Окно в секретный сад
|
«Бабушка, я опять летал во сне!» - ребенок проснулся со счастливой улыбкой, и торжествующее бабушкино «Летаешь, значит, растешь!», в общем, не погрешило против истины. А теперь попробуем представить себе другой сценарий: сон малыша неспокоен, после внезапного пробуждения он испуганно лепечет: «Бабушка, я опять летал во сне…» Реакция любящей бабушки? Успокоив внука, она посетует в душе на излишнюю впечатлительность, свойственную нежному возрасту, поспешит накормить дитя вкусным йогуртом - и маленькое огорчение будет забыто... до следующего сна. |
Полеты во сне или наяву? |
Воспоминания о странных или неприятных сновидениях иногда преследуют нас на протяжении всей жизни, причем, не обязательно какой-нибудь особой «кошмарностью». Иной раз смутные образы и неясные ощущения пугают исключительно настойчивостью, с которой периодически посещают нас во сне. Мы чувствуем себя заложниками тайны, которая кроется за непонятным сновидением и не дает покоя. Навязчивые сны, как правило, отличаются однообразием сюжетов: то, изнывая от страха или чувства вины, ищем и не можем отыскать любимую игрушку; отчаянно стараемся и не можем догнать исчезающего из вида друга. Блуждаем по темным, бесконечным лабиринтам или карабкаемся по шатким лестницам; «коченеем» у доски под строгим взглядом учителя… Если, став взрослыми, мы продолжаем получать подобные «послания», это, скорее всего, говорит (вопиет!) о том, что из своего детства мы прихватили нерешенные проблемы и они продолжают влиять на нашу жизнь. |
Спать или не спать? |
Треть своей жизни мы проводим во сне, и хотелось бы надеяться, что не зря. Ну как же, скажете вы, давно известный научный факт: именно во сне отдыхает мозг и пополняются запасы жизненной энергии. Не согласится с общепризнанной истиной, пожалуй, только современная медицина. Ученые пришли к сенсационному выводу, что основная функция сна – сновидения. |
Сновидения – это «игровая площадка» эмоциональной сферы, главной составляющей человеческой личности. Сны ребенка - и вовсе лакмусовая бумажка состояния его развития. Если ребенок развивается без проблем во всех аспектах – эмоциональном, социальном и интеллектуальном, - его сны наполнены счастливыми, радостными и творческими образами и чувствами. Если же в снах присутствуют тревожные образы и эмоции, это означает, что ребенок переживает затруднения в своем развитии. Объекты и символы в снах ребенка очень важны, так как всегда являются отражением его взаимоотношений с родителями, сверстниками, школой. |
Отвори потихоньку калитку… |
Все впечатления, чувства, мысли, страхи, творческие импульсы – соскальзывают с верхних, дневных, уровней сознания в подсознание и там хранятся за семью печатями в некоем виртуальном пространстве, прозванным психологами «секретным садом» (нам это пространство тоже известно, но мы привыкли называть его «душой», в глубине которой мы все знаем, помним, понимаем). Жесткий контроль подсознания ослабевает только в стадии глубокого сна, и мы можем «увидеть», что хранится под замком в «заветном саду». Скрытые эмоции прорываются наружу в виде сна или кошмара. Если проснуться в «нужный» момент, можно вспомнить хотя бы часть того, что снилось, и получить некоторое представление о проблеме, которую подсознание выбрало для рассмотрения. |
Кошмары. Использовать «в мирных целях» |
Надежный сторож – защитный механизм – не позволяет неприятным воспоминаниям всплывать наверх, защищая дневную жизнь от дискомфорта. Так мы избавляемся от нерешенных проблем, не подозревая о том, что даже из заточения они продолжают влиять, причем самым нежелательным образом, на нашу жизнь, намекая о своем существовании разве что в сновидениях. Освобожденное от цензуры дневных запретов, наше бессознательное создает образы, довольно точно отражающие реальные события. Если же проблемы или конфликты связаны с близкими, дорогими или авторитетными людьми (для ребенка это родители, школьный учитель, друзья), подсознание наоборот, маскирует их в фантастических символах. Странные образы, иногда появляющиеся в кошмарах, на самом деле защищают ребенка от необходимости признать источник беспокойства. Итак, кошмары снятся, когда подсознание не может справиться с «вулканом» эмоций, запертых на замок. Наступает стадия «проявленной болезни». Теперь можно «ставить диагноз» и «приступать к лечению». Очевидно, что, прежде всего, ребенку необходимо помочь как можно подробнее вспомнить сон. Определить, что за проблема скрывается в хитросплетениях страшного сна, помогут «ключевые» вопросы: |
