Долина золотых мумий
Случилось так, что несколько лет на- зад сторож развалин храма Алек-санрра Македонского, что в 320 километрах от Каира, ехал на ишаке на свою сонную службу. И когда до храма великого завоевателя оставалось 500 метров, осел провалился в песок по самую грудь. Сторож кубарем слетел с животного и помог тому выбраться из ямы. Когда старик заглянул в образовавшуюся впадину, то обомлел: это была могила-склеп времен греко-римского периода. Но такой вывод сделал уже не сторож, а историки. Вскоре в этом месте оазиса Бахария обнаружили более 150 захоронений, каждое размером с городской автобус. И почти в каждом из захоронений оказались мумии. Многие из них были в позолоченных масках и саванах, потому место и назвали Долиной золотых мумий.
Оказалось, что здесь в период греческого, а затем и римского присутствия находилось огромное кладбище.
Греко-римский период истории Египта продолжался около 2800 лет: с 332 года до н. э. по IV век нашей эры. В это время народы, населявшие Нижний и Верхний Нил, объединялись в единое государство, считавшееся в то время самым передовым. Именно тогда стремительно развивались торговля, ремесло, архитектура и технологии, необходимые для строительства пирамид, в которых сильные мира сего затем наслаждались вечностью.
Но вернемся в Долину золотых мумий.
В подземные склепы спускаются несколько пролетов узкой лестницы. Обычно внизу находится коридор, который ведет к индивидуальной или семейной усыпальнице, где рядом с каждой мумией находятся вещи, предназначавшиеся для путешествия в загробный мир, либо их прах.
В одном из склепов в стене обнаружили узкую длинную ячейку, а в ней нашли мумию, которую назвали мистер Икс. Мумия была завернута в тщательно просмоленную марлю коричневого цвета и напоминала скульптуру. Этот незнакомец ходил по бренной земле еще до Христа.
В соседнем склепе обнаружены мумии целой семьи. Шесть покрытых позолотой мумий, причем две из них детские. У некоторых в глазницах на масках вставки из перламутра.
•^аждая подобная находка вызывает 1C самый живой интерес, потому что I тпериод греко-римского вторжения
- самое темное пятно в истории Египта. В 332 году Александр Македонский завоевал Западную Азию, а затем и Египет. Его влияние повлияло на культуру егип-
тян, отразилось на их одежде, архитектуре и скульптуре. Египетские божества и полубожества смешались с греческими и римскими. К примеру, храм в оазисе Бахария был построен в честь Александра Македонского и греческого
мифического героя Геракла. Р% течение нескольких веков после РЧ|вторжения Александра Македонс-•ИР'КОГО Египет процветал. Крестьяне стали обрабатывать землю новыми способами, заимствованными у греков и римлян. Границы государства укрепились. Вторжения чужеземцев прекратились, и люди получили возможность наслаждаться мирной земной жизнью и спокойно готовиться к... загробной.
Если во времена фараонов только царственные особы могли позволить себе посмертные маски и мумификацию, то в греко-римский период такая роскошь стала доступна и среднему классу. Ремесленники ввели в моду специальные посмертные нагрудные пластины из глины и гипса, покрытые позолотой.
Однако во времена греко-римского влияния египтяне стали забывать истинный смысл мумификации и отдельных обрядов. То есть традиция мумифицировать покойников осталась, но ученые по-
лагают, что египтяне забыли религиозное назначение погребальных обрядов.
Методика мумификации оставалась неизменной: из тела покойника извлекали внутренности, стерилизовали его, просушивали, покрывали слоем натриевой соли внутри и снаружи, заворачивали вткань, которую через 40 дней снимали. Подготовленное таким образом мертвое тело помеща-|и в деревянные каркасы (один внутри другого), которые устанавливали в каменный гроб, и только затем переносили в усыпальницу. И здесь возникает одно противоре-
чие. Во времена фараонов мумии обращали лицом к востоку, чтобы с первым после погребения восходом солнца они встретили свое перерождение. А в греко-римский период их оставляли в склепах без всякой системы. Ученые уверены, что в эту эпоху народ утратил истинный смысл мумификации покойников, а действовал так только из слепого подражания сильным мира.
В оазисе Бахария в могилах было обнаружено по нескольку мумий в одном склепе, чего раньше не случалось.
Еще одна любопытная деталь. Ни при одной из 150 обнаруженных (пока) мумий не было найдено канопы (специального сосуда, где хранились забальзамированные внутренности покойного), что также было недопустимо во времена фараонов. То есть в более поздние времена соблюдались лишь внешние атрибуты ритуальных захоронений.
В связи с отсутствием ка-ноп обнаружился еще один любопытный факт. Читатели наверняка слышали о проклятиях древних захоронений, мумий и пирамид. Имеется в виду скорая и безвременная смерть ученых,
грабителей и просто любопытных, которые осмеливались потревожить уединение и покой мумий. Так вот, египтологи обратили внимание на то обстоятельство, что «смертоносные проклятия» настигали только тех, кому удавалось обнаружить мумию с канопой. Есть мнение, что в ка-нопах сохранялись бактерии и вирусы различных заболеваний, которые, попадая в легкие исследователей или грабителей, находили там благодатную почву для реставрации своих качеств, что и приводило в отдельных случаях к смертельным исходам.
•^Гстати, в могилах и склепах Бахарии 1C археологи работали даже без мар-I Жпевых медицинских масок, но никто из них не умер и не заболел.
При мумиях часто обнаруживают небольшие (20-30 сантиметров) статуэтки жрецов и плакальщиц. Чем больше статуэток, тем богаче был их владелец. На одной из мумий обнаружен специальный позолоченный головной убор, на котором изображен парящий сокол - символ принадлежности к царствующей семье. Но выяснилось, что эта мумия при жизни была надзирателем на плантации.
По этому поводу генеральный директор комплекса пирамид в Гизе Захи Ха-васс сказал: «Видимо, местные жители были заражены модой на ритуальные погребения, бальзамирование, позолоченные нагрудные пластины и посмертные позолоченные маски».
Кстати, посмертные маски имеют ярко выраженные черты греческих скульптур и масок, что говорит о влиянии греков на Египет. Именно греки ввели в Египте в оборот монеты, в то время как ранее там балом правил бартер.
Что же еще брал с собой в вечное путешествие в бессмертие египетский обыватель? Статуэтки жрецов, изумительные по исполнению фаянсовые изображения парящих соколов, посуду, кувшины с вином, а кое-кто взял с собой... игральные кости! Да, обычные игральные кости. Вот такой
маленький атрибут в одну секунду оживляет для нас древнюю картину. Становится понятным, что здесь жили обычные люди, которые трудились и наслаждались жизнью, устраивали пирушки, пили вино, играли в настольные игры и мало чем отличались от нас. Интересно, что подумают о нас потомки через 2-3 тысячи лет?
Виктор ЖАРОВ
НЛО 39,2001
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|