Рисунки пустыни Наска-посадочные полосы межпланетных кораблей
Человек изучает историю с тем, чтобы осмыслить и оценить опыт и достижения предыдущих поколений. Но ни ученые, ни религиозные деятели пока не способны дать исчерпывающие ответы на вопросы о появлении на Земле человечества и о будущем нашей цивилизации. Видимо, поэтому мы ищем эти ответы в культурах и традициях наших предков. Поступая так, мы признаем, что и наши предки искали ответы на те же самые вопросы. И если нам удастся найти связующее звено настоящего с прошлым и разгадать его тайны, то таким же образом мы сможем узнать о собственном будущем.
Примерно такая ситуация сложилась вокруг многолетнего изучения ри-W исунков и таинственных знаков пустыни Наска, которая находится между северной частью Чили и югом Перу. Наска расположена на плоскогорье. Его длина составляет 25, а ширина - 8 километров. Совершенно пустынная местность, изрезанная глубокими ущельями, простирается от Анд до самого Тихоокеанского побережья. Эта пустынная равнина - знаменитые пампасы, где редко гуляет ветер, а дождь наведывается сюда раз в несколько лет. Здесь как будто специально созданы идеальные условия, чтобы содержать в образцовом состоянии рисунки Наска. Они представляют собой гигантские линии, трапецоиды и силуэты животных (обезьяны, медведь, птицы, пауки и т.д.), «выгравированные» на многих километрах безжизненной равнины. Когда-то пампасы были покрыты черным камнем, и, чтобы нанести на их поверхность рисунки, «художники» попросту очищали от камня заранее отмеченные линии и снимали с них дерн. Затем рисунки обрамляли тем же дерном. Поэтому с воздуха рисунки и линии хорошо различаются и видятся светлыми, а с земли их почти невозможно заметить.
Впервые эти знаки и рисунки заметили с аэроплана еще в 20-х годах прошлого века. С тех пор ученым не дает покоя вопрос об их создателях и предназначении. Выдвигаемые теории разнообразны и фантастичны - от космических пришельцев до системы контроля земной популяции. Каждый новый энтузиаст разгадки тайны Наска придерживается какой-то одной теории: астрономической, геометрической, агрокультурной или оросительной, утилитарно-географической (дороги) и творческой (искусство и религия). Но выдвигаются и другие гипотезы. Одна из них основывается, по словам ее авторов, на данных культурного и археологического наследия Наска. Новая теория включает в себя в разумных пределах все пять гипотез назначения рисунков, совмещая их со знанием культурных традиций населявших эти земли народов, что дает возможность рассмотреть их тайны более объективно и многосторонне.
Ее в 1980 году историк Г. ван Брю-иг выдвинул предположение, что инии рисунков использовались местными жителями в качестве беговых дорожек. Он тщательно изучил рисунки с воздуха и непосредственно на земле и пришел к выводу - их линии предназначались для длительных пробежек. Брюниг развил эту теорию на основании того, что соревнования по бегу считались у местных жителей традиционным событием национального масштаба, к которому молодежь заблаговременно и тщательно готовилась, а победителей чествовали как героев. Это подтверждают и рисунки на древних гончарных изделиях, обнаруженные при раскопках. Другой же исследователь, Уильям X. Избелл, нашел сходство в стиле работ создателей перуанских пирамид и рисунков Наска. Он заострил свое внимание на том, что пирамиды и рисунки создавались в одно и то же время. Согласно теории Избелла властители этих территорий «организовывали рабочие бригады и посылали их на строительство церемониальных объектов». Такие гигантские стройки стали возможными благодаря «значительным материальным излишкам, имевшимся в обществе», а сам этот процесс длительного и весьма трудоемкого строительства был необходим властям «как социальный механизм контроля народонаселения».
