Бэйчимо - призрак Арктики
|
Многие корабли-призраки на самом деле – не более чем плод человеческого воображения. Излишне впечатлительные люди склонны делиться своими фантазиями с окружающими. И вот вам – пожалуйста, легенда о новом «Летучем голландце», ничем документально не подтвержденная. Судно «Бэйчимо» – напротив, абсолютно реально. Будучи оставленным командой, оно еще много лет подряд попадалось людям на глаза, а некоторые отчаянные головы даже поднимались на его борт. В 2006-м власти Аляски официально объявили охоту на корабль-призрак, пока, впрочем, безуспешную. |
А мы пойдем на север! |
В 1914 году со стапелей верфи шведского города Гётерборг был спущен на воду торговый корабль Angermanelfven, построенный по заказу одной из гамбургских компаний. Тогда никто и не предполагал, что это судно (стальной корпус, длина – 70 метров, максимальная скорость – 19 километров в час), позже переименованное в «Бэйчимо», станет легендой Арктики. |
В годы Первой мировой Angermanelfven совершал регулярные рейсы между Швецией и Германией. Счастливо избежав попадания торпеды или столкновения с миной, после войны корабль сменил владельца. Германия, согласно условиям Версальского мирного договора, передала странам Антанты почти весь свой военный и торговый флот. Angermanelfven достался Англии. После проведения аукциона судно передали Компании Гудзонова залива, старейшей торговой корпорации Северной Америки. Angermanelfven сменил название на «Бэйчимо» и перебазировался в Канаду, хотя формальным портом приписки судна оставался шотландский город Ардроссан. |
В первой половине прошлого века почти все торговые компании Северной Америки занимались торговлей пушниной, которая добывалась в Арктике. «Бэйчимо», переоборудованный для плавания во льдах, посещал охотничьи городки и поселки эскимосов, доставляя груз в Ванкувер, откуда меха шли на экспорт. 6 июня 1931 года, имея на борту экипаж 36 человек, которым руководил закаленный плаванием в арктических водах капитан Корнвил, «Бэйчимо» отправился в свой последний рейс. |
Роковой мыс Барроу |
Успешно преодолев Берингов пролив, возле мыса Барроу (крайней северной точки материковой Северной Америки), судно наткнулось на цельное ледяное поле. 26 дней «Бэйчимо» с машиной, работающей на износ, с трудом делал по нескольку миль в день, прежде чем сумел вырваться из ледового плена. В заливе Амундсена судно вновь попало в ловушку и с большим трудом пробилось к охотничьему поселку в заливе Коронейшен. Заполнив трюмы грузом пушнины и даже не дав команде отдохнуть, Корнвил вновь вывел судно в море: ему предстоял еще долгий путь в Ванкувер. Опытный морской волк прекрасно понимал: если даже летом в Арктике сложилась столь сложная ледовая обстановка, то чего же ожидать осенью? А ведь уже был сентябрь. |
Предчувствие не обмануло Корнвила. Несколько раз «Бэйчимо» попадал в толщу льдов, но искусство капитана спасало корабль, и судну удавалось вырваться на чистую воду. Главная опасность, однако, подстерегала «Бэйчимо» возле все того же мыса Барроу. И здесь все мастерство капитана оказалось бессильно перед стихией: примерно в полумиле от берега корабль окончательно зажало льдами. Опасаясь, что корпус лопнет в смертельных тисках, 1 октября 1931 года Корнвил подал сигнал SOS и велел экипажу пешком добираться до Барроу, где находилось небольшое поселение, основную массу жителей которого составляли эскимосы. К чести владельцев Компании Гудзонова залива, они не бросили своих людей в беде. Уже на следующий день после сигнала бедствия в Барроу прибыли два гидроплана, забравшие 20 моряков. Остальным велели обустраиваться на месте и присматривать за судном с ценным грузом. Владельцы компании надеялись, что весной, когда тиски льда ослабнут, «Бэйчимо» все же удастся довести до ближайшего порта. |
Планам этим сбыться было не суждено. На третий день начался буран. Экипаж «Бэйчимо» укрылся в нескольких иглу, которые соорудили для них эскимосы. Когда буран закончился, выяснилось, что судно… исчезло. Корнвил предположил, что льды раздавили корпус корабля и тот затонул. Однако тут к нему пришел охотник-эскимос, заявивший, что видел «Бэйчимо» дрейфующим примерно в 50 километрах от стоянки. Вероятно, ветер во время бурана был такой силы, что сумел вырвать судно из ледового плена! |
