Мистические камни-драконы древней Армении
|
Абсолютно уникальное явление, которое встречается только на территории исторической Армении, до сих пор так и не получило однозначной трактовки. Каменные стелы, выполненные в форме рыбы, могут значить намного больше, чем то, что мы о них знаем… Наряду с хачкарами, представляющими собой каменную стелу с резным изображением креста, вишапакары (драконовы камни) или просто вишапы встречаются только в тех регионах, где жили или живут армяне. Однако в отличие от хачкаров – смысл, значение, а также время возникновения которых хорошо известны, вишапакары все еще таят в себе много загадок… |
Где обитали "драконы"? |
Главный научный сотрудник Института археологии и этнографии, доктор филологических наук Армен Петросян считает эти стелы абсолютно уникальным явлением в мировой археологии и культуре древнего мира. "Такого больше нигде нет. Благодаря этим памятникам мы можем обрисовать мифологические представления древних и их объекты поклонения", - сказал ученый в беседе с корреспондентом Sputnik Армения. |
Вишапакары выполнены из цельного куска камня, часто в форме рыбы с орнаментами змей, быков, иногда баранов или птиц. Длина некоторых из них достигает более пяти метров. Как правило, мегалиты устанавливались высоко в горах, часто у берегов озер, у истоков рек. Большие скопления "драконовых камней" встречаются на территории современной Армении, в частности, на Гегамском хребте (у западного побережья озера Севан) и склонах горы Арагац, на высоте более двух с половиной тысяч метров. Кроме того, они встречаются в армянонаселенном регионе Грузии – Джавахке и в провинции Тайк Западной Армении (ныне территория Турции). |
Всего известно об около 150 вишапакарах. Подавляющее большинство было обнаружено в современной Армении. Согласно последним исследованиям, самым древним из них более четырех тысяч лет. Сегодня некоторые из менгиров перенесены в Государственный музей этнографии и национально-освободительного движения Армении "Сардарапат", а также в некоторые парки Еревана, чтобы каждый желающий мог их увидеть. |
Дракон без крыльев и огня? |
Есть множество версий о предназначении вишапов. Согласно одной из них, это изваяния мифического дракона, перекрывающего источник воды. По другим – мегалиты посвящались богине любви и плодородия Астхик или умирающему и воскресающему персонажу армянской мифологии Ара Прекрасному. Бытует также мнение, что в древности они использовались в качестве маркеров, чтобы обозначить местоположение подземных источников воды. Однако, по мнению Армена Петросяна, вишапакары наглядно демонстрируют связь армянской мифологии с индоевропейской. |
"Принято считать, что на армянскую мифологию сильное влияние оказала персидская. Действительно, иранское культурное влияние распространялось не только на армян, но и на другие народы, проживающие на территории от Малой Азии до Междуречья. Однако изначально армянская мифология была связана с индоевропейской…", - говорит ученый. Слово "вишап" переводят как "дракон". Но европейский дракон – это крылатый змей, который извергает пламя. Вишап же на армянском означает "большая мифическая рыба или змей". Кроме того, менгиры также называют "аждаха", по имени персонажа из иранской мифологии Ажи Дахака. |
Этот образ ученый связывает с мифологическим Змеем – антагонистом Громовержца, то есть бога-громовержца. Стоит напомнить, что противостояние Громовержца со Змеем – один из центральных сюжетов индоевропейской мифологии (теория "основного мифа" создана советскими лингвистами Вячеславом Ивановым и Владимиром Топоровым в 60-70-е годы XX века). |
"Дело в том, что корень имени Змея-демона – это *wel-, тот же корень в армянском языке развился в "gegh-" (в русском звучит как "гег-" или "гех-"). Именно от него происходят такие названия как Гегама или Гехама (древнее название озера Севан – ред.), Гегамский хребет, Гегаркуник. И именно здесь, на Гегамском хребте встречается больше всего вишапакаров - около 60. А самые большие их скопления – на горе Гех и возле крепости Гехи. Это означает, что изначально эти стелы назывались именно "gegh", а иранское "вишап" пришло намного позже", - говорит Петросян. |
Ученый утверждает, что данный факт – очевидное свидетельство того, что в армянской традиции сохранились следы исконно армянской – индоевропейской мифологии. То есть вишапакар, который задолго до влияния иранской культуры назывался не иначе как "gegh" и означал мифического Змея – лучшее доказательство индоевропейских элементов в армянской мифологии. |
В подтверждение своих слов Петросян приводит и тот факт, что в фольклорных традициях многих народов, в том числе у арменов, хеттов, скандинавов антагонист Громовержца – Змей изображался в форме огромной рыбы. Еще одной отсылкой к главному сюжету индоевропейской мифологии являются изображения головы быка на вишапакарах, поскольку бык – символ бога грозы в традициях многих народов мира, в том числе и в индоевропейской традиции. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|