Самая же распространенная теория была впервые выдвинута Эрихом фон Деникеном. Он уверен, что эти рисунки служили взлетно-посадочными полосами для межпланетных кораблей пришельцев. Однако никаких доказательств своей теории ни Деникен, ни кто-либо другой пока не предъявил. А уверенность Деникена в космическом предназначении знаков основана на том факте, что рисунки имеют правильные формы, а линии идеально прямы и обнаружить их можно только с воздуха. Такая гипотеза способна привлечь внимание любопытных, но не является объективным объяснением исторического феномена Наска. Даже в определении возраста рисунков пустыни исследователи не могут прийти к единому мнению: одни считают, что они создавались примерно в 200 году до н.э., по мнению других - в 1700 году до н.э.
Не менее невероятной, но более резонной видится версия англичанина Тони Моррисона. Он предположил, что линии и рисунки Наска являлись символами различных религиозных групп или народностей. У жителей Анд существовала традиция хоронить своих родственников и соплеменников, а также строить склепы у самой кромки дорог. Священники и просто верующие часто совершали пешие походы по местам захоронения родственников, религиозных деятелей и героев своего народа. У могил они молились и медитировали.
Моррисон считает, что рисунки Наска могли служить кастовыми, религиозными или социальными символами для местных жителей.
Астрономическую (или календарную) версию предназначения рисунков выдвинул и американец Пол Косок. Он много лет изучал рисунки и линии и обратил внимание, что они указывают на нахождение определенных космических тел (звезд и созвездий) в небе в астрономически значимые дни (полнолуния и т.п.). Однако он развил абсолютно абсурдную теорию о «создании рисунков Наска жаждущим власти священником-астрономом, который таким образом получил возможность контролировать определенную часть общества».
Ничего, кроме сарказма, его версия у исследователей рисунков пустыни Наска не вызывает. Исследователь Джон Хоккинс остановился на том факте, что в районе знаков Наска обнаружено огромное количество керамических сосудов с выпуклым дном. Естественно, что такие кувшины невозможно использовать в быту из-за их неустойчивости, а потому Хоккинс выдвинул свою оригинов, и рисунков Наски - ритуальную.
Он считает, что в определенные, значимые для народа Наска дни масса народа (по мнению Хок-кинса, в ритуале принимали участие одновременно до 250 тысяч человек) выходила в пампасы, неся в руках эти самые кувшины. Это входило в программу большого религиозного праздника. Наполненные растительным маслом или кукурузной водкой кувшины в процессе праздника зажигали и устанавливали в пазы рисунков. Итаккакли-нии рисунков проходили по обычному песку или сухому грунту, то сосуды с выпуклым дном как нельзя лучше подходили для этого. В данном случае выпуклое днище кувшина служило как раз для его устойчивости в песке.
Имея в виду колоссальное значение, которое древние народы придавали огню, версию Хоккинса не следует отметать. Но его оппоненты задались вопросом: не слишком ли много масла и водки сжигалось в праздник? 250 тысяч кувшинов, наполненных такими дорогими продуктами,расточительность даже для процветающей нации.
Тогда один из сторонников Хоккинса, российский уфолог Михаил Герштейн, пришел к следующему заключению: праздник проходил ночью, а в кувшинах находилась всего лишь вода. И т.к. действо происходило в полнолуние, то свет луны отражался в воде. По глубокому убеждению М. Герштейна, в пампасах Наска могли создаваться условия, благоприятные для возникновения миражей. Для этого необходимо отсутствие ветра, сильное прогревание слоев воздуха, находящихся в прямом контакте с почвой, и т.д.
Интересная версия, но сколь красивая, столь же маловероятная. Вряд ли индейцы создавали километровые знаки только для того, чтобы воспроизвести в небе ночные миражи.
Еь и другая версия использования судов. Ряд российских исследо-этелей Наска во главе с И.Кольцовым полагают, что данная пустыня являлась идеальным местом для захоронений с «обеспечением нетленности».
