Замечательные загадки Нострадамуса
Однако большинство биографов и исследователей совсем не обратили внимания на то, почему Нострадамус написал свои "центурии" стихами и притом рифмованными катренами-сонетами, а также на особый, поэтический язык, подобный языку древних пифий, когда предсказание - это изречение-метафора. Сам Нострадамус ясней ясного объясняет свой "метод" в предисловии, напечатанном орфографией начала XIX века! "Я желал замолчать и не писать вовсе нижеследующего по причине несправедливостей и оскорблений не только настоящего времени, но и большей части будущих времен, а также потому, что правители, секты и правительства потерпят такие резкие и противоречивые изменения,.. что если бы я открыл то, что должно произойти в будущем, то все те, кто в настоящее время являются представителями правительства, сект, религий и вер, нашли бы все это столь малосогласным с мелкими представлениями, что они прокляли бы то, что будущие века узнают, увидят и оценят... Все это было причиной, почему я скрыл свой язык от черни и перо от бумаги. Но потом я решил сделать сообщения при помощи темных и двусмысленных сентенций (язык пифий - В.Ц.) о некоторых будущих, даже весьма близких событиях, но, чтобы не скандализировать мелкие самолюбия, я писал тем более туманно, чем более пророческим я считал то, что хотел сказать" (разрядка моя-В.Ц.). Как же зашифровал ясновидец свои "сказания о будущем"? Как поэт зашифровывает в метафоре свойства вещей и времен. Метафора Нострадамуса - одновременно и предвиденье, и предчувствие. "Темное" слово как бы само и видит, и чувствует. Оно - вне сознания, интуитивное мышление составом времени. Он знал, что будущее многовариантно и простыми понятиями будет выражено бледно и неполно. Поэтическая метафора способна и передать многовариантность времени, и удержать его. Так что Ностра- . дамус говорил не простыми загадками, а образами. Вещь "зашифровывалась" по основным признакам иносказательно, подобно, к примеру, такой загадке о гусе: "Белы хоромы - красные подпоры. Красны подпорки под одоньем подперты". Чего стоит такая метафора-предсказание Нострадамуса: "Обновится великий мотор веков"! Толкователи говорят обо всем, вплоть до самолетных моторов, а не о "моторе веков" - идеях. Таким образом, после пришествия третьего антихриста мир обновит новая небывалая идея, что и предопределит новую духовность, которую связывают со страной гипербореев, то есть с Россией. Опыт Нострадамуса свидетельствует: прорицание - акт творческий. Дельфийские оракулы прорицали стихами, Библия и Коран запечатлены тоже стихами. Знаменитый пророк Рима, маг и чудотворец Вергилий - великий поэт. И неслучайно Нострадамус выбрал для своего поэтического эпоса о будущем форму катрена - четверостишья. Читаем в энциклопедии: "Катрен употребляется для надписей, эпиграмм, изречений". Катреном названы еще четырехстрочные строфы - сонеты. Итак, стихи Нострадамуса не только просто сонеты, но и построены по смыслу как сонеты: отрицание утверждения и последующая их слиянность.
Удивительная точность прозрений ясновидца объясняется во многом еще и этим мышлением, способом строить мир, подобно катренам. Вот так определено поэтом-пророком наше столетие двух мировых войн и накануне, быть может, третьей, предсказанной им на 2002 год: Мне горько сказать, что жестокая эра Опять завладеет мятежной землей, И рабская будет царить атмосфера Под маской любви и свободы большой. Чем не есенинское определение, когда поэт написал: "хлестнула дерзко за
дел нас отравившая свобода"? Или не наше рабство в плену "выживания" и всеобщих невыплат, или рабство в "уюте" американцев? XX век - раб идеологий, средств массовой информации, денег... Этот сонет годен для всех веков: и нынешнего, и будущих, ибо пророчество не только предсказывает, но и создает будущее, ибо ритмы истории и поэтические ритмы образуются из одного вещества. Назвать будущие события - вызвать их из необытия, предсказать - значит, и запрограммировать будущее, направить поток времени в нужном направлении. Не надо, однако, путать зашифровки, кодирование с магической силой метафоры-символа, с мышлением во времени и пространстве истории.
Нострадамус писал катренами-сонетами величайший эпос о будущем, где главный магический и таинственный герой - само время. И его виденья грандиозны, неожиданны и правдоподобны. Кораблекрушение флота на волнах Адриатики,
Земля дрожит, взбудораженная взрывом. Египет дрожит, увеличивается область Магамета.
