Адаптируются ли земные религии к пришельцам
|
|
Как бы священники, раввины и имамы отреагировали на доказательства существования разумных форм внеземной жизни? Для религиозных людей информация о том, что жизнь на Земле не уникальна, может в корне изменить представление о нас самих. Насколько особенны и священны люди? Так ли исключителен наш мир? Обязаны ли мы интересоваться жизнью на других планетах? Должны ли ми попытаться обратить внеземной разум в свои религиозные убеждения? Наличие этих вопросов говорит о более глубокой природе споров о том, смогут ли наши религии смириться с наличием иных способных поклоняться богу разумных существ во Вселенной.
|
|
Некоторые конфессии могли бы выявить новые смыслы древних текстов и найти способы внедрения представлений о внеземной жизни в свои мировоззрения. Другие религии, менее гибкие в своих толкованиях священного писания или утверждающие, что помимо людей разумных существ во Вселенной нет, скорее всего столкнулись бы с трудностями при адаптации.
|
|
Верующие мы или нет, полностью избежать влияния религии на нашу культуру не может никто. Религия является одним из старейших элементов нашей общественной структуры и одним из способов — а, возможно, и главным — того, как именно произойдет первый контакт. Вот краткий обзор того, как некоторые религии относятся к инопланетянам, будут ли они пытаться обратить их в свою веру, и какие из религий вероятнее всего уцелеют в результате потенциального открытия существования внеземной жизни.
|
|
Иудаизм
|
|
Есть несколько причин полагать, что иудаизм переживет первый контакт. Евреи верят в отсутствие ограничений божественной власти и поэтому открыты идее о том, что бог вполне мог создать более одного вида наделенных разумом существ в космосе. Раввин Норман Ламм (Norman Lamm) недавно заявил, что «неуникальность человека не означает его ничтожность», и именно поэтому иудаизм так спокойно принимает научное заключение о том, что люди — не единственные разумные и био-духовные жители божьего мира. С теологической точки зрения Ламма, хотя люди могут и не быть центром божественной Вселенной, их существование обусловлено некоей целью.
|
|
Евреи также не озадачились бы вопросом обращения представителей инопланетных цивилизаций в свою веру. Еврейский философ 12-го века Маймонид придерживался мнения, что получить место на небесах смогут праведники всех национальностей и вероисповеданий. Учитывая сказанное, евреи стали бы исходить из того, что пришельцы сами смогут решить, как поклоняться богу и делать ли это вообще.
|
|
Церковь адвентистов седьмого дня
|
|
Адвентисты седьмого дня появились в XIX веке, отчасти в целях разрешения теологических проблем, связанных с возможностью существования внеземной жизни. Одна из основателей данного направления, Эллен Уайт (Ellen White), описала явившихся к ней в видениях внеземных существ из различных миров как «высоких, исполненных величия людей», и к тому же совершенно безгрешных. Эти видения помогают понять основополагающее убеждение адвентистов о том, что пришельцы не нуждаются в христианском искуплении, так как не страдают от последствий первородного греха.
|
|
Серьезная проблема возникнет в том случае, если внеземной разум окажется злом. Пророчества Уайт станут рассматриваться как ложные, и адвентистам седьмого дня придется либо найти способ приспособиться, либо кануть в Лету.
|
|
Креационисты
|
|
Большинство христиан-фундаменталистов придерживаются принципа буквального толкования священного писания. Поскольку в Библии инопланетяне не упоминаются, они считают это доказательством отсутствия существования подобных существ во Вселенной. Поэтому первый контакт с пришельцами, очевидно, породил бы серьезные трудности для креационистов.
|
|
Креационисты отрицают теорию эволюции, и открытие простых или разумных форм жизни на других планетах вряд ли заставит их пересмотреть ее состоятельность. Возможно, они бы и приняли идею, что всемогущий бог создал более одного разумного вида во Вселенной без помощи эволюции и просто решил не сообщать нам об этом аспекте своего замысла. Но эта точка зрения имеет место быть только в условиях небуквального толкования библии.
