Родиться мужчиной в эфиопском племени хамер - большая удача
|
Появиться на свет женщиной – несчастье. Почетная обязанность сильного пола – избивать женщину. Функция прекрасной половины – терпеть побои. |
Девичник |
Женщины племени хамер, что занимает долину реки Омо на юге Эфиопии, представляют собой жалкое зрелище. Как и на других чернокожих африканцах, одежды на дамах минимум. Набедренная повязка из козьих шкур, какое-то подобие лифчика и несколько ниток крупных бус на шее – вот, пожалуй, и весь прикид. Тем заметней рубцы и шрамы по всему телу. Спина, грудь, руки, ноги, живот – у большинства женщин следы от ударов плетью видны невооруженным глазом. В цивилизованных странах мужчину, поднявшего на даму руку, уже давно упекли бы за решетку. Но только не в племени хамер! |
Все племя с нетерпением ждет специального обряда, который проводится один раз в год. Утром перед важным событием женщины уходят из деревни на поляну, расположенную примерно в получасе ходьбы. Там на следующий день и должна состояться экзекуция. В деревушке остаются старики, дети и мужчины. И пока вся деревня живет обычной жизнью, женщины готовятся к расправе. Чтобы порка была менее болезненной, дамы должны пить специальный отвар из зерен сорго. Аборигены считают, что это особая разновидность пива, хотя с известным пенным напитком это пойло не имеет ничего общего. Обязанность женщин среднего возраста – приготовление этого «пива». Его варят в большом котле, а затем разливают в глиняные чашки, после чего самые юные – и еще не побитые! –разносят напиток своим соплеменницам. Завтра для этих девушек придет день, которого они ждут всю жизнь. Когда хмельной напиток ударит в голову, девушки пускаются в пляс. Они носятся по кругу вокруг костра, задирают ноги, хохочут, громко что-то выкрикивают и время от времени снова прикладываются к своим чашкам, чтобы сделать очередной глоток. Похоже, юная поросль таким образом доводит себя до экстаза, вернее, транса. Доводить себя до такого состояния нужно для того, чтобы перетерпеть избиение. На девичник мужчин не допускают: считается, что они отбирают женскую силу, а ее бедным страдалицам понадобится много. |
Инквизиция отдыхает |
На следующее утро пиршество продолжается. Женщины по-прежнему накачиваются «пивом» и ждут прихода мужчин. Когда те появляются на горизонте, дамочки издают ужасный вопль и пулей устремляются к своим обидчикам. Разгоряченные бабенки окружают представителей сильного пола и начинают кричать на них. Мужчины как ни в чем не бывало идут к костру, возле которого усаживаются в круг. Дамы же с воплями носятся по поляне, подбегают к мужчинам и орут на них. Зачем? Это часть обряда: женщины должны разозлить мужчин так, чтобы те лупили их потом от всего сердца. |
Оскорбления продолжаются в течение часа. Наконец кто-то из парней не выдерживает потока брани и достает прут из тростника. Самая смелая из девушек бросается к своему будущему обидчику, становится к нему спиной, трубит в рожок и поднимает руки. Этот жест – сигнал готовности к выволочке. Парня два раза просить не надо. Он взмахивает хлыстом и наносит девушке первый удар. Поперек спины появляется красная полоса. Несчастная не издает ни единого звука и отбегает в сторону. Ей на смену тут же подскакивает другая девушка и подставляет спину. Раздается новый удар – и на второй спине образуется кровавая борозда. Так все соискательницы по очереди получают свою первую взбучку. Однако на этом порка не заканчивается. |
Поднимаются все мужчины с хлыстами. И женщины начинают подходить к каждому из них, получая новую порцию ударов. Те, что подвергаются выволочке первый раз в жизни, не пропускают ни единого удара. Те, у кого на теле уже есть рубцы от рукоприкладства, могут пропускать удары. Избитые, окровавленные женщины получают новые тумаки, но вместо того чтобы плакать или кричать от боли, поют, танцуют и снова и снова отхлебывают «пиво». Их спины представляют собой кровавое месиво. Кровь стекает по ногам и рукам, заливает им набедренные повязки, но глаза женщин сверкают, будто от каждого нового удара они получили очередной заряд энергии. |
Битье продолжается несколько часов. Чем больше женщин избивают, тем больше они входят в транс. Они словно не чувствуют боли. Пожалуй, так оно и есть. |
Хорошие жены |
