Христос Воскресе! Празднование Светлого Христова Воскресения — Пасхи, которое длится 40 дней, продолжается. Сегодня мы подготовили ответы на вопросы наших читателей, касающиеся православных традиций. Максим Боев, клирик Евдокиевского храма города Липецка
Почему мы празднуем Пасху в воскресенье, а не в день воспоминания Тайной Вечери?
Тайная Вечеря корнями уходит к иудейской пасхальной трапезе, принадлежавшей Ветхому завету. Иисус, совершая пасхальную вечерю с учениками, немного видоизменил ее и придал новое содержание. И литургия — не простое повторение Тайной Вечери. Именно после Воскресения Христа и Пятидесятницы эта Вечеря стала уже окончательно новозаветной. Не говоря уже о том, что в чине современной литургии вообще очень мало чего осталось от той самой Вечери, которую Иисус тогда совершил.
Конечно, в вашем рассуждении есть определенная логика, и в древней Церкви делались разные акценты, поэтому выделяли и Пасху крестную (Пасху страданий), и Пасху Воскресения. На востоке в Малой Азии Пасху праздновали с иудеями 14 – 15 Нисана, в какой бы день недели она ни праздновалась. В Риме и западной части империи в целом было принято ее отмечать в воскресенье, следовавшее после первого полнолуния по весеннем равноденствии, в соответствии с библейскими указаниями насчет ветхозаветной Пасхи. Тогда Пасха христиан неизбежно должна быть позже Пасхи иудеев. Эта римская традиция окончательно возобладала к четвертому веку на первом Вселенском соборе 325 года. Думаю, что не случайно, ибо воскресный день, первый после иудейской субботы, в котором само событие восстания Христа из гроба произошло, сразу для христиан приобрел первостепенное значение. Как писал апостол Павел, «если Христос не воскрес, тщетна и вера наша».
Почему у тела воскресшего Христа остались раны?
Чтобы показать ученикам, что Он не призрак, не привидение, не бесплотный дух покойника, но воскрес по-настоящему, и раны, Ему нанесенные, остаются с Ним! И именно с этими ранами Он явился сомневавшемуся Фоме. С другой стороны, Он проходил сквозь запертые двери, был неузнаваем Марией Магдалиной или двумя путниками, шедшими из Иерусалима в Эммаус, и возносился на глазах учеников, как мы читаем с первых строк Деяний апостольских. Но что есть Вознесение как не продолжение того же Воскресения? С каким-то таинственным невидимым присутствием среди нас, но в видимом же отсутствии.
Что из себя представляет праздник Антипасхи?
Антипасхой в церковном календаре называется первое по счету воскресенье после Пасхи. Также она называется Фоминой неделей, или Фоминым воскресеньем. В переводе с греческого Антипасха означает «вместо Пасхи» и в своем изначальном замысле означает не противопоставление главному христианскому празднику, а его повторение и в некотором роде дополнение. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой Седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи.
Примечателен также тот факт, что иногда это воскресенье называют восьмым днем Пасхи. Цифра восемь символична. Она обозначает восьмой день существования мира (имеется в виду, что сейчас по православным представлениям продолжается седьмой день творения мира, в которой Бог почил от дел своих), перед которым будет Страшный суд, грешники навсегда отправятся в ад, а праведники навсегда — в рай.
Кем был апостол Фома?
Одним из 12-ти ближайших учеников-апостолов Христа. В Евангелии говорится о том, что Фома отсутствовал во время первого явления Христа ученикам после своего воскресения. Когда же Фома пришел, то другие апостолы бросились делиться с ним этой радостью. Но он им не поверил, мотивируя свое неверие следующими словами: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу пальца моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Отсюда и идет наше знаменитое «Фома неверующий».
Спустя восемь дней после Воскресения Иисуса Христа его ученики опять собрались вместе в доме, и Фома был с ними. Двери были заперты, так как они боялись иудеев. Как и в первый раз, Христос сказал: «Подай палец твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Святой апостол Фома в трепетном сердечном горении веры вскрикивает: «Господь мой и Бог мой!». Христос же говорит ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие».
Согласно церковному преданию, в дальнейшем апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии и закончил свои дни мученической смертью. За обращение к Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу и после длительных пыток убит.
Почему Антипасха — это Красная горка?
Дело в том, что начиная с Фоминого воскресенья в православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение Таинства Венчания. На Руси именно на этот день — Красную горку — приходилось больше всего свадеб, устаивались гуляния, сватовства, молодежь надевала самые яркие свои наряды (возможно, именно поэтому день носит название Красной горки). К слову, Радоница и Красная горка — не один и тот же день, более того, у христиан они не имеют друг к другу никакого отношения.
Почему Иисус Христос учил: «Не суди», а Сам судил? Например, торгующих в храме фарисеев.
Вы упускаете важное продолжение той фразы: «…ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7: 2). Кроме того, Иисус еще замечал: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин. 7: 24). Вот в этом все и дело — в мере и справедливости нашего суда. Судим мы других несправедливо — и нам этой же мерой отмерится, когда нас кто-то будет судить, а тем более если перед Богом предстанем. В этом важное для всех предупреждение. Иисус всегда судил справедливо и нас призывает к этому же!
Почему женщинам запрещено посещение Афона?
Никаких рациональных аргументов в пользу такого запрета в принципе быть не может, кроме того, что вот так постановили монахи с самого начала, утвердили этот монастырский устав и менять его не хотят. Афон не единственное место, впрочем, куда женщин не пускают, — есть еще монастырь преподобного Саввы Освященного под Иерусалимом, а в давнюю пору в Византии вообще такой недопуск был обычным явлением. Очевидно, Богородицу афонские монахи не считают такой же женщиной, как все остальные, — ведь женщины не рождают от Святого Духа. Кстати, обосновывают они это как раз повелением Богородицы: «По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона».