УТЕЧКА КАПИТАЛА В ШАМБАЛУ
|
|
Российская бизнес-элита уходит в оккультную «тень»
|
|
Андрей Ваганов
|
|
|
|
|
|
Тибетские монахи создают мандалу из песка – модель мироздания. Посильную финансовую помощь в этом им оказывает российский бизнес.
|
|
|
Властную российскую элиту всех уровней – законодательную, бизнес-элиту, культурную и даже элиту научного сообщества – охватило повальное (если не сказать – тотальное) увлечение различными нетрадиционными (эзотерическими) практиками и поддержкой того, что называют, может быть, не совсем удачно, лже- или паранаукой.
|
|
В Москве, широко поддержанный на официальном уровне, прошел фестиваль «Тибет: традиция, искусство, философия».
|
|
Поучаствовать приехал даже весьма продвинутый поклонник буддизма, голливудская звезда Ричард Гир... На прием к некоему тибетскому целителю выстраивается настоящая VIP-очередь из представителей самых высоких московских кабинетов власти... В Московском доме ученых состоялся круглый стол, посвященный путям взаимодействия науки и каббалы. (Участие в этом мероприятии принимают, например, член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук, профессор Сергей Капица и каббалистический гуру некто Михаэль Лайтман.)
|
|
Мало того, сенатор от Чувашии, зампред комитета Совета Федерации по промышленной политике Владимир Слуцкер параллельно преподает еще и каббалу. «Значительное число членов парламента России уже занимаются каббалой», – заявил он на конгрессе каббалистов в Израиле в 2002 г. (см. «НГ» от 2.11.04).
|
|
|
|
Тибетский марш-бросок
|
|
|
|
Все это напоминает фильм Элема Климова «Агония» – распутинщина, слепая вера в чудесное искусство доктора Бадмаева. Причем и тогда, и сейчас речь идет именно о настроениях элиты российского общества – и тогда, и сейчас элита не жалеет на это свои миллионы.(Впрочем, российская элита и век назад, и сейчас не одинока в своем стремлении к просветлению: в 30-е годы XX века по личному приказу Гитлера пять лет экспедиция СС искала в Тибете ось мира.)
|
|
Еще в 1909 г. после неоднократных встреч с премьер-министром Столыпиным, царем Николаем II Агван Доржиев – тибетский монах, один из учителей Далай-ламы XIII – добился разрешения на строительство буддийского храма в столице Российской империи. Этот дацан стал самым северным в мире.
|
|
Минувшим летом здесь была открыта мемориальная доска Агвана Доржиева. Специально на это мероприятие из США приехал Роберт Турман – заведующий кафедрой религии Колумбийского университета, первый американец, ставший тибетским монахом, директор Тибетского центра США. Профессор-монах Турман выступил с очень характерным заявлением: «В США сейчас тысячи тибетских буддийских центров, где изучаются основы буддизма, но таких замечательных зданий, как храм в Петербурге, у нас и сейчас нет. Россияне должны гордиться им... И президент Путин, на мой взгляд, должен был бы считать честью продолжить традиции царского патронажа над этим памятником в его родном городе!»
|
|
Роберту Турману можно верить: журнал «Таймс» назвал Турмана одним из 25 самых влиятельных людей Америки. Его дочь, голливудская звезда Ума Турман, входит в попечительский совет организации «Тибетский дом». Духовным наставником «Тибетского дома» является Его Святейшество Далай-лама XIV (Тэнцзин Гятцо).
|
|
То есть по качеству строительства буддийских храмов мы уже обогнали США. Это радует. Тем более что сделано это, по всей видимости, не без участия частного российского бизнеса.
|
|
То, что люди из списка 100 самых богатых людей России по версии редакции журнала «Forbes» активно жертвуют на восстановление и обновление основных фондов Русской Православной Церкви, ни для кого не секрет. Так, один из крупных российских бизнесменов, состояние которого оценивается примерно в 1,5 млрд. долл., возглавляет общественную организацию предпринимателей, сформированную по конфессиональному признаку. Известен также другой бизнесмен, получивший за тесную связь с религиозными кругами прозвище «православный банкир».
