Каким представляли себе рай древние народы
|
Каким представляли себе рай древние народы. Кто-то мечтал об островах, населенных вечно юными девами, кто-то о чертогах, где не прекращаются сражения, а кто-то видел счастье в местах, где не иссякает запас кукурузы. |
Ирий |
В славянской мифологии в южных и западных краях, куда улетают птицы зимой – располагался Ирий или Вирий – легендарная страна, впоследствии ассоциируемая с раем. Это остров седьмого неба, крышей которому служили восьмое и девятое небеса. В соответствии с древнеславянскими мифами, на этом острове живут прародители всех птиц и зверей (перед названием зверя, обитавшего на этом острове, говорили «старший» или «старый», это говорило о их зрелости и телесной мощи). В белорусском и украинском языках в настоящее время также существуют выражения о перелётных птицах: «ляцяць у вырай» (белор.), которые не употребляются в другом контексте. |
Дильмун |
Шумеры-образовавшие одну из первых цивилизаций в истории, примерно, в VI-V тысячелетиях до нашей эры, помещали рай и колыбель человечества на легендарном острове Дильмун, расположенном, предположительно, в Персидском заливе, где-то «на восходе солнца», «за горькою водой». В шумерском мифе об «Энки и Нинхурсаг», Дилмун описывается как счастливый уголок земли, цветущий сад, где нет места болезни, старости и смерти: «Ни один обитатель Дильмуна не пересекал реки, обтекающей подземный мир. Ни один жрец не ходил вокруг покойника, оплакивая его, ни один певец не возглашал жалобных песен по умершим у стен города, населенного племенем бессмертных». |
Так бы и остался Дильмун в истории недосягаемым для смертных раем, если бы в более поздних шумерских письмах он бы не упоминался как торговый партнер, откуда экспортировались медь, драгоценные камни и жемчуга в обмен на сельскохозяйственную продукцию из Месопотамии. Это открытие подвигло археологов XX века всерьез заняться поисками шумерского рая. Они привели ученых на остров Бахрейн, расположенный в центре Персидского залива, где были обнаружены следы «культуры Барбар», древней цивилизации III тысячелетия до нашей эры. Примерно этим же временем эпос о Гильгамеше относит путешествие вавилонского царя на Дильмун. Более того, там были найдены знаменитые бахрейнские курганы – могилы, разграбленные еще в древности, так что загадка их создателей так и осталась неразгаданной. Но по наиболее распространенной версии, народом, который так настойчиво хоронил своих умерших на Бахрейне, были шумеры. |
Остров женщин |
Кельты, как и все остальные народы, помещали свой рай где-то на периферии своего мира. В случае Ирландии, это могли быть либо полые холмы – древние погребальные комплексы, доставшиеся кельтам от их предшественников (Нью-Грейндж, Круахан или Кнот), либо мифологическая страна, укрытая туманом, расположенная на Западе в Атлантическом океане. Она известна под многими именами – Tir na mban ("страна женщин"), Tir na mBeo ("страна жизни"), Tir na nOg ("страна юности"), Mag Mell ("восхитительная равнина"). |
По предоставляемым благам кельтский рай не сильно отличался от Дильмуна или древнегреческого Элизиума – это была страна, где все было в избытке, а населяли ее вечно юные девы. Но в отличие, скажем, от шумерского рая, она была не такой уж недоступной для смертных мужей, которые частенько забредали туда во время своих плаваний. Об этом нам рассказывают легенды, дошедшие до нас в средневековых текстах «плаваний» (immrama). Некоторые, как например ирландские герои Маель-Дун и Бран оставались там, сожительствуя с местными королевами, и сила времени не имела над ними силы покуда они пребывали в тех краях. «И сказала королева: «Оставайтесь здесь, и время не коснется вас. Каждый сохранит свой нынешний возраст, и ваша жизнь будет вечной». Но у всех подобных историй похожий конец. Ведомые тоской по дому, путешественники покидали райский остров, но ступив на берега Ирландии, либо обращались в прах, либо оставались глубокими стариками – время брало свое. |
Вальхалла |
