Гадание, опирающееся на ламу Цонкапу
|
Аннотация. Введение. Гадание на четках имело широкое распространение среди множества видов гаданий в Тибете, Монголии, Бурятии, Калмыкии и других регионах распространения буддизма. Среди разнообразных способов этого вида гаданий встречаются гадания, осуществляемые посредством обращения к божествам-идамам, к божествам защитникам учения, и гадания, которые осуществляются посредством обращения к буддийским учителям. Такой особый способ гадания встречается довольно редко и представляет особый интерес как пример гадания на четках. Цель статьи — ввести в научный оборот тибетский текст гадания на четках, опирающегося на ламу Цонкапу. Он представляет собой образец гадательного сочинения с опорой на религиозную фигуру. Материалы по рассматриваемому гаданию на четках были получены от ламы Иволгинского дацана в Бурятии Жаргала Дондоковича Дугданова. Тибетский текст гадания на четках, опирающегося на ламу Цонкапу, не издавался на русском языке. Результаты. В статье проанализирован традиционный способ гадания на четках, представлены перевод, транслитерация и факсимиле тибетского текста гадания. |
Благодарность. Исследование проведено в рамках государственной субсидии по проекту «Устное и письменное наследие монгольских народов России, Монголии, Китая: трансграничные традиции и взаимодействия» (номер госрегистрации: ААА-А-А19-119011490036-1). |
Для цитирования: Митруев Б. Л., Дугданов Ж. Д. Гадание, опирающееся на ламу Цонкапу // Монголоведение. 2020. № 1. С. 105–121. DOI: 10.22162/2500-1523-2020-1-105-121. |
Введение |
Среди гаданий, тексты которых написаны на тибетском языке, существует довольно большое количество гаданий на четках, что представляется довольно естественным, так как четки представляют собой непременный атрибут как последователей буддизма, так и последователей учения бон. Гадания на четках были широко распространены в Тибете, Монголии, Бурятии, Калмыкии и других регионах распространения буддизма. В Калмыкии, где в XX в. На протяжении длительного периода отсутствовали институциональные формы буддизма, этот традиционный вид гадания на четках сохранялся и бытует в настоящее время, о чем свидетельствуют информанты: к примеру, широко известный калмыцкий джангарчи В. О. Каруев нам рассказывал о том, что его бабушка занималась гаданием на четках [Каруев 2019]. Эта традиция до сих пор используется и среди тибетцев. Тексты гадания на четках обычно не содержат указаний о количестве бусин, материале и прочих характеристиках гадательных четок. Самый главный фактор наличие достаточного количества бусин для того, чтобы гадание было возможным. Некоторые из гаданий, описанных в таких текстах, можно выполнять как на четках, так и посредством гадательной кости. |
Цель настоящей статьи введение в научный оборот текста, посвященного гаданию на четках, опирающемуся на ламу Цонкапу. |
Основная часть |
Текст гадания был получен в электронном виде от ламы Иволгинского дацана в Бурятии Жаргала Дондоковича Дугданова. Он, в свою очередь, получил его от ламы того же дацана Балдана Пирангалаева, который сделал ксерокопию с принадлежащей Нимбу-ламе (в миру Ширапнимбу Цыденовичу Цыбикдоржиеву) рукописной копии, сделанной им с недоступного ныне оригинала (сведения о его владельце, к сожалению, утрачены). |
Текст представляет собой рукопись, написанную синей шариковой ручкой на разрезанных пополам тетрадных листах в клетку с пагинацией на тибетском языке. Изображение лицевой страницы отсутствует. На каждой из первых трех страниц по шесть строк, на остальных по семь [ЭЛК. Рукопись]. В тексте имеются описки и пропуски, которые могли быть как допущены во время копирования текста, так и присутствовать в оригинале, с которого была сделана копия. Язык текста указывает на то, что автором являлся человек, хорошо знавший тибетский письменный язык. В гадании присутствует редкий глагол bsdims ‘растворился’, отсутствующий во многих словарях. Также в гадании присутствует распространенное сокращение, где «перевернутая» графема t, обычно используемая для передачи графемы из санскритского алфавита, обозначает тибетские графемы gs. Например, gtoT – gtogs [ЭЛК. Рукопись. Л. 2]. |
