Нерукотворная икона
|
|
Населявшие Мексику ацтеки почитали Солнце и других богов, веря, что те питаются кровью и сердцем человеческих жертв. Индейские хроники бесстрастно сообщают, например, что при открытии нового храма в столице было принесено в жертву свыше 20 тысяч человек.
|
|
В ХVI веке, спустя 39 лет после открытия Америки Христофором Колумбом, индейцы оставались язычниками, несмотря на все усилия испанских миссионеров.
|
|
«Как мы можем поклоняться белому и бородатому Иисусу, если мы смуглые и ни у кого из нас борода не растет? Это не наш бог!» - утверждали они, отказываясь креститься.
|
|
Явление Пресвятой Девы Ранним утром 12 декабря 1531 г. 17летний крестьянин Хуан Диего собирал хворост на холме Тепейяк неподалеку от Мехико. Внезапно небо озарилось ярким светом и перед ним предстала прекрасная девушка - смуглолицая и черноволосая.
|
|
Она наказала юноше, чтобы тот передал христианскому священнику ее пожелание: «Я - Приснодева Мария, Матерь Истинного Бога. На этом месте нужно построить храм, где твой народ и все люди, которые искренне попросят меня о помощи в своих трудах и горестях, получат ее».
|
|
Пораженный, Диего явился к епископу Хуану де Сумарраге, рассказал об увиденном и передал слова прекрасной незнакомки. Епископ не поверил ему и возжелал, чтобы Дева Мария каким-либо знамением подтвердила свое пожелание. Хуан вернулся на холм Тепейяк и снова увидел Пресвятую Деву. «Я дам такое знамение, - сказала она.
|
|
- Жду тебя на этом месте завтра». Когда юноша снова пришел, то увидел расцветший на бесплодной скале пышный куст роз. Рядом с ним стояла Богородица. «Вот мое знамение, - сказала она. - Возьми эти розы, заверни в свой плащ и отнеси епископу. На этот раз он поверит тебе».
|
|
Когда Диего вновь предстал перед епископом и развернул плащ, цветы посыпались на пол. Сумаррага и все присутствующие пали на колени: на ткани плаща чудесным образом оказался запечатлен лик Пресвятой Девы.
|
|
Новообретенную икону отнесли в часовню, а позднее переместили в базилику, построенную на вершине холма Тепейяк.
|
|
Ее лик стали называть «Святой Марией из Гваделупы», как по-ацтекски именовалась местность, где произошло явление Пресвятой Девы. При произнесении это звучало как «Попранный Каменный Змей». Индейцы истолковали такое созвучие как известие, что Божья Матерь победила бога, которого они почитали в виде пернатого змея, принося ему в жертву множество людей.
|
|
Когда по Мексике разошлась весть о чудесной иконе, ацтеки массово стали принимать христианство. Монах Торибио де Бенавенте пишет, что в течение четырех дней четырнадцать с половиной тысяч человек прибыли в его миссию и были крещены. А всего через несколько лет после явления Матери Божьей и обретения нерукотворной иконы произошла христианизация всей Мексики. Причем весь народ обратился к новой религии абсолютно спонтанно, а не под принуждением или благодаря проповедям миссионеров. С точки зрения социологии этот факт необъясним.
|
|
Вопреки законам физики На протяжении почти 500 лет нерукотворная икона продолжает оставаться загадкой. Лик Богородицы написан не на доске или хотя бы плотном холсте - он оказался перенесенным на реденькую ткань из волокон кактуса, из которой был сшит плащ индейца Хуана Диего. Это недолговечный материал, максимальный срок существования которого 20-30 лет. А о пяти столетиях не может быть и речи: такая растительная ткань просто бы рассыпалась.
|
|
Но изображение Девы Марии Гваделупской оказалось не подвластно времени, хотя в течение четырех столетий икона хранилась без оберегающих внешних оболочек. На нее никак не влияли ни копоть сотен свечей, ни резкие перепады температуры, ни прикосновения губ и рук бесчисленных тысяч верующих. Более того, ткань с ликом Пресвятой Девы по необъяснимым причинам не покрывается пылью, не подвержена воздействию влаги, грибков и гнилостных бактерий да к тому же отпугивает насекомых.
|
|
В 1921 г. террорист заложил бомбу в вазу с цветами неподалеку от иконы. От взрыва раскололся мраморный алтарь, искорежилось распятие, а иконе взрыв не причинил вреда - лишь пороховая гарь чуть затемнила руки Святой Девы. Впоследствии ее убрали реставраторы. Кстати, во время реставрации на икону случайно опрокинули бутылку с кислотой. Появилось белое пятно, которое чудесным образом исчезло спустя три дня.
|
|
В 1977 г. иконой занялись американские и немецкие ученые, в числе которых был нобелевский лауреат, профессор химии Рихард Кун. Результаты этих исследований показали, что образ не мог быть создан человеческой рукой, так как на полотне отсутствуют следы грунтовки, разметки, предварительных набросков, следов кисти живописца. Ученых поразило отсутствие красок естественного происхождения - минерального, животного или растительного. Синтетических пигментов тоже нет, но их в XVI веке и не знали! Каждый оттенок изображения – это химическое соединение, молекулы которого непосредственно связаны с тканью.