менистых пластах почвы, над которыми сверху наносились символические рисунки. Эти рисунки создавали над захоронениями вертикальные энергопотоки, обеспечивавшие «каналы связи с космосом». В данном случае сосуды, зарытые в почву по линиям рисунков, могли служить усилителями энергопотоков и двойниками сосуда, который помещался в Могилу и являлся «вместилищем души» умершего человека. Выражаясь проще, энергопотоки над рисунками Наска помогали душам усопших вознестись на небеса. А выбор рисунка, по мнению И.Кольцова, обуславливался важностью персоны, захороненной в данной местности, и ее дополнительным именем - прозвищем (Обезьяна, Лебедь, Паук...). И еще одна любопытная версия, которая нередко муссируется в прессе. Ключом к разгадке тайны пустыни Наска может служить огромный рисунок, нанесенный на 400-метровый склон горы полуострова Паракас (Перу). Рисунок известен как «Канделябр Паракаса». Его возраст насчитывает не менее двух тысячелетий, а история возникновения - и вовсе тайна за семью печатями. По смелой гипотезе российских исследователей, «Канделябр Паракаса» является не чем иным, как «паспортом Земли». В этом рисунке заключена вся информация о нашей планете. Левая часть рисунка обозначает собой фауну. Правая его часть - флора. А рисунок целиком представляет собой лицо человека. Вблизи же вершины горы есть отметка, напоминающая по форме гвоздь. Это - шкала, показывающая «уровень современного развития цивилизации» (всего их шесть). Если Канделябр умозрительно повернуть на 180 градусов, то получится распятие, а «гвоздь будет изображать гвоздь, вбитый в ногу Христа». Это своеобразный символ-предупреждение о том, что наша планета может погибнуть от неразумной деятельности человека. Далее авторы этой идеи пытаются объяснить, что данную информацию нам созвездия Льва. Ссылаясь на большое количество скульптурных изображений льва на Земле и во всех земных религиях в частности, авторы доказывают, что «современная земная цивилизация является делом рук пришельцев из созвездия Льва».
Сдесь стоит заметить, что подобные трактовки рисунков Наска ождаются во всех концах нашей планеты ежедневно, если не ежеминутно. Но даже самые безумные из них не следует отметать, не рассмотрев детально.
Puquios - еще одна распространенная теория, появившаяся относительно недавно. Puquios - это искусственная система подземных водных каналов, расло-ложенных в недрах горного плато. В городке Наска с населением 10 тысяч человек протекает одноименная река. По своему составу и «благоуханию» она не уступает канализационным каналам крупных городов, но в то же время жители Наска не испытывают недостатка в свежей и чистой воде. Ее берут из системы колодцев, которые располагаются точно по линиям загадочных рисунков. И вот что особенно поразительно - два из этих подземных каналов проходят прямо под руслом реки Наска. А общая система оросительных каналов Наска просто не может не вызывать восхищения: настолько она является совершенной и продуктивной. Надо отметить, что источником процветания народа, населявшего Наска, было именно сельское хозяйство, и версия puquios имеет под собой реальную основу. Но кто, когда и как мог построить такие каналы? Любопытно, что рисунки Наска заметили в 20-х годах с самолета, который совершал полеты над плато именно в поисках водных источников. Летчик обнаружил не воду, а гигантские изображения, и только спустя некоторое, время там нашли и колодцы с водой. Как видите, пилот со своей задачей справился блестяще, хоть и предложил историкам самую трудную головоломку XX века - рисунки Наска.
Кемя идет, а рисунки Наска стано-ятся только загадочнее. Невда-еке от пустыни, в горах, обнаружены аналогичные изображения, о которых ранее не было известно. И в данном случае рисунки не указывают на местонахождение подземных водных каналов.
А в 1400 километрах от плато Наска, у подножия горы Солитари, обнаружена гигантская статуя человека. Ее назвали Гигант Атакамы. Она достигает высоты 120 метров, и ее окружают линии и знаки, аналогичные рисункам Наска.
Таких загадочных находок с каждым годом становится все больше, что запутывает исследователей и стимулирует фантазеров, выдвигающих все новые версии назначения рисунков Наска. Один из них уже твердо решил и объявил на весь мир, что эти рисунки служат знаками для «пришествия на землю Бога». Но оставим данную теорию без комментариев и будем ждать...
Виктор ЖАРОВ
НЛО 40,2001
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|