Неразгаданные тайны ставропольского дольмена
|
Во внутреннем дворе ставропольского краеведческого музея Прозрителева и Праве уже пол века стоит загадочный дольмен. Сначала он находился под открытым небом, а потом для него сделали специальную беседку. Но как узнал «Блокнот Ставрополь», не все загадки дольмена до сих пор разгаданы. Особенное мистическое место среди кавказских древностей занимают загадочные дольмены. До сих пор доподлинно неизвестно, кто и зачем воздвигал эти каменные ящики с дыркой на передней стене. |
Обычно они состояли из нескольких огромных каменных глыб, поставленных вертикально и перекрытых массивной горизонтальной плитой. Дольмены были широко распространены в Азии, Африке и Европе. Как один из самых красивый дольменов оказался в Ставрополе — знают далеко не все, и почему на нем присутствуют относительно современные, по сравнению с возрастом самого дольмена, аланские орнаменты. Директор музея Николай Охонько рассказал, что памятник старины был обнаружен в верховьях реки Кяфар, в нескольких десятках километрах от Архызской обсерватории посреди леса. |
— Во дворе ставропольского музея стоит гробница аланского правителя XI века, привезенная из Карачаево-Черкесии в 1957 году, и здесь, в Ставрополе, мы ее создали в первозданном виде. И когда мы ее смонтировали, то выяснились неизвестные детали. Вероятно, средневековые аланы обнаружили дольмен в разобранном виде. Это дольмен эпохи бронзы (второе тысячелетие до нашей эры, — примечание редакции). И этот дольмен аланы просто взяли, восстановили, и покрыли изображениями. Но так как они монтировали его по частям, и изображения также наносились по частям, отдельные части покрывались в лежачем состоянии, а другие стояли. Я подозреваю, что ко времени алан дольмен был частично разрушен и некоторые плиты валялись в стороне, поэтому они забывали некоторые торцы задекорировать. Конечно, обращает на себя внимание типичная деталь дольмена — круглое отверстие в центре плиты. |
— То есть на древнем дольмене аланы изобразили уже свою мифологию? |
— Да, вокруг круга они изобразили три креста, такой охранный знак. Этот дольмен — самый емкий памятник аланской культуры. Главная концепция — на передней плите изображён правитель Алании. Археолог Кузнецов даже предполагает, что это мог быть Дургулель Великий, известный по письменным источникам. |
— Насколько я знаю, Владимир Кузнецов уверен, что у Дургулеля Великого был свой мавзолей, он имеет в виду этот дольмен. Что этот мавзолей составлен из 9 огромных тесаных плит. Каждая из плит покрыта разными сценами, которые до сих пор не расшифрованы. По его словам, никто не знает, что они означают. |
— Это его теория. Возможно, у аланов не было письменности, поэтому со стопроцентной уверенностью сказать сложно. Рядом с правителем изображен священнослужитель ранга не ниже чем митрополит, об этом говорит особый набедренник. Сцена может говорить о том, что митрополит этот провожает главного героя в загробный мир. У него есть атрибут власти — секира. Подобные секиры находят в археологических раскопках. И рядом с христианской сценой, которую усиливают три креста, то есть троичность, чисто языческая сцена. Изображен виночерпий и образ собаки, который связан с культом мертвых и в аланском в том числе погребальном обряде. Все сцены имеют свою логику и они не прерываются. Далее картины из жизни героя, кого он в жизни встречал. В том числе известный в аланском и нартском эпосе — Курдалагон, он считался небесным кузнецом, мастером доспехов. И на трех сторонах мы видим присутствие собаки, она как бы собой маркирует загробный мир. И после того, как герой прошел весь путь, он попадает в загробный мир. Также изображены поминальные сцены. Люди, живущие на земле, помнят его, устраивают в честь его праздненства, чтобы ему в загробном мире лучше жилось. Есть на дольмене такие атрибуты, которые часто находятся археологами. В фондах нашего музея есть деревянный столик на трех ножках, они для культового использования. |
— Так они и сейчас распространены в Осетии… |
— Да, осетины потомки аланов. Так вот, на дольмене на таком стиле лежит голова жертвенного животного. Также есть изображение очага, и человека, который совершает некий ритуал. |
— А что изображено на четвертой стене? |
— Погребенный изображается как эпический герой. И, естественно, он совершает подвиги. Видно, как он сражается с чудовищами. Есть картинка как он отбивает черепаху у орла, это известный нарвский мотив. Также мы видим монстра с открытой пастью, рогом и четырьмя ушами и громадным хвостом. Согласно эпосу, вся сила этого чудовища заключается в его хвосте, а герой низвергает его в пропасть. |
— А кто изначально был автором дольмена? |
— Про дольмены известно немного, есть разные теории, но научно доказано, что это погребальные сооружения. |
— Но в круг крайне сложно поместить тело умершего... |
— Может, его помещали другим способом. А вероятнее это была усыпальница для всего рода, судя по количеству находок внутри. В них находят керамику, остатки топоров, бус, и части скелетов. На Кавказе — это каменный закрытый ящик. Сооружения выполняли и функцию святилища. Многие пытались сфальсифицировать историю, придав дольменам некие оккультные свойства. Тем более, что они пользуются большой популярностью у туристов. И аланы древнюю усыпальницу превратили в свой мавзолей. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|