Феномен посмертной медитации
|
Российские исследователи, сотрудничающие с буддийскими учеными во главе с Далай-ламой в Индии, получили объективные данные в пользу существования феномена "посмертной медитации" – состояния долговременного отсутствия посмертных изменений тела после остановки работы сердца и мозга, которое буддисты называют "тукдам". Об этом РИА Новости заявил руководитель исследовательского проекта, более четверти века возглавлявший Институт мозга имени Н.П. Бехтеревой РАН, академик Святослав Медведев. |
"Я лично видел, обследовал тела буддийских монахов, пребывающих в этом состоянии, которое буддисты называют тукдам, прикасался к ним, есть их фотографии. Мы исследовали четырех монахов в таком состоянии. Это бесценный опыт. И впервые нам разрешили взять пробу тканей, крови умершего монаха, но исследованиям пока помешала пандемия коронавируса", - сказал Медведев на конференции "Тибетология и буддология на стыке науки и религии" в Институте Востоковедения РАН, отвечая на вопрос РИА Новости о главных итогах первого этапа исследований. |
В 2019-2020 годах по договоренности с Далай-ламой академик Медведев открыл в тибетских буддийских монастырях на юге Индии (в Монгоде и Биллакупе) два научных центра исследований медитации и измененных состояний сознания. В них при помощи ЭЭГ и других методов и современных приборов удалось собрать психофизиологические данные более ста практиков из семи разных монастырей, в том числе, во время глубокой медитации. |
Кроме того, российские специалисты впервые получили доступ к телам монахов в состоянии посмертной медитации тукдам, в котором они могут пребывать несколько дней или даже недель. В исследованиях непосредственно участвуют профессор биологического факультета МГУ Александр Каплан, руководитель отдела психологии и психофизиологии Института медико-биологический проблем РАН профессор Юрий Бубеев и другие российские ученые, а также восемь буддийских монахов, прошедших специальную подготовку в российских научных центрах и получивших сертификаты с новой специальностью: "монах-исследователь". |
Помимо знакомства с тукдамом, Медведев выделил еще два важнейших достижения совместного проекта. Это само создание современной психофизиологической лаборатории в монастырях, где часть персонала представляют монахи. И полученные научные доказательства того, что определенный тип медитации действительно приводит к резкому уменьшению восприятия сигналов из внешнего мира. Причем на уровне автоматических реакций организма, которые невозможно контролировать сознанием. |
Академик поблагодарил Далай-ламу за активное научное сотрудничество и стремление идти "срединным путем". Он имеет в виду объединение восточной науки, чей путь - от логики к единой картине мира, и западной, которая традиционно идет от эксперимента к выводам. "Ближе всего к этому срединному пути именно российская научная школа: от идеи – к эксперименту и концепции. Именно так мы и пытаемся работать в лаборатории. Обсуждаем с Его Святейшеством, настоятелями, практиками проблемы, пытаемся строить гипотезу – и уже потом проводим измерения", - пояснил руководитель проекта. |
При том, Далай-лама очень заинтересован в научном обосновании наблюдаемых в буддизме феноменов. "Именно это, в части наук о человеке и является основной задачей лаборатории", - сказал академик Медведев. "Когда я впервые услышал про тукдам и даже разговаривал об этом в Дхарамсале (на севере Индии, где расположена резиденция Далай-ламы – прим. ред.), некий скептицизм у меня был. Но сейчас я могу сказать, что случаи тукдама действительно являются фактами. Причем эти факты установлены уже как минимум двумя независимыми научными группами – нашей и Ричарда Дэвидсона (американского нейробиолога – прим.ред.), с которой мы сотрудничаем", - подчеркнул академик Медведев. |
По его словам, сейчас перед лабораторией стоят задачи исследовать два аспекта явления. Во-первых, физиологические и биохимические механизмы тукдама - что происходит с нейронами мозга, с клетками и тканями тела, которое становится "будто спящим" и не имеет признаков распада, несмотря на констатированную смерть. А во-вторых, почему такое в принципе становится возможным - с точки зрения не философии буддизма, а объективных законов функционирования организма. |
"По сути, мы говорим о патологоанатомическом исследовании мертвых тел. Мы исследуем не жизнь после смерти, не буддийские состояния сознания, а объективно существующее состояние человеческого тела после зафиксированной медиками смерти. Причем что это такое? Это - чрезвычайно замедленный процесс распада тканей. Могу сказать, что какое-то время он просто не происходит, а потом резко начинается распад", - констатировал Медведев. |
За год работы российские ученые получили от буддистов немало сообщений о случаях тукдам и исследовали четыре из них. Во всех случаях тело выглядело, как тело спящего человека, только без дыхания и сердцебиения, не было обнаружено никаких посмертных следов на теле, сохранялся тургор (эластичность) кожи, не было запаха и других характерных признаков разложения. В некоторых случаях тело может оставаться в медитативной позе. |
"Любой нормальный человек, когда он входит в комнату, где находится умерший, испытывает некую отстраненность, нежелание приближаться, дискомфорт. Но ничего этого нет, когда входишь в помещение, где находится человек в состоянии тукдам, – ощущение даже какого-то спокойствия. И это мнение всей нашей группы", - поделился впечатлениями Медведев. |
