В поисках "чайного" человека
|
|
Интеллигенты переходят с крепких напитков на чай. Сегодня успешные люди нередко собирают веселую компанию только для того, чтобы разделить с гостями чайную церемонию
|
Антон Веселов
|
|
Семь лет назад кемеровчанин Вадим Горяев и его друг, поэт Игорь Давлетшин, завели традицию каждую весну проводить симпозиум современного искусства под вывеской созданного ими центра " Сибирская Nova Kultura". В 2002-м Давлетшин погиб в автокатастрофе, без него симпозиум просуществовал еще год и закрылся. Впрочем, возраст форума молодых поэтов, музыкантов и художников и так был критическим: за пять лет истории многое изменилось - зрители, спонсоры, да и сами артисты. Фестивальные люди кидают в топку искусства все, что может поддержать огонек интереса тщательно отфильтрованной публики. В новом веке Горяев и Давлетшин довели температуру Nova Kultura до критической. Они сами, а с ними участники и потребители проектов центра проживали за фестивальные дни несколько жизней кряду. Кажется, там все было впервые: проповедующий муфта-лингву (это когда слова сочленяются как по смысловому признаку, так и по похожим слогам. - А.В.) поэт Вилли Мельников учил гостей "дышать" языком, группа Nuclear Losь - танцевать под порно-джаз, а московский диджей Хризолит, урожденный Сергей Кошеверов, - варить чай на открытом огне методом Лу Юя.
|
|
|
|
Как выяснилось, Сергея этому красивому священнодействию научил основатель клубной культуры чаепития в России Бронислав Виногродский. Три года Кошеверов был гостем его чайного клуба "ИСТ", а потом решил овладеть профессией ведущего чайного действа и поступил на курсы. Поверив в свои силы, он даже запланировал открыть чайную в Калининграде, где у него уже был небольшой участок земли под строительство домика. В предвкушении жизни у моря светлый и улыбчивый Сергей в льняном костюме колдовал над горелкой, выслушивал ротацию пузырьков в пузатом стеклянном чайнике, разминал прессованный китайский чай, взваривал смесь, разливал по наперсточным чашечкам и передавал в массы. За два дня участники симпозиума 2003 года научились различать зеленый "Юннаньский чай-чаша", белый " Бай Му Дань" и черный " Пуэр Мэн Хай"...
|
|
В поисках сталкера
|
Чайная культура настолько захватила меня, что после симпозиума Nova Kultura я стал наводить справки о чайных клубах в Сибири. Мне говорили пароли и явки, но сразу предупреждали: без личного представления в круг распивающих не попасть. По секрету поведали историю домашнего, кухонного клуба некоего Владислава. Я было загорелся, но завести приватное знакомство с носителями новосибирских чайных традиций не удалось - не пересеклись вовремя, а потом банально запамятовал.
|
|
|
Удача улыбнулась мне в Томске в прошлом году. Заехав по делам в офис IT-компании "Элекард", я попросил чаю. На улице пылал май, организм требовал влаги. Меня отвели на кухню и передали с рук на руки Александру Солонскому. Как раз в тот момент он заваривал нераспробованный еще сорт чая, недавно привезенный по спецзаказу из Китая. Вокруг Саши с "малолитражными" чашечками в ладонях сидели понимающие люди. Мы разговорились и со здорового прагматизма живо съехали в восточную философию. И все же я успел узнать, что купить хороший чай в обычном супермаркете невозможно - нужно знать челноков, которые курсируют между Китаем и Сибирью и привозят только свежий, правильно сохраненный товар. Знатоки сразу предупредили, что разница между коллекционным продуктом и ширпотребом будет заметна, только если я владею искусством заваривать чай и имею необходимую утварь.
|
|
|
Все эти чайники чаху, ситечки чалюй, чайники для воды шуйху и чайные доски чабань действительно были в специализированных магазинчиках Томска, но стоили целую пропасть. Ко всему прочему, продавец одного из них посоветовал мне найти чайных дел мастера. Дескать, только он сможет подобрать подходящую именно мне посуду и чайник (хорошие заварники делают только из исинской глины) и научит правильно готовить чай. Иначе все мои траты будут тщетными. С чайным эстетством пришлось повременить.