Какие детали были самыми яркими в рассказе ребенка? |
Были действующие лица его сна знакомыми; может ли он определить, какие чувства испытывал во сне? |
Какие эмоции в его сне были преобладающими? |
Активную или пассивную роль играл ребенок? |
Как сам ребенок думает – какой смысл имеет его сон? |
Зеленая дедовщина |
Попробуйте расшифровать сон девятилетнего Миши: «Я бежал по нашему саду, а растения хватали меня за ноги. Я пытался бежать быстрее, но они росли и становились длиннее. Одно обвилось вокруг моей ноги, но мне все же удалось убежать. Я знал, что они охотятся за мной. Мое сердце стучало, и мне казалось, что я умру, если не выберусь из сада. А когда, наконец, добежал до дальнего конца сада, деревянная калитка превратилась в школьные ворота - такие блестящие, железные. Они росли и становились все выше и выше, и я никак не мог дотянуться до щеколды». |
Что чувствовал ребенок после пробуждения: проснувшись, Миша был буквально парализован страхом. Он не понимал, почему ему приснились такие чудовищные растения. Помнил, что, добежав до садовой калитки, разозлился, когда та превратилась в школьные ворота, захлопнув его, как в капкане, в страшном саду. Мать мальчика услышала, что он плачет во сне, и пришла успокоить его. Но даже после этого он не мог избавиться от страха до самого утра. |
Как выяснилось, Миша давно скрывал свою школьную проблему. |
Мальчик был малорослым и подвергался нападкам и преследованиям в школе. Он хотел рассказать об этом дома, но «деды» пригрозили, что если он пожалуется, ему будет еще хуже. Пока преследования имели форму обидных кличек, угроз, подножек, у него забирали деньги на завтраки. Но Миша боялся, что обидчики выполнят свои угрозы и побьют его, если он не сможет приносить им денег больше, чем раньше. |
Скорая помощь – своими силами |
Специальные упражнения идеальны в тех случаях, когда вы чувствуете, что необходимо сильное средство, чтобы прекратить повторяющиеся кошмары. Они разработаны, чтобы помочь ребенку вернуть уверенность в себе после перенесенного испуга и вселить в него веру в то, что вы «на его стороне». |
Установив глубинную причину кошмарного сна, попробуйте любую из нижеследующих методик. |
Счастливый случай |
Когда ребенок готовится ко сну, предложите ему какой-нибудь счастливый момент или событие, например, из прошлого лета. Попросите малыша восстановить в памяти приятное событие во всех подробностях. Кто участвовал? Когда именно это было? Помнит ли он, что при этом чувствовал? Теперь спросите, хотелось бы ему оживить это событие в своем сне. Объясните, что надо постараться удерживать в воображении образ счастливых мгновений, пока не заснет. |
Веселое путешествие |
Перед сном спросите у ребенка, в какое путешествие ему хотелось бы отправиться. Ответ может вас удивить. Расспросите, почему он выбрал именно это место и как он его себе представляет. Найдите его в атласе или справочнике. Вопросами и предположениями помогите сочинить историю о путешествии с приключениями до «места назначения». |
Предложите совершить такое путешествие во сне. |
Прогнать страшилку |
После того, как крохе приснился кошмар, попросите его нарисовать его во всех подробностях. Потом пусть ребенок скомкает рисунок или даже порвет его. Тут вы должны сказать: «Вот видишь, ты сильнее его!» При повторяющихся кошмарах хорошо практиковать «командные» утверждения, что-то вроде: «Я сильнее тебя, ты не вернешься!» Можно сочинить ритмичный стишок или песенку на эту тему и громко петь или повторять днем, хорошо при этом еще и смеяться, можно боксировать. |
Можно предложить ребенку нарисовать себя в образе гиганта и рядом крошечный - в сопоставлении с гигантом - образ из кошмарного сна. Теперь ребенок может вообразить, что он как гигант сделает с кошмарным карликом. После этого он может разорвать рисунок и отправить его в мусорную корзину с«командными» утверждениями. |
Юлия Агафонова |
Ступени №12 (июнь)/2015 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|