В рукописи текста присутствует множество описок. Так, например, вместо bden bdar ‘произнесение [слов] истины’ в рукописи написано bder ‘в счастье’ [ЭЛК. Рукопись. Л. 1]. К сожалению, не представляется возможным однозначно восстановить некоторые из отрывков из-за ошибок при копировании. |
В колофоне сказано, что «этот удобный способ [гадания] был написан блуждающим нищим (тиб. sprang ‘khyams)» [ЭЛК. Рукопись. Л. 4a]. |
Другой информации об авторе не предоставлено. Также остается неясным и время написания текста. Остается только надеяться, что в будущем этот пробел будет восполнен. |
Существует множество гаданий, опирающихся на различных персонажей буддийского пантеона, к которым обращаются верующие для гадания. Одно из самых распространенных гаданий гадание посредством Тары, которое, как гласит предание, было передано самой Тарой Атише великому индийскому буддийскому ученому XI в. Помимо этого, существуют также гадания, опирающееся на Хаягриву и других божеств. Персонажи буддийского пантеона, к которым обращается гадающий, можно подразделить по иерархии на три группы: 1) медитативные божества (тиб. yi dam), 2) божества защитники учения (тиб. chosskyong), 3) буддийские учителя. Соответственно этим группам можно выделить три разряда гаданий. |
К первому разряду следует отнести гадание посредством Тары «Гадание на четках Джово Дже [Атиши] „Волшебный ключ к ясновидению, ясно видящему все явления“» (тиб. jo bo rje’i ‘phreng mo chos kun gsal ba’i mngon shes ‘phrul gyi lde mig) и находящееся в собрании сочинений Тукван Лобсанг Чойкьи Ньимы (thu’u bkwan blo bzang chos kyi nyi ma, 1737–1802) гадание посредством Хаягривы «Способ гадания на четках „Зерцало, проясняющее скрытое“» (тиб. ‘phreng mo ‘debs tshul lkog gyur gsal ba’i me long). Ко второму гадание посредством Чамсринга, составленное монгольским ламой Эрдэнэ Мэргэн Бандида Агваан Иш Самбу (тиб. er te ni paN di ta ngag dbang ye shes bzang po, 1847–1896), называющееся «Из тома устных наставлений „Чаша чая“: способ исследования гадания на четках „Совершенно ясное зерцало“» (тиб. ja phor be’u ‘bum las phreng mo brtags tshul rab gsal me long), и гадание посредством богини-защитницы Ачи Чойкьи Долмы «Гадание Ачи Чойкьи Долмы посредством гадальной кости „Зерцало, проясняющее явленное и существующее » (тиб. A phyi chos kyi sgrol ma’i sho mo snang srid gsal ba’i me long), составленное Кончок Тинелей Сангпо (тиб. dkon mchok ‘phrin las bzang po, 1656–1718). К третьему и самому редкому виду можно отнести гадание посредством Гуру Падмасамбхавы, представляющее собой терма [1], открытое тертоном [2] Тулку Мингьюр Дордже (sprul sku mi ‘gyur rdo rje, 1646–1667), «Гадание на четках, посредством восьми проявлений Гуру Падмасамбхавы» (тиб. gu ru mtshan brgyad kyi phreng mo) и данное гадание посредством Ламы Цонкапы. |
Гадание на четках (тиб. ‘phreng mo) считается одним из самых простых: может быть выполнено без специалиста. Л. Уоделл пишет, что гадание на четках практикуют в особенности наиболее неграмотные люди и священники религии бон [Wadell 1895: 465]. Если во время гадания на четках выпадает нечетное число, то это благоприятное гадание, если же четное число неблагоприятное [Ekvall 1963: 34 35]. Об этом также пишет и C. Нильсен, рассматривая передаваемую устно систему гадания Кенчен Ньима Гьялцена. Она пишет, что нечетные числа позитивные, а четные числа негативные [Nielsen 2018:52]. |
Описание процесса гадания в тексте начинается с объяснения о том, что необходимо совершить принятие прибежища в трех драгоценностях Будде, дхарме и сангхе. Указывается, что затем необходимо зародить бодхичитту альтруистическое устремление к достижению полного пробуждения ради блага всех живых существ, а после этого совершить гуру-йогу «Сто божеств Тушита», посвященную ламе Цонкапе, направленную на то, чтобы создать духовную связь с ламой Цонкапой (тиб. tsong kha pa, 1357–1419). Гуру-йога «Сто божеств Тушита» (тиб. bla ma’i rnal ‘byor dga’ ldan lha brgya ma) один из самых известных текстов, посвященных медитативной практике, связанной с ламой Цонкапой в тибетской традиции гелуг. Традиция приписывает авторство этого текста Дульнагпа Пелден Сангпо (‘dul nag pa dpal ldan bzang po, 1402–1473). |
