Охотники боятся йети и не пускают ребят одних в лес
|
Не так давно дирекция Зейского заповедника Амурской области выбрала своим брендом снежного человека Йети, якобы обитающего на его территории. А вот охраняемым территориям Приморского края ничего выдумывать не приходится: местный лесной человек Кадзяму действительно обитает в глуши лесов Сихотэ-Алиня. Чему есть немало свидетельств. |
Аборигены Приморья верят в существование лесного человекоподобного существа, которое называют Кадзяму. Это не дух, а реальное существо, представляющее собой худотелое существо огромного роста, примерно 3–5 м («с половину дерева»); с острой, клинообразной (редькообразной) головой (которая всегда повязана); очень длинными тонкими кривыми ногами, согнутыми в коленях и заканчивающимися копытами, похожими на лосиные. Руки Кадзяму имеют 2–3 пальца — «как клещи». Кожа на лице черного цвета; тело покрыто густой черной шерстью, вымазанной смолой хвойных деревьев, которую, наряду с корой, Кадзяму тоже употребляет в пищу. |
Говорить о Кадзяму можно только днем; вечером и ночью нельзя, иначе случится что-нибудь плохое. Так, например, собирая материал о духовной культуре орочей, современные исследователи однажды нарушили данный обычай. После долгих уговоров они упросили туземца Н. Д. Акунка рассказать вечером о Кадзяму. Выйдя после беседы на улицу, все обнаружили, что небо затянуто черными низкими тучами, резко снизилась температура. Информатор посчитал данное ухудшение местью Кадзяму и очень расстроился, что поддался просьбам ученых… |
Кадзяму очень удачливый охотник и рыбак. Зверей и рыбу он добывает голыми руками без помощи каких-либо орудий лова. Помогает ему в этом одна отличительная черта — мошонка огромных размеров, свисающая почти до земли, в которой хранятся талисманы удачной охоты. Смелый охотник может подкараулить Кадзяму и оторвать висящую между ног мошонку с шерстью промысловых животных, которая принесет ему удачу. Кадзяму будет просить вернуть «сумочку», но охотник должен выдержать семь лет и не поддаваться на уговоры, и тогда он окончательно закрепит за собой охотничью удачу. Обладатель талисмана часто может слышать голос Кадзяму: «Отдай мошонку, отдай мошонку!». Кадзяму до того надоедливо просит, что обладателю его мошонки иногда становится невмоготу слушать. И тот, кто хотя бы про себя скажет: «На, возьми свою мошонку!» — лишается удачи и становится бедным. |
Изображения Кадзяму (как правило, с неободранной корой) ставились людьми в лесу для защиты охотничьей удачи, которую мог похитить злой шаман. Они также имелись дома и помогали от болезней ног. «В углу прислонен к стене большой деревянный идол, грубо изображающий худотелого человека на длинных согнутых ногах, без рук и с редькообразной головой. Это Кадзяму — дух, охраняющий жилище от «злых духов», — вспоминал исследователь жизни местных народов Владимир Арсеньев. Вешали его фигурку и над люлькой, чтобы охранить ребенка. |
Кадзяму живут в тайге и сейчас. Вот запись встречи с одним из них в 1996?г.: «Однажды геологи работали возле пещеры. Среди них была молодая женщина повар. Кадзяму увидел ее и моментально влюбился. У него уже была жена, которая его любила, но она уже была старой. Он давно уже не любил ее и поэтому убил и украл девушку-геолога. Она стала жить с ним, но постоянно голодала, так как Кадзяму ел сырое мясо, кору и смолу. Однажды она вышла из пещеры за водой и увидела вертолет. Это искали ее. Кадзяму вышел на звук вертолета и увидел, как девушка забиралась туда. Он схватил вертолет за хвост, подержал так немного и отпустил. Вертолет сделал несколько кругов, чтобы рассмотреть Кадзяму. Но он исчез». |
Весной 1993 г. на дачном участке в поселке Краснореченске (Дальнегорский район) были обнаружены следы. Были обнаружены и красновато-коричневые клочки шерсти. На перевале между Дальнегорском и Кавалерово местный житель оставил свою машину и пошел собирать грибы. Вернувшись через некоторое время, он увидел, что у автомобиля стоит трехметровое существо, заросшее густой шерстью. Заметив человека, местный Йети скрылся. |