|
|
Но ведь кроме первой сотни самых богатых людей России существует и вторая, и третья, и четвертая… И в них тоже входят люди, обладающие очень большими и капиталами, и личными состояниями. Они в отличие от многих фигурантов из списка Топ-100 абсолютно непубличные резиденты. И число этих людей растет. Недаром, по мнению экспертов, обсуждавших появление Топ-100 самых богатых людей России, к 2010 году количество очень богатых людей в России значительно возрастет. Ведь в первую российскую «золотую сотню» сегодня стучатся не один десяток бизнесменов. (Проходная сумма для попадания в «золотую сотню» «Forbes» – 210 млн. долл.)
|
|
То есть это огромный слой богатых и непубличных людей. Энергия их капиталов тоже требует выхода. Желательно такого же непубличного. «Вложения» в буддизм – идеальное в этом смысле поле приложения усилий. Тем более что построить буддистский храм все-таки немножко проще и дешевле, чем православный.
|
|
|
|
|
Занятие для слабонервных
|
|
|
|
Не менее капиталоемкая сфера проявления человеческой активности – эзотеризм, оккультизм всех возможных течений. Может быть, самое известное из них, приобретшее в последние 2–3 года массу почитателей в России, – каббалистика.
|
|
Свою роль в этом, несомненно, сыграло и то обстоятельство, что многие западные знаменитости, прежде всего из артистической и музыкальной богемы – Мадонна, Майкл Джексон, Элизабет Тейлор, Стелла Маккартни, – увлекаются учением каббалы… Судя по всему, при той огромной популярности во всем мире этого учения капиталы, которыми располагают ведущие каббалисты мира, измеряются сотнями миллионов, а то и миллиардами долларов. Как заметил один из них, Адин Штейнзальц, известный раввин, религиозный мыслитель и философ, основатель Израильского института талмудических публикаций: «Занятия мистикой, как, впрочем, и религией вообще, чрезвычайно привлекательны для людей с нестойкой или поврежденной психикой» (см. «НГ» от 26.05.04).
|
|
Я попросил прокомментировать последнее высказывание кандидата исторических наук, клинического психолога, члена Европейской ассоциации университетских преподавателей психоанализа (EAUTP, London) Александра Кантора. «Не касаясь вопросов истинности-ложности упомянутых духовных практик и научных (ненаучных?) гипотез, считаю очевидным факт их фетишизации, то есть приписывания им особых, исключительных и, стало быть, таинственных и чудесных возможностей, – подчеркивает Александр Матвеевич. – Картина, характерная для эпох fin-de-siecle (конца века) и вообще переходных периодов. Неустойчивость, неопределенность, напряженность ситуаций невротизируют, а то и психотизируют множество людей, уже неспособных мыслить хоть как-то рационально, а потому ищущих неординарных средств спасения. А обладание фетишами (идеями, предметами и пр.) и призвано магическим образом помочь человеку в достижении желаемых целей, предохраниться от опасностей, в общем, чего хотите».
|
|
Очень показательно в этом смысле, что когда корреспондент «НГ» спросил Штейнзальца, не кажется ли ему странным, что в центры по изучению каббалы приходят в основном люди образованные и далеко не бедные, причем большой процент из них – русские, это нисколько не удивило каббалиста. «Ничего странного для меня в этом нет, – считает Адин Штейнзальц. – Есть в России нечто... духовное. В самобытном национальном характере эта черта проявляется и в хорошем, и в плохом. Духовный вакуум, губительный для любого народа, для русских губителен вдвойне… А относительно того, почему состоятельные люди ищут истину в каббалистических кружках, то во многом это из-за моды на синкретическое религиозное движение «Нью-эйдж». Россия немногим отличается от остального мира. Вот и каббалистические кружки победно шагают не только по России, но и по благополучному Западу. Там никто ничего не рушил, церкви не взрывал, там по цивилизации прошел каток научного рационализма».
|
|
Другой специалист в области каббалистического знания, наш бывший соотечественник кстати, Михаэль Лайтман вполне солидарен в этом вопросе со своим коллегой. «Каббала помогает раскрыть картину мироздания каждому, – заявляет он. – Я бы сказал так, не слушайте никаких противников каббалы, прикоснитесь к этой науке сами, и вы раскроете для себя мир» (см. «НГ» от 26.05.04).