Порка заканчивается, только когда садится солнце. Кровавый закат окрашивает небо в алый цвет, и точно такого же цвета вся поляна. Кровь заливает все вокруг – чахлую траву, камни, костер, землю. Побитые приступают к приготовлению праздничного ужина. Это удивительно, но ни одна из женщин не потеряла сознание, не упала без сил. Напротив, женщины бодры, энергичны и полны сил. Кажется, публичная порка открыла второе дыхание. Многие из них смеются, шутят, другие занимаются хозяйственными делами с улыбкой на устах. Лишь молодые девушки, испытавшие экзекуцию впервые в жизни, сидят в сторонке и ожидают, когда их старшие товарки вотрут в спины красную глину, которая в племени хамер считается целебной. |
В этом обряде только для самых молодых порка считается необходимой процедурой. Другие дамы присоединяются к дебютанткам за компанию. На самом деле, они вовсе не обязаны терпеть эти мучения. Но что заставляет этих женщин наравне с новичками добровольно идти под плеть? Спроси об этом каждую из них, и ответ будет примерно такой: нас не надо жалеть, мы делаем это сознательно и добровольно, после выволочки наши тела становятся крепче, сильнее, а значит, нас скорее возьмут замуж, и мы будем хорошими женами. Вот такая своеобразная женская логика. Феминисткам этого не понять. |
Впервые в жизни девушка должна встать под плеть, когда кто-то из ее братьев достигнет зрелости. Если у нее нет братьев, она никогда не сможет принять участие в ритуале, стало быть, обречена всегда оставаться синим чулком. Если же разница в возрасте у старшей сестры и младшего брата очень большая, женщине придется подождать, когда брат вырастет. И неважно, что она уже выйдет из детородного возраста. Закон для всех один. Но в племени хамер подобное случается редко, потому что в каждой семье много детей. Если же после избиения девушку не возьмет в жены никто из соплеменников, забота о ней ложится на плечи ее брата. То же самое происходит, когда женщина остается вдовой. Если же брата нет, ее ждет незавидная участь – она должна попросить участия у других мужчин племени. Отказывают в исключительных случаях, но жить, как вареник в масле, женщина уже никогда не сможет. Ей придется довольствоваться остатками с барского стола, то есть тем, что не взяли ее соплеменницы. |
Вместе и навсегда |
На следующий день деревня проводит другой обряд. Все снова собираются на поляне. Но теперь наступает черед мужчин показать свою удаль. Старейшины и мужчины среднего возраста приводят на поляну быков и выстраивают их в ряд. Быков специально долго не кормили, чтобы они были беспокойными. Быки не хотят стоять на одном месте, пытаются боднуть мужчин и друг друга. В этом вся соль! Молодым парням надо пробежать по спинам животных. Это непростая задача – только самые ловкие и быстрые смогут справиться с ней. Женщины, участвовавшие во вчерашнем жестоком обряде, уже выстроились вокруг поляны и ждут не дождутся, когда сильная половина племени покажет себя. Но нет – они не горят жаждой мщения! У каждой незамужней девушки свой интерес – присмотреться к тому или иному парню. Тем более что парни скачут с одной бычьей спины на другую в чем мать родила! Поэтому вчерашние раны девушки выставляют напоказ, как дорогие украшения. После этого обряда парень вправе подойти к понравившейся девушке и предложить руку и сердце. Отныне молодая семья заживет вместе в отдельной хижине. Парень должен будет заботиться о своей избраннице – это своеобразный долг, который каждый мужчина племени несет перед женщиной за те увечья, которые она получила от всех мужчин племени. Мужчина может взять в жены нескольких девушек, главное – суметь прокормить их всех. Сами жены не имеют ничего против многоженства, и даже радуются, когда мужчина приводит в дом еще одну супругу. Лишние женские руки в хозяйстве не помешают! |
Удивительно, но племя хамер считается одним из самых дружелюбных не только в Эфиопии, но и во всей Африке. Гость для обитателей деревни – святой человек. Впрочем, хамеры не избалованы вниманием праздных туристов: чтобы добраться до мест их обитания на реке Омо из столицы Эфиопии Аддис-Абебы, понадобится не меньше трех суток. Да и дороги в тех местах просто-напросто отсутствуют, вместо них есть лишь направления. Именно поэтому странные, на взгляд европейца, обряды сохранились в племени хамер так хорошо. |
Оксана ВОЛКОВА |
Ступени №5 (март)/2015 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|