Рассуждая о механизмах тукдама, академик отметил, что вначале исследователи выдвинули версию, что тонус организма после смерти поддерживает не полностью еще умерший мозг, в котором сохраняется какая-то деятельность. Однако зафиксировать ее не удалось. "Никакой биоэлектрической активности нет. Другая версия – что под влиянием медитации в организме при умирании выделяются какие-то вещества, которые предохраняют клетки от разложения… Как только эпидемиологическая ситуация позволит, мы снова приступим к инвазивным исследованиям", - поделился Медведев. |
Вторая задача, над которой работает группа российских ученых в буддийских монастырях – исследование психофизиологических проявлений медитаций, которые могут привести практикующего к уходу в тукдам после смерти. При этом главное условие – чтобы исследование не отвлекало монаха от медитации, поэтому используются только так называемые "мягкие" методы исследования, например, ЭЭГ или свехчувствительный термограф. Последний, в частности, показывает после медитации изменение распределения температуры тела в пределах одного градуса. "За год мы провели психофизиологические исследования более чем ста монахов, в том числе практиков высокого уровня. Нам удалось поработать и в ретритах (с уединившимися от мира монахами – прим.ред.), и даже в тантрических монастырях (традиционно наиболее закрытых для сторонних глаз – прим.ред.)", - отметил Медведев. |
"Обработан еще далеко не весь материал. Но мы доказали очень важную вещь. Что медитация приводит к тому, что резко уменьшается восприятие внешнего мира. То есть, действительно происходит концентрация на внутреннем сознании, уход от внешнего мира. Снижаются и автоматические контакты, которые находятся не на уровне сознания и которые вы не можете изменить. Но только при определенных медитациях, при других – наоборот, происходит улучшение восприятия внешних сигналов. Мы показали, что медитацию, даже на одну и ту же тематику, нельзя рассматривать как единое целое. В зависимости от типа медитации и исполнителя, данные исследований бывают разные" , - пояснил РИА Новости Медведев. |
Для учета этого участницами исследования Еленой Кокуриной (Фонд имени академика Натальи Бехтеревой) и Юлией Бойцовой (Институт мозга им. Н.П. Бехтеревой РАН) был предложен новый методический подход, оценивающий успешность медитации и существенно повышающий качество исследования. Бойцова отметила, что иногда во время медитации монахи "вообще не слышали звуков". Она предположила, что у медитирующего может "формироваться доминанта" для выполнения поставленной задачи продолжать медитацию, несмотря ни на что, подобно тому, как у младенца от посторонних раздражителей только усиливается сосательный рефлекс. |
А профессор биофака МГУ Александр Каплан подчеркнул важность исследования именно тантрических практик, основанных у буддистов на визуализации божеств и отождествлении себя с теми или иными их качествами для их развития в себе. Эти практики связаны с глубокой медитацией, растворением "грубого сознания" и проявлением "наитончайшего сознания ясного света". "Это все очень важно изучать. Ведь именно мысленные образы влияют на то, как мы будем жить и действовать в этом мире", - пояснил Каплан. При помощи энцефалографических исследований он также пытается обнаружить области мозга, которые наиболее активны в те периоды, когда медитирующий "полностью погружается в психические образы, которые рождаются уже в отрыве от внешней реальности, когда в психическом мире создается "иллюзорное тело"". |
"До сего дня у представителей буддологии и нейронауки практически не было точек соприкосновения – невозможно было представить себе их совместное обсуждение в рамках одного форума. Это уникальная конференция. Собрав в одном виртуальном пространстве ведущих нейроученых, с одной стороны, и ведущих специалистов, посвятивших жизнь изучению древних буддийских трактатов - с другой, мы перевернули новую страницу в буддологии", - сказала РИА Новости один из организаторов конференции, директор фонда "Сохраним Тибет" Юлия Жиронкина. |
По ее словам, нейроученые сегодня предлагают совершенно новый взгляд на явления, описанные много столетий назад Буддой, учеными древнеиндийского университета Наланда и их последователями Тибете. "Удивительно, что о такие понятия как "иллюзорное тело", или "наитончайшее сознание ясного света", или "посмертная медитация", с которыми мы знакомы по трудам буддийских философов древности и устным наставлениям современных наставников буддизма, постепенно входят в лексикон представителей нейронауки. Совместные обсуждения нейроученых и буддологов позволят уточнить содержание этих терминов, а значит, сделать исследования представителей обеих областей знания более глубокими", - подчеркнула собеседница агентства. Далай-лама, добавила она, вот уже много лет настаивает на важности диалога между учеными и последователями буддизма. "Эта конференция – прямое свидетельство тому, какие захватывающие перспективы познания мира и человеческого сознания может открыть такой диалог", - заключила Жиронкина. Организаторами двухневной конференции выступили Институт востоковедения РАН и Фонд "Сохраним Тибет". |
Источник |