|
|
Души чайного общества
|
Через год на чествовании 10-летия новосибирского офиса рекрутингового агентства "Анкор" судьба столкнула меня с организатором новосибирского чайного клуба "Бао Линь" Яном Александровским. Число совпадений уже было мистическим, и я рассказал Яну о чайных знакомствах в Кемерове и Томске. Каково же было мое удивление, когда узнал, что помочь Яну в становлении чайного клуба приехал Сергей Кошеверов. "Узок круг этих распивающих революционеров", - подумал я, но еще не знал, насколько окажусь прав. Спустя несколько месяцев, на официальном открытии респектабельного клуба "Бао Линь", я встретил Александра Солонского и его единомышленников из Томского чайного клуба. Саша назвался другом Яна и Сергея.
|
|
"Удовольствие ради общего дела" - разделяющие этот тезис любители чая знают друг друга в лицо. Но, как ни странно, в чайные клубы приходит не только богема, знающая толк в культурах и вкусах. Среди гостей и "послушников" много смекалистых деловых людей, уставших от зашкаливающего самоконтроля. Они ищут в клубе спокойную, неконкурентную атмосферу, которая позволяет им говорить, не отвлекаясь на регламент и слушать, не делая оргвыводов.
|
|
Впрочем, все это не имеет прямого отношения к китайским практикам распивания чая. У чайной традиции в России есть свой, русский автор - китаевед Бронислав Виногродский. В 1988 году, в год Дракона, когда выплеснулась энергия очередной 60-летки, он начал устраивать первые чайные посиделки на московских кухнях. Бронислав решил следовать китайской канве, то есть представлять чай не как часть гастрономической традиции, а как особое направление культуры Востока. Причем если в японской чайной церемонии ритуалы производятся ради определенного конечного состояния, которое наступает после трех-четырех чашечек терпкого, даже горького чая, то в китайском чаепитии важен путь от заварки к заварке. Наблюдая за тем, как меняется напиток, рано или поздно начинаешь замечать, как меняешься ты сам. Китайская чайная церемония как нельзя лучше иллюстрирует философию перемен, на которой зиждется китайская цивилизация. В "Книге перемен" описана цикличность нашего мира, и чай помогает почувствовать эти ритмы. Правильное чаепитие повышает внимательность - совершая простые действия, делаешь потрясающие открытия в жизни.
|
|
"Чай - это только путь, не стоит делать из него культа, - пояснил мне Кошеверов. - Этот напиток помогает вспомнить о себе". По мнению Сергея, нормальная практика российской традиции клубного чаепития - когда люди в клубе пьют дорогой чай, а дома учатся заваривать вполне доступный по цене.
|
|
Сложности перевода
|
Первый чайный клуб в России открыл тоже Виногродский - в 1997 году. При клубе быстро возникли восточные школы: каллиграфии, медитации, телесных практик, цигун, ушу... Кроме того, у организации появились многочисленные последователи и подражатели: новые клубы открывал не только сам Бронислав, но и его ученики. Одной из возникших в те годы чайных "рекреаций" стал клуб "ИСТ", изначально спроектированный как образовательное учреждение. Именно в нем Сергей Кошеверов получил специальность ведущего чайных церемоний. Узнав это, я понял, что круг замкнулся. Мне стало казаться, что все мои знакомые, с ходу предлагающие выпить чайку, - "в деле", часть огромной "семьи" Бронислава.
|
|
Александровский подтвердил мои предположения. Увлечение чаем у него и его партнера Владислава Ильина выкристаллизовалось после посещения московского чайного клуба Виногродского. Следующие несколько лет новосибирский чайный клуб базировался на кухне Влада. Мало-помалу собрались единомышленники, и год назад было принято решение открыть публичный клуб. Начало работы над концепцией клуба " Бао Линь" ознаменовало паломничество инициативной группы в Китай, на родину чая " Те Гуань Нинь" в уезд Аньси. В результате, как говорит Ян, аналогов новосибирскому клубу нет: "У нас собирательный образ китайских и московских традиций плюс собственное понимание чайной культуры".
|
|
В российских клубах предлагается изысканный и дорогой чай, какой не может себе позволить среднестатистический китаец. Да и древняя технологии приготовления, кажется, больше всего востребована за пределами Поднебесной: все же для европейцев чайная церемония - это сначала философия и эстетство, а уже потом потребность. Если зайти в китайскую чайную, вряд ли удастся увидеть что-то подобно-торжественное: китайцы бесконечно преданы чаю и заваривают его кто как может. Но, пожалуй, правы сибирские чайные эстеты: если есть интерес к дорогим, выращенным по древним технологиям и собранным вручную чаям, нужно подстегивать и интерес к древней культуре Китая, в которой есть много поучительного. Того и гляди, вернемся к великой простоте "чая на полночных кухнях".
|
|
http://www.expert.ru/sibir/current/11-26-01.shtml 21.03.2005
|