О чем это? О наших днях наступления ислама? Начале схватки с Европой? Энергетика стиха увеличивает проявление будущего в словах и видениях. Описание будущих событий - это не ленивая описательность пейзажей в рыцарских романах, а вызов к действию. Не надо забывать, что Нострадамус был современником Томаса Мора и Шекспира и в своих катренах и других письмах создавал свой "миф" о будущем, подобно Мору, и воспринимал этот миф о мире как великую драму, подобно Шекспиру. И здесь мы вправе говорить о Мишеле Нострадамусе как о художнике-творце будущей человеческой истории. Эти творческие видения вызваны не неоткуда, а из грядущего, из его резервуаров, в которые впадают реки и ручейки всех времен. Эти грандиозные виденья провидца о будущей войне, которая не обязательно должна быть в 1999 году или в 2002, но которая неизбежна. С восходом солнца у видят великий пожар, Шум и свет, движущихся к Северу, Внутри земли смерть и слышны крики, Смерть ожидает их от орудий огня и голода.
Последние строки о смерти в бомбоубежищах и бункерах. Слова - символы Нострадамуса часто убедительней его шифрованных расчетов, мимолетных видений его снов - они - творческий акт вещего творческого духа. К тому же сама форма сонета, символизирующая жизнь, как бы обладает генетической памятью о прошлом и будущем. Нужно отметить и важнейшую роль рифмы в пророческих катренах Нострадамуса: на них и в них сосредоточено самое существенное, ибо "Для того, кто имеет потребность протереть глаза, чтобы лучше видеть, рифма будет так же очевидна, как непонятен смысл". Так определил сам провидец в прямой речи, а не в намеках, где находится основное излучение информации. Вот почему переводы в стихах катренов провидца существенно искажают смысл.
Итак, говорить "темно" - говорить правду, как у дельфийских оракулов, как в описаниях Вергилия. Но, сказав правду, не предопределять, благодаря "темноте", одновариантного будущего, которое все-таки "слушается" пророка. И эпос, написанный Нострадамусом, поэтому должен пониматься не только как предупреждения человечеству, но и как поучения ему в помощь и впрок. Провидец открывает правду людям еще и в вечную ему охрану.
"Раз будущее открыто людям, они теперь могут изменить некоторые события в гораздо большей степени, чем раньше". Так написал и этим жил Мишель Нострадамус - поэт и пророк самонадеянного средневековья.
В "Божественной комедии", написанной приблизительно за полтора столетия до Нострадамуса, Данте и Вергилий спускаются в землю вниз ногами. В середине земли, в страшной подземной воронке Вергилий со своим спутником странно переворачиваются и выходят вверх головой. Итак, в вертикальном положении есть своя символическая магия, идущая от некоторых захоронений пра-шумеров, еще задолго до потопа. Некоторые считают их остатками "людей со звезд", "богов". Таким образом, предсмертная воля великого провидца, поэта и мага означала следование древним предначертаниям и не вход в подземелье грешных душ, а путь к звездам. А то что в церковной стене - оставаться неподвластным и посмертно темной людской воле и нечистой силе. Нострадамуса похоронили в закрытом гробу внутри каменной стены (гроб был поставлен вертикально) в церкви Кордельерос в Салоне. Интересно, что Нострадамус предсказал в точности дату своей смерти и как он умрет, чего, как правило, не умели и не умеют делать другие, даже самые лучшие пророки. Так, своему секретарю за день до смерти пророк сообщил, что он больше ничего не совершит. Что он уйдет к Господу, а близкие родственники, друзья, братья по крови (найдут его) мертвым у постели и скамьи.
Секретарь, расставаясь с ним вечером, сказал с надеждой: "До завтра, хозяин", тот спокойно и тихо ответил: "Вы меня не увидите в живых при восходе солнца".