|
|
Тариф на такое «прикосновение», впрочем, тоже примерно известен. По крайней мере его можно оценить. Так, в минувшем месяце две звездные женщины – голливудская актриса Деми Мур и певица Мадонна устроили в Лондоне прием по случаю презентации новой книги «Стать похожим на бога: каббала и наша судьба» каббалиста Рабби Майкла Берга. Аренда клуба обошлась в 10 тыс. фунтов стерлингов. Кроме того, Мур и Мадонна наняли дополнительную охрану и оплатили фуршет на 50 гостей. В общей сложности за удовольствие принять у себя гуру они заплатили 40 тыс. фунтов стерлингов.
|
|
Легко прогнозируется, что в России еще и очередь выстроилась бы из желающих выложить каких-то 40 тыс. фунтов (цена средненького «Мерседеса»), чтобы удивить знатока каббалы знаменитым русским гостеприимством. Кстати, ведь кто-то же оплатил приезд того же Ричарда Гира в Москву?! Голливудская знаменитость вряд ли отважилась бы на такой шаг: накануне зимы, в страну с уровнем террористической угрозы гораздо выше среднего – без соответствующего гонорара.
|
|
|
|
|
«Аффект элит в России»
|
|
|
|
Так определяет ситуацию Александр Кантор. «У властных элит, разумеется, свои заботы, – подчеркивает он. – Главным образом власть как таковая, а также здоровье и долголетие (хлеб насущный у них есть). Что ж, это оправдывает миллионные затраты, ибо они окупятся сторицей. Но все же поразителен факт аффективной зависимости наших элит от идолов чудесного знания, исцеления. И еще, исторически устойчивый, переносной, сказали бы психоаналитики, из эпоху в эпоху его характер».
|
|
Но у чисто психологического проявления этого аффективного поведения бизнес-элиты имеется, по-моему, и чисто экономическая составляющая. И она особенно ощутимо проявилась в России в последние 2–3 года. Другими словами, аффектация – это некий интегральный показатель состояния российского бизнес-климата вообще. Стать успешным бизнесменом в западном смысле слова в Российской Федерации не то чтобы невозможно, но это просто опасно. А если ты «юродивый» – ты приятен власти, ты вписываешься в политэкономический и идеологический мейнстрим. «Недаром власть на Руси спокон века отличалась своей всеохватностью, доминантностью, проникновением во все и вся, гиперопекой подданных (а не граждан), она всегда была «власть-собственность»; то есть, по сути, иррациональна и магична», – подчеркивает Александр Кантор.
|
|
Трудно не согласиться с мнением психолога: «Души представителей нынешних элит «измучены нарзаном» своей расщепленности, смешанными чувствами унижения и превосходства, идентификацией себя с хозяевами жизни и отторжением от них… И вот – он пришел, «час референтов». (Кстати, надолго ли – в нынешней ситуации, стремительно обретающей форму нового авторитаризма?) Но как же хочется изжить родовые травмы уже собственной, наличной власти, найти опору в самом себе. И для того – обрести чары, присвоить, завоевать влияние, любовь, силу».
|
|
Эффект давно известный в экономической теории и уже много раз повторенный и подтвержденный, в том числе и отечественными экспертами: малейшая угроза бизнесу – и он уходит в тень. Западные бизнесмены, по которым «прошел каток научного рационализма», в этом смысле имеют пусть не абсолютно надежную, но все-таки прививку против такой фетишизации потустороннего. Недаром же среди главных спонсоров той же каббалы – актеры, поп-певицы, то есть люди несколько маргинальных профессий и образа жизни.
|
|
До нас же, судя по всему, «каток научного рационализма» не докатился, массового «оспопрививания», увы, не случилось. «Современные российские властные элиты нуждаются в магии и фантазиях всемогущества (как в некоем подобии алкоголя и наркотиков), дабы заполнить собственную душевную опустошенность и тревогу, ибо пока они неспособны сепарироваться от прошлого, стать самодостаточными и автономными, – уверен Александр Кантор. – Остается с помощью эзотерики и денег заковаться в броню фетишей, нарциссически идеализируя и возлюбя себя самого до беспамятства».
|
|
http://www.ng.ru/ideas/2004-11-05/1_capital.html 05.11.2004
|