После этого необходимо совершить подношение мандалы символическое подношение всей вселенной буддийской космологии, состоящей из четырех великих континентов, восьми малых континентов, горы Сумеру, солнца, луны и прочего. |
Обычно для создания духовной связи с божеством, через которое осуществляется гадание, используется мантра этого божества. Например, в случае с Тарой это ее мантра «Ом таре туттаре туре сваха», в случае с гаданием посредством Манджушри мантра «Ом арапачана дхи». В гадании посредством ламы Цонкапы такую роль мантры играет молитва «Мигцема» (тиб. dmigs btse ma). |
Молитва-обращение «Мигцема» молитва, обращенная к ламе Цонкапе, автором которой, как гласит традиция, является сам лама Цонкапа. Она получила свое название от первой строки этой молитвы dmigs med brtse ba’i gter chen spyan ras gzigs «Авалокитешвара великая сокровищница сострадания, не воспринимающего истинного существования», с которой она начинается. Традиционно говорится, что лама Цонкапа поднес эту молитву с посвящением своему учителю Рендаве Шонну Лодро (тиб. red mda’ ba gzhon nu blo gros, 1349–1412), который вернул ее, сделав её обращением к ламе Цонкапе. |
Говоря о том, сколько раз следует начитывать мантру, следует отметить: в разных традициях количество, необходимое для совершения гадания, разное. С. Нильсен пишет, что в самом лучшем случае необходимо повторять мантру, находясь в затворе, до тех пор, пока не появятся знаки достижения успеха [3] [Nielsen 2018: 39]. Для гадания Кенчен Ньима Гьялцена необходимо повторить мантру богини-защитницы Ачи Чойкьи Долмы по крайней мере 100 000 раз [Nielsen 2018: 39]. В нашем тексте необходимое количество повторений молитвы «Мигцема» не указано. |
После этого необходимо произнести так называемые «слова истины» то есть обратиться к тому божеству или учителю, посредством которого совершается гадание, с просьбой сделать так, чтобы результат гадания стал истинным. Сами слова истины отсутствуют в тексте гадания, но можно представить, что они собой представляют, взяв как пример слова истины из текста гадания на костях посредством Палден Лхамо [4], автором этого текста является Чакра Тулку Нгаванг Тинлей Пелсанг (тиб. lcags ra sprul sku ngag dbang ‘phrin las dpal bzang, 1730–1794). Текст слов истины следующий: «Намо! Пусть истиной великолепных коренных учителей и учителей линии преемственности, истиной Будд, истиной дхармы, истинной сангхи, истиной йидамов [5], даков и дакинь, защитников, хранящих учение, а в особенности истиной собрания божеств великолепной богини Магсор Гьялмо Ремати, благословением этой великой истины безошибочно и ясно явите [предсказание относительно] этих исследуемых мной дел!». |
С. Нильсен, говоря о важности этого элемента гадания, называет эти «слова истины» «заостряющей молитвой» [6] (тиб. bdar и brdar) молитвой к божествам, с просьбой помочь явить точное гадание [Nielsen 2018: 37]. |
Относительно того, как отмерять отрезок на четках для гадания, Л. Уоделл пишет, что необходимо, закрыв глаза, взять часть бусин четок между большим и указательным пальцами каждой руки, затем, открыв глаза, бусины в промежутке отсчитываются с каждого конца по три [Wadell 1895: 466]. |
Ч. Боуден, цитируя Д. Очирбата [7], описывает другой способ отсчета бусин на четках. Он пишет, что гадающие обвивают четки вокруг пальцев левой руки четыре раза и отмечают [место], затем отсчитывают по шесть бусин с каждой из двух сторон и объясняют результат исходя из остатка [Bawden 2002: 25]. |
В тексте гадания с опорой на Ламу Цонкапу говорится, что, думая о задаваемом вопросе, необходимо произвольно отделить на четках один отрезок из бусин, затем слева и справа отсчитывают по три бусины до тех пор, пока не останется от одной до шести бусин. После этого надо посмотреть интерпретацию выпавшего числа бусин. |
Текст гадания представляет собой ответы на список вопросов, относящихся к повседневному быту. Количество вопросов к каждому гаданию неодинаковое. Вопросы, приведенные в тексте гадания, связаны с определенной темой: гадание относительно цели (тиб. don phwa), гадание о болезни (тиб. nad phwa), гадание о демонах (тиб. gdon phwa), гадание о жизни (тиб. srog phwa), гадание относительно пути (тиб. lam phwa), гадание относительно врага (тиб. dgra phwa), гадание о потомстве (тиб. srid phwa), гадание об утерянном (тиб. bor ba), гадание относительно дхармы (тиб. chos phwa). По каждому вопросу дан ответ. Большинство гаданий имеет название или своего рода описание сцены, характеризующее определенный положительный или отрицательный результат гадания. Например, если выпало пять бусин, то это значит, что «если действовать будет мужчина, обладающий интеллектом, он принесет благо себе и другим». Это название указывает на положительный характер данной комбинации. |
