Слово колокол имеет древнее, языческое и весьма любопытное происхождение
|
В христианской традиции колокольный звон прочно ассоциируется с церковью. И сегодня мало кто вспоминает, что само слово «колокол» имеет древнее, языческое и весьма любопытное происхождение. |
Мировая ось |
По одной из версий, общеславянское слово «колокол» состоит из двух корней. «Коло» означает круг, окружающее пространство, Вселенную (отсюда, кстати, «около», «околица», «околоток»). Кол – ось, центр. В понимании древних славян «коло» являлась женской, воспринимающей, полой сущностью. А «кол» – напротив – символом мужского начала. Из их взаимодействия образуется мировая ось, коловорот, а также колокол. |
Смысл, в общем-то, понятен: внутри полого тела колокола, символизирующего Вселенскую полусферу, ходит «кол» – могучий язык, который, ударяя в край полусферы, порождает звук. Удивительно то, что языческое слово с очевидным сексуальным подтекстом прижилось в церковном обиходе и не царапает стыдливый слух христиан. |
Каноническое церковно-славянское название колокола – кампан – произошло от наименования местности в Италии – Кампаньи, где были отлиты самые первые церковные колокола, дабы возвещать своим звоном начало и важнейшие ключевые моменты церковной службы. |
У католиков есть красивая легенда о происхождении колоколов. Итальянский епископ Павлиний, живший в V веке, прогуливался как-то по полю и размышлял о собственном предназначении. Он молился о том, чтобы Бог совершил какое-нибудь чудо – и тогда Павлиний уверился бы в том, что он на правильном пути. И вдруг епископ услышал удивительный звон, который исходил… от синих полевых цветов, колокольчиков. Разумеется, все сомнения Павлиния мигом исчезли, а в память о чудесном событии он велел отлить из меди огромный цветок колокольчика и повесить его на вершине церкви. Так, согласно легенде, и появился первый колокол. |
Колокол против демонов |
История, конечно, впечатляющая, однако давно известно, что колокола появились гораздо раньше, задолго до нашей эры. Еще в древней Греции, Риме, Египте они украшали языческие храмы и использовались во время праздников и ритуалов. Археологи нашли и древнеассирийский колокол с изображением злых духов. По мнению ученых, его возраст не менее трех тысяч лет. |
Кстати, о духах. Практически у всех народов бытовало мнение, что колокольный звон отгоняет нечисть – и это верование переняли христиане. Так, в некоторых католических храмах сохранились колокола раннехристианской эпохи, на которых начертано: «Обращаю в бегство демонов», «Отгоняю гром, молнию, заразу, злых людей» и тому подобное. |
В качестве «громоотвода» колокола использовали и на Руси. Звонари дежурили на колокольне в течение всего «сезона дождей» и, завидев приближающуюся тучу, звонили в колокола. В некоторых областях звонари из соседних селений устраивали на Троицу нечто вроде состязаний: колокол, зазвонивший первым, считался главным в деле борьбы с непогодой. |
Если колокол необходимо было переместить или поднять на колокольню, несли его всем миром. Однако люди нечестивые должны были держаться подальше: иначе быть беде – колокол треснет, разобьется или «потеряет голос». Звон колоколов считался самым чистым звуком, поэтому о праведниках говорили, что те «под колоколами ходят». |
Имена и судьбы |
За несколько столетий колокола стали неотъемлемой частью жизни наших предков. Они не только возвещали о церковных праздниках или начале богослужения. Они отбивали время, приветствовали гостей, предупреждали об эпидемиях, приближении врага, созывали народ на вече, извещали о свадьбе, именинах, похоронах. Колокол воспринимался как живое существо, его наделяли человеческими, а иногда и сверхъестественными качествами. |
У каждого значительного колокола было свое имя. Так, в 1290 г. ростовские князья Димитрий и Константин Борисовичи послали в Великий Устюг «Великий колокол Тюрик». Известны и другие именитые колокола – «Сысой» (названный в честь ростовского митрополита Ионы Сысоевича), «Лебедь» (его звон имел явное сходство с лебединым криком), «Голодарь» (в этот колокол звонили во время Великого поста). |
У некоторых знаменитых колоколов была весьма драматичная судьба. Например, у сполошного (набатного) колокола, возвестившего о гибели царевича Дмитрия, что послужило сигналом к началу угличского бунта, по указанию царя Василия Шуйского был вырван язык, его били кнутом и сослали в Пелымский острог вместе с бунтовщиками. |
Люди верили, что колокола обладают собственной волей, сами выбирают себе место и всегда хранят верность своей колокольне. После того, как Петр I издал указ об изъятии колоколов и переливке их на пушки, которые должны были заменить затонувшую под Нарвой артиллерию, в народе стали ходить легенды о возвращении колоколов. Так, в тексте начала XVIII в. «Чудо 1701 г. с колоколами Троице-Сергиева монастыря» сказано, что колокола Троицкой Лавры не пожелали смириться с уготованной им участью и самовольно вернулись на свои родные места. Один из колоколов исчез, а через некоторое время его нашли в ближайшем пруду. Другой колокол хотели разбить, но он не поддавался и три дня беспрерывно гудел. Еще два колокола (в тексте их называют «братевники») никак не могли снять с крюков, но потом они одновременно сами рухнули на землю. |
В преданиях и даже в житиях святых встречаются упоминания о так называемом самозвоне: считалось, что в исключительных случаях колокола способны бить самостоятельно, без помощи звонаря. Известна польская легенда о девочке-сироте, которая нашла в реке небольшой затонувший колокол, отнесла его в деревню и повесила в костеле. Вскоре бедняжка умерла, а поскольку у нее не было родных, некому было заказать поминальный звон в память о ней. И тогда колокол зазвонил сам. Он звенел много дней и ночей – до тех пор, пока не разбился. |
Вообще, о затонувших колоколах сложено немало легенд. Большинство из них рассказывает о городах и деревнях, ушедших под воду, поскольку им грозила серьезная опасность (например, попасть под власть иноверцев). Говорили, что в определенные дни, когда стерта граница между мирами, в воде проступают очертания погибших селений и даже можно услышать раздающийся со дна реки или озера колокольный звон. У этих историй есть вполне реальное объяснение: во время войн местные жители часто сами закапывали или топили колокола – чтобы те не достались завоевателям. |
Целебный звон |
Певучий и многомощный глас церковных колоколов, по мнению христианских авторитетов, подобен ангельскому гласу. Он отгоняет бесов, очищает пространство и даже избавляет от хворей. Причем очищение и исцеление происходят не столько «по вере», сколько благодаря особенному характеру и мощи звуковых и инфразвуковых вибраций, производимых колоколами с их совершенной «космической» формой и тугой кристаллической структурой колокольной бронзы. Недавно японские ученые доказали целебный эффект колокольного звона. По их мнению, колокола способны даже уничтожать раковые клетки! |
Было бы просто великолепно, если бы нашлись состоятельные и заинтересованные люди, готовые продолжить эти исследования. Возможно, на их основе возникло бы целое направление нетрадиционной (а то, глядишь, и академической!) медицины: лечение колокольным звоном. |
Алексей РЯБОВ, |
маг, предсказатель, психолог… и бывший звонарь |
Оракул №10 (октябрь)/2014 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|