Блаженны уверовавшие
|
Христос Воскресе! Празднование Светлого Христова Воскресения — Пасхи, которое длится 40 дней, продолжается. Сегодня мы подготовили ответы на вопросы наших читателей, касающиеся православных традиций. Максим Боев, клирик Евдокиевского храма города Липецка |
Почему мы празднуем Пасху в воскресенье, а не в день воспоминания Тайной Вечери? |
Тайная Вечеря корнями уходит к иудейской пасхальной трапезе, принадлежавшей Ветхому завету. Иисус, совершая пасхальную вечерю с учениками, немного видоизменил ее и придал новое содержание. И литургия — не простое повторение Тайной Вечери. Именно после Воскресения Христа и Пятидесятницы эта Вечеря стала уже окончательно новозаветной. Не говоря уже о том, что в чине современной литургии вообще очень мало чего осталось от той самой Вечери, которую Иисус тогда совершил. |
Конечно, в вашем рассуждении есть определенная логика, и в древней Церкви делались разные акценты, поэтому выделяли и Пасху крестную (Пасху страданий), и Пасху Воскресения. На востоке в Малой Азии Пасху праздновали с иудеями 14 – 15 Нисана, в какой бы день недели она ни праздновалась. В Риме и западной части империи в целом было принято ее отмечать в воскресенье, следовавшее после первого полнолуния по весеннем равноденствии, в соответствии с библейскими указаниями насчет ветхозаветной Пасхи. Тогда Пасха христиан неизбежно должна быть позже Пасхи иудеев. Эта римская традиция окончательно возобладала к четвертому веку на первом Вселенском соборе 325 года. Думаю, что не случайно, ибо воскресный день, первый после иудейской субботы, в котором само событие восстания Христа из гроба произошло, сразу для христиан приобрел первостепенное значение. Как писал апостол Павел, «если Христос не воскрес, тщетна и вера наша». |
Почему у тела воскресшего Христа остались раны? |
Чтобы показать ученикам, что Он не призрак, не привидение, не бесплотный дух покойника, но воскрес по-настоящему, и раны, Ему нанесенные, остаются с Ним! И именно с этими ранами Он явился сомневавшемуся Фоме. С другой стороны, Он проходил сквозь запертые двери, был неузнаваем Марией Магдалиной или двумя путниками, шедшими из Иерусалима в Эммаус, и возносился на глазах учеников, как мы читаем с первых строк Деяний апостольских. Но что есть Вознесение как не продолжение того же Воскресения? С каким-то таинственным невидимым присутствием среди нас, но в видимом же отсутствии. |
Что из себя представляет праздник Антипасхи? |
Антипасхой в церковном календаре называется первое по счету воскресенье после Пасхи. Также она называется Фоминой неделей, или Фоминым воскресеньем. В переводе с греческого Антипасха означает «вместо Пасхи» и в своем изначальном замысле означает не противопоставление главному христианскому празднику, а его повторение и в некотором роде дополнение. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой Седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи. |
Примечателен также тот факт, что иногда это воскресенье называют восьмым днем Пасхи. Цифра восемь символична. Она обозначает восьмой день существования мира (имеется в виду, что сейчас по православным представлениям продолжается седьмой день творения мира, в которой Бог почил от дел своих), перед которым будет Страшный суд, грешники навсегда отправятся в ад, а праведники навсегда — в рай. |
Кем был апостол Фома? |
Одним из 12-ти ближайших учеников-апостолов Христа. В Евангелии говорится о том, что Фома отсутствовал во время первого явления Христа ученикам после своего воскресения. Когда же Фома пришел, то другие апостолы бросились делиться с ним этой радостью. Но он им не поверил, мотивируя свое неверие следующими словами: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу пальца моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Отсюда и идет наше знаменитое «Фома неверующий». |
Спустя восемь дней после Воскресения Иисуса Христа его ученики опять собрались вместе в доме, и Фома был с ними. Двери были заперты, так как они боялись иудеев. Как и в первый раз, Христос сказал: «Подай палец твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Святой апостол Фома в трепетном сердечном горении веры вскрикивает: «Господь мой и Бог мой!». Христос же говорит ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». |
Согласно церковному преданию, в дальнейшем апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии и закончил свои дни мученической смертью. За обращение к Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу и после длительных пыток убит. |
Почему Антипасха — это Красная горка? |
Дело в том, что начиная с Фоминого воскресенья в православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение Таинства Венчания. На Руси именно на этот день — Красную горку — приходилось больше всего свадеб, устаивались гуляния, сватовства, молодежь надевала самые яркие свои наряды (возможно, именно поэтому день носит название Красной горки). К слову, Радоница и Красная горка — не один и тот же день, более того, у христиан они не имеют друг к другу никакого отношения. |
Почему Иисус Христос учил: «Не суди», а Сам судил? Например, торгующих в храме фарисеев. |
Вы упускаете важное продолжение той фразы: «…ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7: 2). Кроме того, Иисус еще замечал: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин. 7: 24). Вот в этом все и дело — в мере и справедливости нашего суда. Судим мы других несправедливо — и нам этой же мерой отмерится, когда нас кто-то будет судить, а тем более если перед Богом предстанем. В этом важное для всех предупреждение. Иисус всегда судил справедливо и нас призывает к этому же! |
Почему женщинам запрещено посещение Афона? |
Никаких рациональных аргументов в пользу такого запрета в принципе быть не может, кроме того, что вот так постановили монахи с самого начала, утвердили этот монастырский устав и менять его не хотят. Афон не единственное место, впрочем, куда женщин не пускают, — есть еще монастырь преподобного Саввы Освященного под Иерусалимом, а в давнюю пору в Византии вообще такой недопуск был обычным явлением. Очевидно, Богородицу афонские монахи не считают такой же женщиной, как все остальные, — ведь женщины не рождают от Святого Духа. Кстати, обосновывают они это как раз повелением Богородицы: «По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона». |
Источник |