Рай скандинавов соответствовал их горячему нраву. В чертогах Одина, которые представляли собой огромный зал с крышей из позолоченных щитов с опорами из копий, викингов ждали ежедневные сражения насмерть, после которых они воскресали и пировали. А прислуживали им прекрасные девы из воинства Одина – валькирии. В скандинавской картине мира Вальхалла располагалась где-то на небесах, и попасть туда можно было лишь через храбрую смерть в бою. Собирая свое небесное воинство, Один не гнушался хитростей, организую гибель храбрейших и искуснейших. По крайней мере, так объясняли гибель вождей и героев скандинавские легенды. Праведникам, не умевшим владеть мечом, а также женщинам и детям путь в Вальхаллу был заказан. Они попадали во владения хтонического чудовища Хель – мрачный мир мертвых, из которого не было возврата даже для богов. Впрочем, лучшие из женщин могли надеяться на место в Фольгвангре – обиталище богини Фреи. |
Тонатиу’ичан, Синкалько и жилище Тлакока |
Подобно скандинавам, у ацтеков форма загробного существования определялась обстоятельствами смерти. Воины, павшие в бою или принесенные в жертву, попадали в Дом солнца Тонатиу’ичан, где каждый день на восходе встречали светило и провожали его до зенита, шагая рядом с ним в торжественном марше. Там, в западной части неба (Синкалько) эстафету принимали мосиуакецке («божественные женщины»), умершие при первых родах. |
На хорошую долю в загробном мире могли рассчитывать утонувшие или те, чья смерть была связана с божеством воды Тлалоком. Они отправлялись в «Место Тлалока», где: «нет недостатка в початках спелой кукурузы, в тыквах, томатах, зеленых стручках фасоли и цветах… Все обитатели Тлалока проводят время в танцах, песнях и играх». Кто умер при других обстоятельствах, попадал в ацтекский ад – Митклан, расположенный в северной части мира, где несчастных ждали ужасные муки, а по истечению четырех лет их души исчезали навсегда |
Элизиум |
Древние греки и римляне мечтали о недостижимом Элизиуме или Елисейских полях – островах блаженных на западном краю света у реки Океан, где без печали и забот проводят время величайшие герои древности, а точнее греки «четвертого поколения». Обычные греки, принадлежащие к «пятому поколению» были обречены влачить жалкое существование в царстве Аид, вне зависимости от того, как они прожили свою жизнь. Впрочем, такое представление об Элизиуме характерно для совсем архаичных времен Гомера и Гесиода (VIII-VII века до нашей эры). В более поздний период Елисейские поля становятся доступными для праведников. Так, древнегреческий поэт Пиндар (VI-V века до нашей эры) упоминает об острове, где живут блаженные душой, проводя время за спортивными играми и музыкальными вечерами. Спустя четыреста лет, древнеримский поэт Вергилий, поместив Элизиум в Загробный мир, назовет его местом воздаяния праведным. |
Швета-Двипа |
«В Молочном море, к северу от Меру, лежит большой остров Швепа-двипа, Белый остров, или остров Света. Там находится страна, где вкушаются блаженства. Жители ее – смелые мужи, удаленные от всякого зла, к чести и бесчестию равнодушные, дивные видом, преисполненные жизненной силой». Где этот рай из древнеиндийского эпоса Махабхараты только не искали. Некоторые индианисты, например полковник Вильфорд, отождествляли Швету-двипу с Великобританией. Почему бы и нет? Остров за морем на севере (для авторов Махабхараты). Елена Блаватская в «Тайной доктрине» поместила Швета-двипу в район современной пустыни Гоби. |
Некоторые исследователи, напротив, под Белым островом видят Арктиду – гипотетический северный полярный континент, который когда-то существовал на территории Арктики, но в результате катаклизмов, якобы произошедших от 18 до 100 тысяч лет назад, ушел под воду (гипотеза немецкого зоографа Эгера). Сторонники Арктиды нередко связывают легенду о Швето-двипе с Гипербореей, которая, по сведениям античных авторов, тоже находилась где-то далеко на севере. Но север – понятие растяжимое. Некоторые лингвисты обнаружили сходство уральских топонимов с индийскими названиями. Так, на основе исследований А.Г.Виноградова и С.В. Жарниковой, легендарная Швета-двипа оказалась на территории Урала, Белого моря, бассейны рек Северной Двины и Печоры, Волго-Окского междуречья. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|