Карнавалы были созданы как воплощение веселья и изобилия
|
|
Карнавалы, балы-маскарады — без них Новый год не обходится. Костюмированные гуляния, танцы и музыка, лица под масками — все это создает атмосферу праздника, позволяет забыть о повседневных проблемах и развеяться. Историю карнавалов нельзя назвать совсем уж древней, зато это одна из наиболее «стабильных» традиций, оставшаяся неизменной на протяжении сотен лет. Карнавалы были созданы как воплощение веселья и изобилия — такими они и остались по сей день.
|
|
Прощание с мясом
|
|
Происхождение слова «карнавал» — одна из тех вещей, над которыми лингвисты безуспешно ломают головы и сходятся в длительных спорах. Существуют три основные теории: «языческая», «христианская» и «народная». Первая предполагает, что «карнавал» является искаженным «carrus navalis» (лат. буквально «корабельная повозка»). Это является отсылкой к празднествам времен совсем еще не священной Римской Империи, посвященных языческим богам. Центральное место торжественного шествия занимала повозка, выглядевшая как корабль или лодка, в которой хорошо сложенные мужчины и женщины демонстрировали публике красоту своего тела. Эта традиция сохранилась в Италии аж до XVIII века, когда знатные итальянские дамы выезжали на карнавалы в таких вот «морских повозках».
|
|
Христианская теория утверждает, что «карнавал» пошел от выражения «carne
levare» (лат. «отказ от мяса), так как венецианские и другие европейские
карнавалы проходили как раз накануне Великого Поста, и на следующий день
после праздника мясо есть уже было нельзя, чтобы успеть обьехать все европейские
карнавалы потребуется заказть такси
в женеве. |
|
Народное же толкование в целом поддерживает «христианскую» версию, но в более забавном ключе. «Карнавал», говорили простые европейцы, это ничто иное как «Сarne vale!» — шутливо-грустное восклицание «Прощай, мясо!» в связи с грядущим длительным воздержанием от любимых продуктов. Церковь не слишком одобряла подобную трактовку, как, в общем-то, и карнавалы в целом, но поделать ничего не могла.
|
|
Во славу Сатурна
|
|
История возникновения праздничных шествий в костюмах и масках берет начало все в том же Древнем Риме. Во второй половине декабря — время окончания жатвы и прочих земледельческих работ — объявлялись сатурналии: праздник в честь бога Сатурна, отвечавшего, в том числе, и за сельское хозяйство. Во время гуляний римляне приостанавливали общественные работы, одевались в особые костюмы и устраивали роскошные пиршества. Сатурналии считались праздником поистине народным — даже рабы на это время получали освобождение от труда, имели право надевать одежды господ и сидеть с ними за одним столом. По атмосфере сатурналии наиболее близки к современным карнавалам на Новый Год, так как обязательным их элементом было дарение друг другу подарков.
|
|
С возвышением христианства характер праздника изменился. Первые карнавалы, проходившие в IX-X веках уже нашей эры, наполовину состояли из церковных ритуалов. Зато вторая половина — неофициальная — привычные народные гуляния, по сути своей остающиеся тем же праздником урожая.
|
|
Душа любого карнавала — шествие по главным улицам города, с шумом, музыкой и плясками. Зачастую во главе процессии оказывался шут, который и задавал тон всему представлению. За устроение карнавала отвечали, как правило, городские купеческие организации — к примеру, в Нюрнберге — мясники, во Франции — виноделы. Разумеется, на подобных шествиях одна из центральных ролей отдавалась еде — кормили абсолютно всех желающих. А что может быть приятнее для средневекового небогатого горожанина, чем бесплатный пир?
