Эксперты выступили за создание музея Шигирского идола
|
Культурологи и общественные деятели, входящие в «Экспертный клуб Екатеринбурга», рассказали о том, какие темы, персоналии и объекты уральского культурного наследия заслуживают собственных музеев. Как подчеркивают специалисты, музеи могут не только хранить экспонаты и экспозиции, но и быть точкой притяжения туристов и горожан, а следовательно, нуждаются в активном развитии. |
Одним из уникальных объектов исторического и культурного наследия Урала является Шигирский идол, артефакт, насчитывающий 11 тысяч лет и известный как самая древняя деревянная скульптура мира. Эксперт Фонда развития гражданского общества, культуролог и публицист Сергей Новопашин уверен, что этот экспонат заслуживает своего музея, где также будут представлены другие артефакты этой эпохи. |
«Если учитывать уникальность Шигирского идола, ему нужен отдельный музей. Есть же практика таких музеев, которые создаются ради одного экспоната. Здесь ключевым элементом музея может стать именно Шигирский идол и его окружение в виде экспозиции сопутствующих артефактов уровня поменьше. То, что они есть, это безусловно. Нужно необходимым образом прописать это в концепции и позиционировать», - считает эксперт. |
С ним согласен культуролог, кандидат философских наук Георгий Цеплаков, который подчеркнул, что первобытный пласт уральской культуры мало известен широким массам, несмотря на наличие многочисленных памятников из этого периода: дольмены, наскальные рисунки и, разумеется, Шигирский идол. |
«Это поле, о котором говорят специалисты, но широкие массы знают гораздо меньше. Этот пласт был бы очень интересен, тем более, что тут нам есть чем похвастать. У нас есть уникальные памятники, которых нет больше нигде, это не «Европа - Азия», которая есть в десятках городов только на территории Российской Федерации», - считает Георгий Цеплаков. |
Этой же позиции придерживается руководитель «Экспертного клуба Екатеринбурга», доктор философских наук Анатолий Гагарин, отметивший необходимость «ввести в культурный оборот историческое наследие Древнего Урала», что позволит закрепить Екатеринбург как центр интеллектуальной и духовно-культурной деятельности. |
Культурное наследие Екатеринбурга, тем не менее, не ограничивается древними памятниками. Поэт и литературный критик Константин Комаров, в частности, выступил с идеей создания музеев Бориса Рыжего и Ильи Кормильцева. |
«Нам нужны музеи Бориса Рыжего и Ильи Кормильцева, потому что это ключевые фигуры для города и они во многом репрезентируют наш город в общероссийской культуре. Я думаю, что это должен быть не просто музей, где будут какие-то вещи (хотя это тоже должно быть), но должна быть живая, действующая площадка, где будут собираться поэты, музыканты, проходить какие-то вечера», - предложил поэт. |
Своих музеев заслуживают и другие современные уральские писатели, заметил он: «мэтр» уральской поэтической школы Майя Никулина, поэты Алексей Решетов, Юрий Казарин, Евгений Касимов и Аркадий Застырец. |
Увековечить современников-екатеринбуржцев посредством создания музеев предложил и Анатолий Гагарин. Как считает политолог, писатель Владислав Крапивин, недавно отметивший свое 80-летие, заслуживает своего музея, который мог бы способствовать дальнейшей популяризации его творчества. |
На протяжении последних десятилетий время от времени возникают дискуссии о том, может ли и, если может, то каким образом, Екатеринбург использовать тему границы Европы и Азии для своего продвижения. Сергей Новопашин отметил, что позиционировать «евразийство» Екатеринбурга нужно с опорой на теорию Хэлфорда Маккиндера о Хартленде. |
«Позиционировать регион, используя бренд «Европа - Азия», нужно очень грамотно и умело. То есть указывать на соединяющую функцию и на концепцию Маккиндера. Свердловская область, по Маккиндеру, находится в центре Хартленда, географического центра истории. Соответственно, нам нужно держать эту ось и позиционировать себя именно таким образом - не просто «граница Европы и Азии», которая длится на 3 000 км. Нужно учитывать не только геополитический, но и геокультурный аспект», - указывает эксперт. |
Своими мнениями о возможных музейных площадках поделились руководители действующих культурных учреждений: директор Музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский и директор Свердловского академического театра драмы Алексей Бадаев. Последний озвучил идею создания отдельного здания для театра современной хореографии «Провинциальные танцы», а также предложил создать полноценный музей современного искусства на основе Государственного центра современного искусства. |
«Музеи современного искусства существуют во многих городах, у них есть своя публика. Бывая в разных городах и странах, я отмечаю, что это востребованные площадки, и они могут быть центрами притяжения. Еще лет восемь назад появлялись мысли, чтобы на месте сегодняшнего ГЦСИ с использованием федеральных вложений сделать действительно полноценный музей. Даже были планы строительства сверхнового моста через Исеть», - напомнил Алексей Бадаев. |
Сергей Каменский, в свою очередь, особенно отметил необходимость вовлекать людей в культурную жизнь и изучение истории Екатеринбурга. Истории и воспоминания самих жителей могут «оживить» историческое наследие столицы Урала. |
«Главный капитал Екатеринбурга – это люди и их истории, связанные с конкретным местом, школой, улицей, районом, предприятием. Это сеть уникальных музеев, которые создаются самими жителями. Это важно в контексте внутренней репутации города, для лучшего понимания, где мы живем. У нас дома есть путеводители по Парижу, а по Екатеринбургу нет. И мы имеем негативные последствия – люди уезжают. Нужно работать в этом направлении, у всех есть друзья по всему миру – это мощное сарафанное радио. И в это процесс можно также вовлекать людей, уехавших из Екатеринбурга», - уверен руководитель Музея истории Екатеринбурга. |
Вторая идея, озвученная экспертом, связана с репрезентацией Екатеринбурга в глобальном контексте. |
«Мы, например, к Универсиаде предлагаем создать парк «E-World», в котором мы могли бы через истории реальных людей показать, что за 300 лет Екатеринбург дал миру, и что мир дал городу, - рассказал он. - Нужно создавать объекты, которые будут проявлять Екатеринбург в глобальном, мировом контексте». |
Источник |