Название или описание гадания указывает на его качество благоприятное или неблагоприятное. Если вопрос не подпадает под одну из вышеперечисленных категорий, то ответ дается исходя из базового гадания, которое представлено названием этого гадания. |
Названия комбинаций в этом гадании следующие: |
1. «В нерожденной природе дхармакайи не думай о действиях, множество мыслей появятся сами по себе». |
2. «Посреди густого сада фруктовых деревьев счастливо спит радостная обезьяна. Хотя она и счастлива [сейчас], опушка леса охвачена огнем». |
3. «Хотя крепкие доспехи у героя и хороши, важно контролировать себя, тогда долговременные замыслы в конечном итоге сбудутся». |
4. «Росинку на кончике травы стряхивает ветер». |
5. «Если действовать будет мужчина, обладающий интеллектом, он принесет благо себе и другим». |
6. «Сказано, что условий для болезни множество, а условий для выживания мало». |
После этого следует раздел, посвященный ритуалам, которые необходимо провести, чтобы исправить ситуацию и устранить препятствия. Например, необходимо сделать сто простираний пред образом Будды или сто подношений, или совершить даяние нищим. Эти действия относятся к разряду добродетельных или благих действий, результатом которых являются «заслуги» позитивный потенциал, результатом которого является счастье. Затем произносится то, для чего совершается гадание. |
В тексте гадания перечислены демоны и духи, которые причиняют вред живым существам, например: демоны «цари» гьялпо (тиб. rgyal po), демоны ножа (тиб. gri ‘dre), демоны сен (тиб. bsen) [8], владыки местности (тиб. sa bdag), духи цен и дре (тиб. btsna ‘dre). Приведены также сведения о ритуалах, предназначенных для того, чтобы устранить причиняемый духами и демонами вред и препятствия. |
В некоторых местах из-за ошибок при копировании текст не имеет смысла, и нет полной уверенности, что удалось восстановить его верно. Но в общем смысл текста довольно ясен. |
Гадание завершается подношением мандалы, за которым следует стослоговая мантра. Стослоговая мантра (тиб. yig brgya) мантра, состоящая из ста слогов, повторение которой устраняет плохую карму и завесы ума. Эта мантра может относиться к Ваджрасаттве, Ямантаке, Херуке или Падмасаттве. В тексте говорится, что затем необходимо произнести (прочитать строки) просьбу о снисхождении и просьбу о даровании желаемого. За этим следует фаза растворения, в ходе которой верующий представляет, что Владыка Цонкапа вместе со своими духовными сынами Гьялцаб Дарма Ринченом (тиб. rgyal tshab dar ma rin chen, 1364 1432) и Кедруб Гелек Пелсангом (тиб. mkhas grub dge legs dpal bzang, 1385 1438) растворяются в верующем. После этого необходимо совершить посвящение заслуг и произнести молитвы устремления и благопожелания. На этом гадание завершается. |
Интересно отметить, что Б. Эквол в своей статье рассматривает роль гадателя не только как человека, применяющего квази-магические методы своей интерпретации в поиске искомых знаков и неиспользованных примет, но более того, гадатель или прорицатель становятся, по сути, центрами исследований, где информация о процессах и событиях, происходящих в обществе, собирается, сопоставляется и переформулируется в ответах и рекомендациях. В этой функции они могут даже стать активными агентами инноваций и культурных изменений [Ekvall 1963: 39]. |
Заключение |
Анализируемый текст представляет собой интересный образец тибетского гадания на четках, представленного как обращение к исторической личности ламе Цонкапе, что является довольно редким случаем среди такого рода гаданий. В тексте содержатся основные блоки, которые обычно присутствуют в подобных текстах гаданий, а также специфические характеристики, обусловленные способом гадания путем обращения к религиозному буддийскому деятелю. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|