|
|
Праздник без стыда
|
|
Родиной европейских карнавалов — по крайней мере, тех, к которым мы привыкли, — считается Венеция. Старейший венецианский праздник, открывающий карнавал — Festa delle Marie, «парад Марий», в основе которого лежит легенда X века. Согласно ей, пираты из Истрии под покровом ночи похитили кортеж с невестами, желая продать их в рабство, но жителям Венеции удалось догнать корабль и вернуть девушек домой. Ну, как не устроить праздник в честь такого события?
|
|
Как ни странно, знаменитые венецианские маски появились на карнавалах лишь в конце XIV века. Зато они сразу получили совершенно невероятную популярность. Жители Венеции носили маски не только на праздники, но и в будние дни — по полгода, начиная с августа и заканчивая февралем. Увы, маскарад порой получался невеселым: убийцы и грабители тоже были не прочь скрыть лицо под карнавальной личиной. В результате появилось сразу несколько запретов на ношение масок — сперва от церкви, а затем и от городских властей. Вышедший в 1608 году декрет установил жестокое наказание за ношение маски в любое время, кроме карнавала. Мужчинам полагалось два года тюремного заключения и солидный штраф, женщинам — публичное сечение розгами на главной площади.
|
|
Зато во время самого карнавала ограничений не было никаких. Никакой поступок не считался слишком постыдным или слишком распутным — напротив, отсутствие полового партнера на время карнавала могли принять за дурной тон. Говорят, даже венецианские монахини выходили на карнавалы в откровенных костюмах, чего уж было ждать об обычных граждан? Скованный строгими церковными запретами в остальное время, народ на карнавале развлекался, как мог. Это был праздник вседозволенности, изобилия, хаоса — наиболее яркий и запоминающийся из всех.
|
|
Ежегодные гуляния в Венеции продолжались до 1797 года. Затем французские войска заняли Италию, и Наполеон лично запретил проводить карнавалы. Возродить традицию удалось лишь во второй половине XX века, когда после Второй Мировой войны Венеция стала одним из главных туристических центров Европы. С 1980 карнавалы вновь проводятся каждый год.
|
|
От Петра до наших дней
|
|
В Россию карнавалы пришли в эпоху правления Петра Первого, большого любителя европейских традиций. Нечто подобное, впрочем, существовало на Руси задолго до этого — взять, к примеру, празднование Масленицы и шутовские гуляния на ярмарках. В 1722 году Петр устроил первый в стране новогодний бал-маскарад, а затем регулярно проводиль костюмированные шествия. Последующие русские властители, особенно Екатерина Великая, продолжили затею Петра, устраивая роскошные балы и пиршества. Нельзя сказать, к сожалению, что эти празднества носили столь же отчетливый «народный» характер, что и в Европе — костюмированные балы устраивались для придворной знати либо, в крайнем случае, для состоятельных представителей среднего класса. Самый дешевый билет для «неблагородных сословий» стоил 3 рубля — деньги по тем временам немалые. Пожалуй, только в советское время новогодние костюмированные праздники стали вновь доступны простым людям — хотя дух их разительно отличался как от карнавалов Венеции, так и от балов-маскарадов петровской эпохи.
|
|
В наше время карнавалы проходят по всему миру. Наиболее знаменитыми остаются шествия в Венеции и Рио-де-Жанейро. В США, к примеру, карнавалы — обычная часть праздника любого дня города, но маски принято надевать в основном на Хэллоуин — День Всех Святых. В России окончательно закрепилась традиция новогодних карнавалов и маскарадов, смешавшись с отголоском славянских языческих обрядов — именно оттуда идут хороводы вокруг елки, ранее — вокруг костра на Масленицу.
|
|
Но даже когда атмосфера карнавала меняется в разных странах и эпохах, его суть остается неизменной. Скрыть лицо под маской и закружиться в танце, забыв обо всех проблемах. Встретить праздник урожая или Новый год, отбросив тяжесть прошлого. Покуда мы не разучимся веселиться на полную катушку, карнавалы останутся с нами. И это хорошо!
|
|
Сергей Евтушенко
|
|
Оракул №1 (январь)/2014
|