|
|
В 1979 году профессор Филип Каллахэн из университета штата Флорида (США) и его коллега Джоди Б.Смит подвергли икону воздействию инфракрасных лучей.
|
|
Оказалось, что при изменении угла наблюдения цвета образа меняются. Это явление известно в науке как иридесценция, и его невозможно воспроизвести искусственным путем. Значит, образ Девы Марии Гваделупской не может быть рукотворным.
|
|
Глаза Богородицы Верующие всегда говорили, что глаза мексиканской Богородицы выглядят как глаза живого человека. А в 1929 году фотограф Альфонсо Марке различил в правом глазу Девы Марии лик бородатого мужчины. Спустя 20 лет исследователь Хосе Карлос Салинас Чавес подтвердил этот факт. Он выявил ясное изображение бородатого мужчины в правом глазу и несколько более расплывчатое – в левом.
|
|
Открытием заинтересовались офтальмологи и физики. Результаты их исследований были обнародованы в 1956 году.
|
|
Ученым удалось выявить в глазах образа Девы Марии эффект тройного отражения, характерный для глаз живого человека.
|
|
Отражения находятся там, где им и положено быть согласно упомянутому эффекту, а небольшая деформация образов соответствует преломлению роговицы.
|
|
На протяжении последних 20 лет исследованием загадочных глаз занимался перуанский ученый Хосе Асте Тонсманн.
|
|
Он впервые использовал метод цифровой обработки изображений. В 2001 году Тонсманн опубликовал результаты своих работ, которые произвели фурор в научном мире.
|
|
Увеличив размер зрачков изображения Пресвятой Девы в 2500 раз, ученый обнаружил нечто поразительное: в правом зрачке он различил изображение сидящего индейца. Вторым образом, который распознал исследователь, было изображение индейца Хуана Диего. Потом он обнаружил лик пожилого мужчины. «Сначала я не мог понять, чье это изображение, - рассказывает Тонсманн. - Однако вскоре мне попалась на глаза картина художника Мигеля Кабреры, где я увидел похожее лицо. Это был портрет епископа Сумарраги».
|
|
Следующее открытие было настолько необычным, что сначала ученый даже не поверил увиденному. В зрачке была различима женщина явно негритянского облика. Откуда могла взяться негритянка в Мексике в 1531 году? На помощь пришли историки: в завещании епископа Сумарраги есть упоминание о принадлежавшей ему семье негров-рабов.
|
|
Всего в правом зрачке глаза Девы Марии удалось распознать 12 фигур. Все они разного размера, поскольку запечатлены в перспективе так, как если бы изображение было фотографией того момента, когда Хуан Диего разворачивал свой плащ перед епископом Сумаррагой.
|
|
Когда Тонсманн увеличил изображение левого глаза Богоматери, то оказалось, что в его зрачке запечатлены такие же фигуры, однако под другим углом и с иными пропорциями, что объясняется оптическим эффектом при отражении противостоящего объекта.
|
|
При значительно большем увеличении ученый обнаружил группу еще более мелких фигур, не связанную с первой. Это была индейская семья - муж, жена и дети.
|
|
Самого маленького ребенка женщина несет на плечах.
|
|
Самым же поразительным является то, что микроскопические изображения 12 человек, «запечатленные» в зрачках Пресвятой Девы, видны во всех деталях.
|
|
Можно разглядеть такие подробности, как слезы умиления на лице, серьги, завязки сандалий сидящего на земле индейца, профиль старого лысого человека с белой бородой и густыми бровями, профиль индейца с орлиным носом, с бородой и усами, свисающими по щекам и т.д. Именно эти сверхъестественная четкость и совершенство иконы даже в мельчайших подробностях исключают возможность написания ее человеком.
|
|
Все научные исследования подтверждают, что ни на одной фотографии, ни на одном изображении в мире не удалось обнаружить подобного явления.
|
|
«Эти микроскопические изображения оставались в неизвестности почти 500 лет, прежде чем современная техника позволила их распознать, – говорит Тонсманн.
|
|
– Это свидетельствует о том, что послание Девы Марии ждало своего часа. Так, образ семейства служит напоминанием о том, какое огромное, непреходящее значение имеет семья. Это особенно актуально в наше время, когда важнейший общественный институт пытаются задвинуть на задний план».
|
|
Чтобы закончить историю нерукотворной иконы, вкратце расскажем о том, где она хранилась на протяжении почти пяти столетий. Вначале для нее была сооружена скромная базилика из кирпича-сырца, которую позднее заменила красивая церковь с четырьмя башнями и центральным куполом сорокаметровой высоты. Сравнительно недавно в нескольких шагах от старой церкви был воздвигнут новый, большой и современный храм. Правда, внутри он напоминает не столько святую обитель, сколько хороший концертный зал. Впрочем, во время служб в нем действительно очень много поют.
|
|
Наконец, хотя образ Девы Марии Гваделупской отличается, так сказать, «повышенной жизнестойкостью», сейчас принимаются исключительные меры для безопасности святыни. Она установлена в большом стеклянном футляре в нижнем алтаре. Никаких подношений, в том числе цветов, рядом ставить нельзя. А чтобы взглянуть на лик мексиканской Богородицы, нужно проезжать мимо него на ленточном транспортере.
|
|
Вадим МЕРКУЛОВ
|
|
Тайная Власть 16,2010
|