Моряки на собачьих упряжках устремились в погоню. Они сумели догнать «Бэйчимо», который к моменту их появления вновь вмерз в лед. Шпангоуты судна были помяты, машина получила тяжелые повреждения. Корнвил понял, что даже весной «Бэйчимо» не удастся довести до Ванкувера: кораблю требовался капитальный ремонт, который на месте осуществить невозможно. Поэтому матросы выгрузили из трюма ценный груз пушнины прямо на лед. На следующий день Компания Гудзонова залива прислала гидропланы, которые в несколько рейсов перевезли людей и меха до ближайшего города. Судно же было брошено на произвол судьбы. |
Новые встречи |
Казалось бы, «Бэйчимо» обречен: ледовая масса обязательно должна была раздавить его. Но не зря говорят, что каждый корабль обладает своей душой. Брошенный командой, с неработающей машиной, с пробоинами в корпусе, сдавленный льдами, «Бэйчимо» продолжил борьбу за существование! |
Весной 1932 года эскимосы видели судно, дрейфующее вместе со льдом, примерно в 500 километрах к востоку от мыса Барроу. По высокой трубе они опознали «Бэйчимо». Власти не обратили внимания на это сообщение, приписав его фантазии эскимосов, ? судно считалось затонувшим. Однако еще через год «Бэйчимо» попался на глаза исследователю Арктики Лесли Марвину, который с командой на собачьих упряжках путешествовал по северному побережью Канады. Ученый даже сфотографировал дрейфующее судно. А в марте 1933 года группа эскимосов наткнулась на «Бэйчимо», в очередной раз вмерзший в лед в районе залива Амундсена. Застигнутые бураном охотники даже поднялись на его борт и 10 дней прятались там от бури. |
Экипаж судна в ожидании эвакуации |
Эти сообщения игнорировать было уже невозможно, и Компания Гудзонова залива объявила награду за «поимку» судна. В августе 1933 года «Бэйчимо» оказался неподалеку от канадского поселка старателей. Однако бушевал шторм, и местные жители не рискнули выйти на лодках в море, чтобы «заарканить беглеца». А утром, когда шторм стих, корабль уже исчез. В июле 1934 года «Бэйчимо» едва не протаранил шхуну, на борту которой находилась Изабелла Хатчинсон – известная шотландская исследовательница Арктики. Группа ученых поднялась на борт судна. Хатчинсон позже рассказывала журналистам, что ее удивило отличное, практически идеальное состояние корпуса. А ведь когда Корнвил и его команда оставили «Бэйчимо», корабль находился в ужасном состоянии. Такое ощущение, что за прошедшие годы какая-то мистическая сила залечила «раны» брошенного судна! К сожалению, в команде исследовательской шхуны не было лишних членов экипажа, которые могли бы взять на себя управление «Бэйчимо». Поэтому корабль был вновь брошен на волю стихии. |
В 1935 году «Бэйчимо» видели у побережья Аляски. Следующая встреча произошла лишь четыре года спустя. Корабль вновь появился рядом с побережьем Аляски и был «взят на абордаж» капитаном небольшого китобойного судна Хью Полсоном. Механик и капитан пытались оживить машину корабля в течение нескольких часов, но их старания не увенчались успехом. Вскоре им пришлось вернуться к себе на борт: начиналась буря. Когда шторм закончился, судно-беглец вновь исчезло. |
После этого «Бэйчимо» видели еще много раз. Последний раз судно, вмерзшее в лед в районе мыса Барроу, заметили эскимосы. Они даже сфотографировали его. Произошло это в 1969 году. Хотя по всем расчетам, в суровых водах Арктики «Бэйчимо» должен был погибнуть намного раньше. Дальнейшие встречи с судном (а их якобы не один десяток!) официально не задокументированы и ничем не подтверждены. |
Слухи слухами, но в 2006 году (!) власти Аляски официально объявили охоту на «Бэйчимо». Тому, кто сумеет найти судно-призрак, дрейфующее или затопленное, обещана награда 100 тысяч долларов. Однако эта сумма и по сей день не востребована «Бэйчимо» остается неуловимым. Носится ли он по волнам или упокоился на морском дне – доселе неизвестно. |
Андрей ЛЕШУКОНСКИЙ |
Тайны ХХ века 2014 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|