Считается, что в приморской тайге обитает многочисленное племя Кадзяму. Свидетельством тому является одежда, которую Кадзяму периодически скидывает, «линяя». Это, по мнению местных народов, — пустые «футляры» сгнивших внутри деревьев: «Корни деревьев не углубляются в землю, а стелются на поверхности. Сверху они чуть-чуть только прикрыты мхами. Отмирание деревьев происходит от вершин. Иногда умершее дерево продолжает долго стоять на корню, но стоит до него слегка дотронуться, как оно тотчас же обваливается и рассыпается в прах. При подъеме на крутые горы, в особенности с ношей за плечами, следует всегда быть осторожным. Надо внимательно осматривать деревья, за которые приходится хвататься. Уже не говоря о том, что при падении такого рухляка сразу теряешь равновесие, но, кроме того, обломки сухостоя могут разбить и голову. Такие места удэхейцы считают обиталищами злых духов…». |
«В переходе от дня к ночи всегда есть что-то таинственное, — писал Владимир Арсеньев. — В лесу в это время становится сумрачно и тоскливо; кругом воцаряется жуткое безмолвие. Затем появляются какие-то едва уловимые ухом звуки. Как будто слышатся глубокие вздохи. Откуда они исходят? Кажется, это вздыхает сама тайга. Я оставил работу и весь отдался влиянию окружающей меня обстановки. Голос Дерсу вывел меня из задумчивости. |
— Слушай, капитан, — сказал он тихо. |
Я прислушался. Со стороны, противоположной той, куда ушли казаки, издали доносились странные звуки. Точно кто-нибудь рубил там дерево. Потом все стихло. Прошло минут десять, и опять новый звук пронесся в воздухе. Точно кто-то лязгал железом, но только очень далеко. Вдруг сильный шум прокатился по всему лесу. Должно быть, упало дерево. |
— Это его, его! — забормотал испуганно Дерсу. Затем он вскочил на ноги и что-то по-своему стал сердито кричать в тайгу. Я спросил его, что это значит. |
— Моя мало-мало ругается, — отвечал он. — Моя ему сказал, что наша одну только ночь здесь спи и завтра ходи дальше». |
Остроголовые великаны Кадзяму живут, как правило, одиноко и семьями в пещерах в скалах в верховьях рек, в ущельях, в каменистых и скальных местах. В таких пещерах много припасов, орудий лова, одежды и других вещей. Кадзяму никогда не уходит далеко от своей пещеры. |
«В самых верховьях Такема принимает в себя справа и слева еще по одному притоку. Правый называется Чан-Шенда, левый — Сяо-Дунца. Немного выше устья последней, на левом берегу Такемы, по словам Чан-Лина, есть скалистая сопка, куда удэхейцы бояться ходить: там с гор всегда сыплются камни, там — обиталище злого духа «Кадзяму», — писал Владимир Арсеньев. — Туземцы рассказывают, что только один раз зимой какой-то гольд-охотник достиг скал. Когда зимой он подходил к ним, то увидел сидящего на камне черного человека. Гольд окликнул его. Человек вскочил, побежал и тут же скрылся в расщелинах камней. Кому же это быть, как не черту?! В лунные ночи там носятся дьявольские тени, слышны стенания, хохот и вой». |
Например, на реке Джаур в пещере Кадзяму имеется глубокий колодец, из которого идет дым или пар. В эти пещеры Кадзяму похищает людей. Особенно плачущих младенцев и женщин. Обмазывает их смолой и превращает в себе подобных. Охотники боятся его и не пускают ребят одних в лес. Родители прячут детей под шкурой, проезжая на лодке мимо жилища Кадзяму. Спастись от Кадзяму можно, намеренно порезавшись или расцарапав тело до крови, которой существо панически боится. |
Некоторые похищенные дети возвращаются. Считается, что если в тайге встретишь такого возвращающегося от Кадзяму ребенка, охотничья удача будет способствовать тебе всю жизнь. |
«Когда я была маленькой, видела в селе Болони старушку, — рассказывала местная жительница. — Ее маленькой утащил к себе Кадзяму. Привел в свой дом, кормил смолой и давал игрушки. С ним жил один человек, и он сказал: |
— Зачем человека привел? Лучше уведи ее обратно. Оставь там, где люди могут ее найти. |
Увел Кадзяму ее на берег Амура и оставил на топи, где рыбачат. С той поры люди узнали — Кадзяму людей уносит. Та старуха еще рассказала, что «тело Калгамы (дух — прим. ред.) все облеплено смолой, голова заострена кверху и всегда повязана». |
Кадзяму — это плохие существа. До прихода русских на берег Амура их было много. Потом они перебрались вглубь гор Сихотэ-Алиня. |
Юрий УФИМЦЕВ, специально для «К» |
Источник |