В древнем Египте мужчины подводили глаза
После трехлетней работы по исследованию содержимого 48 флаконов, найденных в разные годы при раскопках египетских гробниц, французским ученым удалось разгадать секреты древнеегипетской косметики. Результаты превзошли все ожидания. Сенсацией, к примеру, явилось то,что макияж использовался не только для придания лицу красоты, но и в лечебных целях!
Блестящие волосы, ярко подкрашенные губы, перламутровые веки, подведенные черным... Алебастровые и мраморные горшочки с красками, костяные и камышовые трубочки, зеркала, ложечки и кисточки, косметические шкатулки со множеством отделов, найденные археологами... Все это говорит О том, что древний народ не был равнодушен к красоте.
Декоративной косметикой в Древнем Египте пользовались не только женщины. Мужчины и даже дети «подводили глаза». Это не было монополией элиты. Макияжем пользовались и ремесленники, и рыбаки... Если в 2640-2155 годах до нашей эры египтянки использовали зеленые румяна и пудру, изготовлявшиеся с использованием малахита, то затем стал доминировать черный цвет для придания глазам большей выразительности. Краску для подводки век делали из свинца, впрочем, как и сейчас. Этот материал, как считали древние, способен отражать свет и создавать радужное настроение. Растолченная очень мелко, эта краска становилась матовой. Чтобы получить оттенки серого цвета, в нее_добавляли белую пудру,
Зеленую краску египетские модники и модницы наносили в виде ;ки под глазами. Глаза же обводили черным. Полоски иногда проводили даже до носа или виска. Однако это разрешалось делать только фараонам или их приближенным, а еще актерам, игравшим роли фараонов. Однако цвета косметики в Древнем Египте не отличались разнообразием.
- В исследуемых флаконах не было .найдено голубой краски, - говорит хранитель отдела египетской античности Лувра Кристина Зиглер. - Статуи и картины - это не фотографии. Поэтому цвета и оттенки, имеющиеся на древних статуях или фресках, вполне возможно, в косметике не применялись. В реальной жизни египтяне использовали для макияжа только определенные цвета. К другим, по неизвестным пока причинам, было какое-то предубеждение.
А может, древние египтяне наносили макияж только в лечебных целях? Еще одна загадка! По крайней мере, даже в черную краску для подводки глаз они добавляли церусит - белую свинцовую руду, которая помогала тем, кто страдал глазными заболеваниями: трахомой, конъюнктивитом. Эти часто встречавшиеся у египтян заболевания были следствием климата с песчаными бурями и наводнениями. Способствовал ли такой макияж оз-
доровлению? Как пояснила Жосмен Талабо из фирмы «Лореаль», определенно можно сказать, что свинец убивает бактерии, и об этом, видимо, было известно в Древнем Египте. К примеру, при археологических раскопках были найдены папирусы, датируемые 1500 годом до нашей эры, в которых описывались сотни приемов лечения глаз. Вот один из них: «Нанести на веки смесь из свинца, малахита, охры, смолы и меди». На найденных «косметических флаконах» имеются даже инструкции о времени применения этих средств. Например, древнеегипетский «аптекарь» или «косметолог» давал такие рекомендации: «Это средство хорошо для каждодневного применения с первого по четвертый месяц наводнения, с первого по четвертый месяц зимы, с первого по четвертый месяц лета». Что это - реклама или действительно реальные советы?
По крайней мере, установлена связь египетской косметологии и с религией и магией. На флаконах можно прочитать: «Приди, малахит, приди, зеленый цвет, приди на глаз Хора и изгони серозную жидкость, гной, кровь и слабость зрения». Не случайно«косметическими карандашами» разрисовывали и божественные статуи, от которых, как считалось в Древнем Египте, шли божественные флюиды. Священнослужители использовали зеленые и черные краски, предназначенные для «оздоровления лица бога и получения им возможности видеть глазами Хора». Это своеобразный реверанс египетскому мифу, согласно которому бог Хор был ранен в глаз в одной из своих битв с черным богом. Однако пострадавший глаз удалось вылечить с помощью косметических аппликации. Не случайно иногда даже на саркофагах рисовали глаз Хора, чтобы вернуть зрение умершему питалось, что краски способ-•вуют даже воскрешению мер-вых, поэтому их использовали и при бальзамировании тел. Они играли первостепенную роль в ритуале открывания глаз и рта. Принадлежности повседневной жизни покойного - трубочки и горшочки, мешочки с косметической краской - не случайно выставлялись египтянами в погребениях наряду с едой или статуями. «Покойный входил в вечность одетый и «намакия-женный», чтобы возродиться в потустороннем мире, - объясняет Кристина Зиглер. - Эти краски, как символ красоты, молодости, продолжающейся жизни, должны были помочь покойному возобновить свою способность соблазнять».
Даже в потустороннем мире покойный должен ощущать всю полноту жизни, потому его и отправляли туда с прической, макияжем, в нарядной одежде, будь то мужчина или женщина...
Благодаря современной технологии, рентгену, французские ученые доказали, что в косметических красках древних египтян находилиа не только свинец церусит - природные элементы, но и созданные искусст венно - лорионит фосгений, прекрасно сохранившиеся во флаконах до наших дней! В приро де их нет, они были получены египтя нами синтетическим путем. Учены* вспомнили, что, согласно греческие текстам, в те далекие времена умели трансформировать «пену очищенного серебра» (окись свинца) в белый порошок». При этом египтяне не могли ис пользовать огонь для проведения таких химических реакций, так как лорионит распадается, как выяснили сейчас, при высоких температурах. Поэтому древние «химики-косметологи» вынуждены были прибегать к различным растворам, что говорило об их глубоких знаниях, как бы мы сейчас сказали, в области прикладной химии.
Удивительно, но еще с тех пор и поныне при изготовлении современны-косметических средств используют открытия древних египтян гипетские умельцы научились придавать косметическим средствам жирность. Для этого они перемешивали фосгений и лорионит с иными жирными компонентами растений. Но каким путем? Пока и это является загадкой для ученых. Любопытно,, просто фантастично, но косметика античного Египта содержала те же пропорции жира, что и косметика нынешних времен! С той лишь разницей, что сейчас в нее добавляют жир не растительного происхождения, а животного. Естественно, египтяне очень ценили галений - сырье, используемое для косметических красок, добываемое в шахтах вблизи побережья Красного моря. Целые караваны, нагруженные этой рудой, отправлялись из Коптоса. Правда, она не всегда оказывалась нужного качества, тогда фараоны отправляли на поиски галения экспедиции за три с половиной тысячи километров - так ценился этот минерал!
Египтологи столкнулись с еще одной загадкой: где же изготавливались сами краски, ведь до сих пор не найдено следов ни одной «косметической лаборатории»? Есть предположение, что они могли находиться в храмах, где в свое время размещались и ювелирные мастерские, и даже пекарни, найденные во время раскопок. Имеется еще один след: вид обоза с галением на фреске в храме Хатсхепсут в Тебесе. Предполагается, что косметика в те времена играла и роль денег. Краски обменивались на злаковые культуры или металл.
Качество косметики египтян и ее цена были различны. Об этом сообщалось в надписях на флаконах. Впрочем, подделки существовали во все времена...
Галина АЛЕКСЕЕВА, Вячеслав ОРЛОВ
НЛО 53(217),2001