Невидимы и неуловимы
|
У так называемых ниндзя — тайных профессиональных японских шпионов и убийц — поистине завидная судьба. Они окружены таким количеством мифов и легенд, что просто диву даешься! Все о них слышали, в кинофильмах их то и дело показывают, в продаже есть даже мечи ниндзя, однако мало кто знает, что подавляющее большинство публикуемых сведений о них — сказки! Что же в рассказах о ниндзя правда, а что — выдумки? |
Незримый воин |
В разных регионах феодальной Японии их называли по-разному: уками, дакко, курохабаки, кедан, нокидзару. К XIX столетию наиболее частым стало употребление слова «синоби-но-моно», или «тот, кто крадется». Сообщается, что многие тайные политические убийства совершались именно ниндзя. Но на этом все заканчивается. Другой, более конкретной информации о них попросту нет. Если принять к сведению ореол тайны, окружающей все, что связано с этими таинственными средневековыми «спецназовцами», то становится понятно, почему сохранилось так мало сведений о них. |
А появились ниндзя в Японии из Китая! В VI веке там было очень много бродячих буддийских монахов. Простой народ видел в них истинных почитателей Будды, а вот правительство подвергало их репрессиям, обвиняя в том, что они извращают учение Будды и занимаются колдовством. Монахи активно сопротивлялись гонениям и даже примыкали к отрядам повстанцев или к шайкам разбойников. Скрываясь от преследований, они перебрались в Японию. Но и здесь впали в немилость, от которой пришлось скрываться в горах. Со временем возникли целые кланы воинствующих монахов (сохей). Они изучали различные боевые искусства, и прежде всего ниндзюцу («искусство скрытности»). Все это выходило далеко за рамки того, чему были обучены воины-самураи… |
Средневековый спецназ |
Изначально школы ниндзюцу не имели ничего общего с военным делом ни по методам подготовки своих адептов, ни по свойственной им философии. В первую очередь их учили маскироваться, а не убивать! Поэтому не было у них никакого меча за спиной. В поединке с хорошо подготовленным самураем ниндзя даже не успел бы дотянуться до его рукояти. Так зачем же тогда таскать за плечами лишнюю тяжесть, да еще быть уличенным в ношении боевого оружия? |
И никто из ниндзя в черных балахонах не ходил и с собой их также не носил. Ведь средневековая Япония была самым настоящим полицейским государством. На всех дорогах и у всех городских и деревенских ворот стояли заставы. Подозрительных путников тщательно обыскивали. Поэтому ниндзя следовало не выделяться среди окружающих, всячески избегать конфликтов и иметь при себе минимум вещей. Посох, короткий крестьянский нож или серп, небольшой запас еды и лекарственных трав, кремень для высекания огня — это все, что могли позволить себе передвигавшиеся по дорогам Японии простолюдины. С таким багажом ниндзя могли не опасаться проверок, а оружием им служило все то, что было у них под руками, либо они просто отбирали его у врага. Выполнив задание, ниндзя прятал или выбрасывал оружие и вновь принимал облик безобидного путника, идущего по своим делам. |
Все действия боевых монахов подчинялись главной цели, были хорошо продуманы и рациональны. Зачем тратить силы на схватку с противником, если его можно просто ослепить и ускользнуть? Для чего красться к часовому сквозь шуршащие кусты, когда в него можно выстрелить ядовитой иглой из духовой трубки? Но чаще ниндзя и оружие-то не требовалось! Зачем оно, если ты умеешь убивать голыми руками, при этом вид у тебя настолько кроток и миролюбив, что никаких подозрений не вызывает? |
Среди ниндзя встречались и женщины, которых называли куноити, но действовали они, полагаясь не только, вернее, не столько на силу, сколько на свои женские чары. |
Игрушечный убийца |
Самое забавное, что ниндзя, действовавшие по ночам, никогда не надевали черных обтягивающих костюмов, так популярных в художественных кинофильмах и романах. «Ночью все кошки серы» — было замечено еще в незапамятные времена. Вот почему ночные одеяния ниндзя были пепельных, желтовато-коричневых или темно-серых цветов и оттенков. Черный костюм, резко выделявшийся в темноте на фоне более светлых предметов, никогда не применялся. При этом одежда имела мешковатые формы, скрывающие очертания фигуры. А днем ниндзя, естественно, носили повседневную одежду, позволяющую им сливаться с толпой. Что касается устрашающего черного костюма, то это есть не что иное, как одеяние мастеров-кукловодов японского кукольного театра бунраку. Кукловод в черном находится прямо на сцене, и подразумевается, что зрители его как бы «не видят». Поэтому когда в пьесе уже другого театра — кабуки — нужно было показать убийство, совершенное ниндзя, воина облачали в черный костюм, напоминающий черное одеяние кукольника, — этим подчеркивалось, что убийцу никто не видел! |
