф отмечал, что в его экспериментах с ЛСД испытуемые часто ощущали себя втянутыми именно в сатанинские оргии, и сделал вывод, что эти образы и чувства так близки нам из-за своей тесной связи с ощущениями, возникающими в процессе биологического рождения. В последние годы читатели познакомились с еще одной концепцией Дьявола, прозвучавшей в книгах Г.Климова. Дьявол там представлен как персонификация процесса вырождения человечества, а его сынами и пособниками названы люди с явными поломками в бессознательных программах, например, склонные к убийству и самоубийству, разрушению своего или чужого здоровья, неспособные иметь потомство, страдающие излишним мистицизмом. Свое утверждение автор подкрепляет изречением из Евангелия: "Плевелы Ч сыны лукавого, враг, посеявший их, есть дьявол". К этому остается лишь добавить, что поиск врагов, разделение на зерна и плевелы, обличение и травля несчастных и непохожих Ч побуждения, породившие полярность добра и зла, породившие не только Бога, но и Дьявола. Кстати, наибольший расцвет противостояния между добром и злом пришелся на уходящую эпоху Рыб. Рыбы Ч знак двойной, и вполне понятно, почему мировосприятие людей так расщепилось. Итак, Дьявол Ч олицетворение зла. А зло - то, что делать не рекомендуется, во избежание расплаты. Традиционно злом считается убийство существа своего вида (а другого вида можно?), воровство Ч лишение представителя своего рода средств к существованию, и так далее. Если вдуматься, нормы морали так или иначе направлены на выживание людей как биологического вида, их соблюдение - насущная необходимость. А необходимость не может быть хорошей или плохой, доброй или злой. Это, если угодно, природная целесообразность. Так зачем же современного человека, прошедшего огромный эволюционный путь, пугать грехом и Дьяволом? Прежде всего затем, что эти понятия чрезвычайно выгодны. Они оправдывают жизненную несостоятельность, лень и глупость многих людей. Солгал Ч "Дьявол попутал!", не добился успеха Ч "силы зла помешали", не замужем Ч "венчик безбрачия". К сожалению, человечество "взрослеет" неравномерно. Кто-то уже может обойтись без образа врага, в состоянии полностью отвечать за свои поступки, а значит, может обойтись без понятий дьявола и греха. Вообще, Дьявол уже стар, от него попахивает нафталином. А человечество идет вперед, открывая новые пути и ... совершая очередные глупости.
Антонина Шапошникова
Незримая сила 11,1999
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|