Наутро, секретарь Шавиньи нашел его мертвым в кабинете на полу между скамьей и кроватью. Его жена Анна в каком-то внезапном мрачном озарении произнесла: "Даже на том свете ему не обрести покоя". Эти же слова она попросила выгравировать на могильной плите: "Во имя всемогущего и всемилостивейшего Господа.' Здесь покоится прах Мишеля Нострадамуса, единственного из смертных, кому Господь вложил в руки дар описать будущее человечества на всей Земле, которое складывается под влиянием звезд. Он прожил шестьдесят два года, шесть месяцев и семнадцать дней и умер в Салоне в году 1566-м. Даже на том свете ему не обрести покоя. Анна Понтия Джамелла желает своему супругу вечного блаженства". Уже в самой надгробной
надписи звучало грозное предостережение тем, кто посмеет потревожить прах поэта и ясновидца. Смерть каждого человека символична, а великих мистиков и поэтов - подавно. Смерть Нострадамуса между кроватью и скамейкой - не смерть, а выпадение из жизни. Нострадамус, переведший на французский египетскую "Книгу мертвых", понимал смерть как метафору вечности - упокоя и мертвому не будет и, чтобы бессмертный дух покинувшего мир не оставался долго на земле - ему нужна изначальная подъемная вертикаль. Взлет - назад в небо, откуда нисходили к нему божественные пророчества. Иногда пророк сам создает своим собственным заклятием будущее
- пусть и невольно, пусть и в охрану себе. Как-то однажды Нострадамус прогуливался по улочкам Салоне и вдруг за ним с криком, визгом и проклятьями кинулись в погоню толпа крестьян. Они бросали в него камни плевались, и тогда Нострадамус повернулся к ним и, яростно размахивая тростью, крикнул, чтобы они убрались прочь. Те тут же стали разбегаться, а поэт-маг крикнул им вслед: "Вы никогда не наступите мне на горло своими грязными ногами, ни пока я жив, ни когда умру!" Этот страх посмертного надсмеяния - тоже одна из причин того, что свой прах он велел захоронить, а вернее спрятать в церковной стене. Он уже перед кончиной своей не столько пророчествовал, сколько предчувствовал, интуитивно схватывал виденья будущего - картины распада страны и потревоженный покой мертвецов. Ибо известно
- слабые краткосрочные режимы борются с мертвыми и их могилами.
И вот в 1700 году францисканский монастырь в Салоне решено было переустроить. Фундамент новой пристройки оказался под алтарем часовенки Пресвятой Девы Марии, где были гробы Нострадамуса и его сына Цезаря. Был вызван епископ, возник спор: пророк покойный или нет. И тогда решили вскрыть склеп. Обнаружили скелет с медной пластинкой, где были выгравированы стихи:
Проклятье тем, кто клятву преступил в безумстве.
Пророка погребенного тревожа прах. Я называю точно год, день, час кощунства. Виновных в том преследует пусть лютый страх. И внизу год, месяц, день и час. Год - 1700!
Откуда это было известно Нострадамусу? Может быть, потому, что у предсказаний пророков есть особая энергия мысли. И поэтому не человек умирает, а время - в нем. Пророк, удерживая время в себе, укрупняет и сращивает его с будущим, как это мы видим на примере великих нострадамусовых пророчеств. После смерти Нострадамуса слава его стала настолько велика, что тысячи людей стремились побывать возле его вертикальной и от того еще более загадочной - не людской, магической могиле. Особенно почитали Нострадамуса и совершали паломничество к его праху суеверно-мнительные короли Франции, судьбу которых великий наблюдатель вычислил задолго до их рождения. Предсказанная судьба - уже не совсем судьба, фрагмент мифа, который уже как бы сбылся, и теперь герои его становятся тоже наблюдателями. Людовик XIII сумел отвлечься от многочисленных любовных дел и 1 ноября 1622 года благоговейно навестил упокойницу Нострадамуса и, почувствовав страх и таинственность вокруг, соизволил изречь похвалу покойнику. А сын короля будущий блистательный Король-Солнце Людовик XIV прибыл вместе со своей матерью Анной Австрийской и ни во что не верящим, однако истым католиком, кардиналом Мазарини. Вельможные суеверы прочли эпитафию на надгробной плите. Они приходили сюда за великим предсказанным будущим. Власть всегда суеверна, склонна быть оккультной, ей нужны чудеса - особенно такие праведные, как у Нострадамуса.
Более странное и зловещее вскрытие могилы ясновидца было и в год им предсказанной революции. Французские пьяные гвардейцы разбили мраморную плиту, выломали из стены гроб, а их главарь стал пить вино из черепа Нострадамуса, веря, что получит пророчества. Городской голова объяснил солдатам, что человек, из чьего черепа они пьют, предсказал французскую революцию, и останки покойного были положены снова в гроб. На другое утро на обратном пути в Марсель гвардейцы наткнулись на засаду роялистов, и человек, пивший вино из черепа, упал с окровавленной головой... Пророчества великих имеют силу магических заклятий: тот, кто умеет предвидеть грядущее, может его материализовать и вызывать из магического поля небытия.
В.Цыбин
Незримая сила 7-8,1999
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|