Обычно лазутчики проникали в расположение врага под видом комусо — нищенствующих монахов, игравших на флейтах и с корзинами на голове. А однажды группа ниндзя из 92 человек проникла внутрь замка, используя в качестве пропуска бумажные фонари с изображением мона (герба) его хозяина. До этого один из монахов украл один такой фонарь, с которого были сделаны копии. С этими фонарями в руках они спокойно прошли через главные ворота. Понятно, что все принимали их за своих. Оказавшись внутри и не привлекая внимания, ниндзя подожгли замок сразу в нескольких местах, что вызвало панику среди его защитников. |
Архимед против! |
Мифы наделяют ниндзя множеством умений и навыков, которые при ближайшем рассмотрении не могут не вызывать сомнений. |
Например, известна книга «Бансэнсюкай» (что в переводе означает «Десять тысяч рек впадают в море») — своего рода пособие по ниндзюцу, в котором есть много рисунков с пояснениями. Но это отнюдь не истина в последней инстанции. Относиться к тому, что там написано, следует критически. Например, там изображен «водяной паук» (мидзугумо) — сборно-разборное приспособление для ног, якобы позволявшее ниндзя без особого труда переправляться через водоемы. На самом деле достаточно всего лишь внимательно посмотреть на это устройство, вспомнить школьный курс физики и закон Архимеда, чтобы понять: тот, кто это придумал, сам никогда мидзугумо не пользовался. |
Более того, все современные опыты с этим приспособлением окончились неудачей. И дело здесь даже не в том, что люди, участвовавшие в испытаниях, не знают всех тонкостей обращения с «водяным пауком». Просто подъемной силы такого мини-плотика, изготовленного из дерева, хватает лишь на то, чтобы поддерживать на поверхности предмет, который весит не более нескольких килограммов, но никак не взрослого мужчину! И вывод из этого однозначен: приспособление это совершенно непригодно ни для хождения по воде, ни для форсирования болот. |
Зачем же тогда автор «Бансэнсюкай» поместил описание мидзугумо в свою книгу? Вот это действительно загадка, на которую нет ответа. Возможно, он лично никогда не проверял эффективность «водяного паука», возможно, что-то напутал, а может быть, и просто пошутил, хотя на первый взгляд эта его идея и выглядит очень привлекательной. |
Не меньшие сомнения вызывает и способ форсирования водной преграды с помощью двух деревянных шаек — тару-икада, связанных между собой веревкой, чтобы они не разъезжались в стороны. Это средство не работает по той же самой причине, что и мидзугумо. |
Мифы и сказки |
В различных книгах по ниндзюцу можно найти впечатляющий список самых разных приспособлений, которыми якобы пользовались ниндзя. Это всевозможные ночные фонари, потайные светильники, «огненные свечи», стрелы, факелы, трубки для дыхания под водой и подслушивания, сборно-разборные лодки (причем на некоторых вроде бы должны были даже устанавливаться орудия!). На самом деле, имей ниндзя все это в своем арсенале, за ними в поход выступал бы целый караван, набитый снаряжением. Так ведь и этого мало: в 1977 году японский историк Масааки Хацуми включил в свою книгу о ниндзя целый ряд таких оригинальных видов вооружения и снаряжения, каких не найти ни в одном старинном тексте или трудах других исследователей. В принципе, эта книга была написана им для детей, и вполне возможно, что он просто дал в ней волю собственной фантазии. Однако многие восприняли его работу серьезно, да так, что на эту удочку попался известный американский исследователь японских боевых искусств Донн Дрэгер, который в своей книге «Ниндзюцу: искусство быть невидимым» дал описания некоторым из этих «аппаратов», явным образом придуманных Хацуми. А из его книги эту «ценную информацию» позаимствовали уже, к сожалению, и многие авторы у нас в России. |
Чего только тут нет! Например — подводное судно, приводимое в движение при помощи весел и у которого над водой выступал только нос в форме огромного дракона с балластом из мешков с песком. Запас воздуха был рассчитан на то, чтобы его хватило приблизиться к вражескому кораблю и провести атаку: пробуравить отверстие в его днище, для чего ниндзя должны были выйти из этой своей подлодки через специальный шлюз. |
Кагю — «огненный бык» — был еще забавнее. Это конструкция в форме деревянного быка на колесах, из пасти которого давлением воздуха, сжимаемого мехами, извергалась горящая нефть, а два ниндзя при этом толкают его сзади. Но где и когда у них могла бы появиться возможность это «огнедышащее чудо» сначала построить, затем доставить в нужное место и применить? |
Огромный камень, согласно описанию Хацуми, подвешенный на опорах, должен раскачиваться как маятник и крушить стены. Однако, для того чтобы действие этого тарана было эффективным, камень должен был двигаться по дуге с большим радиусом, то есть на длинной веревке или цепи. Следовательно, эта «адская машина» должна была быть выше крепостных стен, что вряд ли возможно. |
Хацуми Масааки написал, что ниндзя нередко привязывали себя к огромному воздушному змею ямидако и так кружили над вражеской территорией, изучая расположение построек и вдобавок стреляя по наземным целям из лука, а при возможности еще и незаметно (!) высаживались в тылу противника. Да, для устрашения врага, наверное, можно было запустить и змей с чучелом ниндзя. Это помогало отвлечь внимание и помочь незаметно проникнуть в замок другим способом, тем более что японцы были мастера запускать большие воздушные змеи. Поэтому вполне логично предположить, что они могли сделать змея, способного поднять человека для наблюдения за врагом. В том же российском военно-морском флоте в начале ХХ века такие змеи с человеком на борту в целях наблюдения на море запускали прямо с палубы миноносца. Но зачем это нужно было ниндзя, которые в одежде монаха и так могли попасть куда угодно? |
Ниндзя также якобы усаживался в легкий планер, который запускали с помощью приспособления из гибких бамбуковых шестов и канатов. Когда концы шестов высвобождались, планер вместе с пассажиром взмывал в воздух и перелетал через высокую стену. Кроме того, с высоты ниндзя мог сбрасывать бомбы на головы врагов. |
А был ли мальчик? |
Дрэгер на основе книги Хацуми сообщает следующее: «Для быстрого и эффективного проникновения во вражеский лагерь, расположенный в глубоком ущелье или у подножия горы, использовалось «большое колесо» — дайсярин — повозка на больших деревянных колесах. Между колесами у нее якобы была подвешена небольшая гондола с бойницами, из которых ниндзя могли вести ружейный огонь или бросать гранаты. Когда со склона неожиданно устремлялись вниз десятки таких повозок, в панику впадали даже самые стойкие защитники. Не только огневой удар, но и сами тяжелые повозки наносили им потери, сминая на своем пути людей, лошадей и орудия». |
Тут уж, как говорится, ни убавить, ни прибавить, и это, скорее всего, даже уже не история и не фантазия, а… насмешка! Узнай обо всем этом сами ниндзя, они, наверное, просто умерли бы со смеху, тогда как у нас еще и сегодня все это очень многие воспринимают вполне серьезно! |
Последний воин… |
Доподлинно известно, что в последний раз ниндзя были использованы правительством Японии в 1853 году, когда к ее берегам подошла эскадра коммодора Мэтью Перри в составе четырех кораблей военно-морского флота США, чтобы «открыть» ее для иностранцев. Тогда на борт флагманского корабля проник ниндзя Савамура Ясусукэ, которому было поручено добыть тайные бумаги непрошеных гостей и вызнать их тайны. Он с блеском выполнил поставленную перед ним задачу, добыл бумаги, но оказалось, что в них не секретные приказы, а стихи фривольного содержания, неприличные для прочтения в кругу тогдашних светских дам. И вот их-то, как оказалось, американский коммодор хранил куда надежнее секретных документов… |
Кстати, напомним, что первым японским ниндзя с полным основанием можно считать и самого первого самурая — принца ЯматоТакэру, который, как известно, переоделся женщиной и с помощью этого маскарада убил двух братьев Кумасо — вождей вражеского племени… |
Вячеслав Шпаковский |
Ступени №10 (май)/2015 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|