|
|
Если представители внеземных цивилизаций прибудут на Землю, отрицать их существование станет практически невозможно. Для поддержания жизнеспособности креационизма, его последователям придется согласится со взглядами других конфессий на различные библейские вопросы.
|
|
Католичество
|
|
Многие духовные лидеры католической церкви серьезно воспринимают возможность существования инопланетян и сходятся во мнении, что представители внеземного разума грешны, несмотря на разногласия в том, почему это так и должны ли они посещать католические службы в случае прибытия на Землю.
|
|
В первой половине XX века священник-иезуит Пьер Тейяр де Шарден (Pierre Teilhard de Chardin) предположил, что первородный грех возник не из-за ошибок двух людей на Земле, а проходит красной нитью сквозь всю Вселенную. Он также предположил, что Христос на Земле не имеет никакого искупительного значения для иных существ в космосе, и поэтому пользы от принятия христианства инопланетянам на Земле не будет. Но Тейяр также считал, что в иных мирах Христос мог воплотиться в некие присущие тем местам и существам формы. Эти воплощения спасителя могли создать там системы вероисповедания наподобие христианства, предоставляющие инопланетному населению возможности для искупления и спасения.
|
|
Труды Тейяра не получили широкого распространения и были запрещены с 1962 года. Для сравнения, идеи профессионального астронома и иезуита брата Гая Консолманьо (Guy Consolmagno), который работает в обсерватории Ватикана, лучше отражают нынешние католические взгляды на внеземной разум. Консолманьо считает, что обнаружение его представителей не создаст католической церкви никаких проблем. Он утверждает, что есть только один Христос — тот, что жил и умер и был воскрешен на Земле 2000 лет назад. Если другие живые существа во Вселенной ощущают на себе последствия первородного греха, они только выиграют от пребывания и воскресения Христа на Земле. Этот теологический подход превращает католицизм в универсальную религию, а Землю делает главным местом во Вселенной.
|
|
Если взгляды Консолманьо сохранят свою популярность, духовные лидеры католической церкви, возможно, будут вынуждены при первой же возможности обратить представителей других цивилизаций в свою веру. Это может также повлечь за собой отделение от церкви представителей согласных с Тейяром меньшинств.
|
|
Похожие события могли бы произойти в будущем при попытках одной или нескольких религий мира обратить пришельцев в свою веру.
|
|
Ислам
|
|
Приверженцев мусульманской веры новость о существовании представителей внеземных цивилизаций, особенно разумных, скорее всего, не удивит. Священное писание в исламе, по сути, приводит доказательства в пользу существования разумных форм жизни на других планетах. Коран гласит, что все существа во Вселенной служат Аллаху, который «знает их число и пересчитал их. Каждый из них явится к Нему в День воскресения в одиночестве». Некоторые ученые сходятся во мнении, что эти существа не являются ангелами, потому что слово «da’bbah» в переводе означает живое дышащее существо, что ходит по земле; оно не летает и духом не является.
|
|
|
Многие мусульмане верят, что ислам запрещает обращение в другую веру. А другие считают, что свидетельство веры, гласящее «нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммеда — пророка его», подразумевает исходящую от немусульман угрозу вере и необходимость обращения последних в ислам. Исходя из этого, можно ожидать, что многие мусульмане захотели бы обратить представителей внеземного разума в свою веру.
|
|
Буддизм
|
|
Буддисты рассматривают вселенную как нечто невообразимо большое, древнее и всюду населенное живыми существами. Благодаря реинкарнации душа может бесконечно перемещаться по множеству уровней внутри этой вселенной. В момент смерти, реинкарнирующая душа покидает тело в одной части Вселенной и перерождается в другом теле в другой части Вселенной. Существование внеземного разума заложено в Буддийском мировоззрении изначально, и поэтому инопланетное присутствия не создаст угрозы его основным принципам.
|
|
Существует ряд причин, по которым буддисты не стали бы активно стремиться обращать представителей внеземных цивилизаций в свою веру.
|
|
Догматы буддизма предусматривают не просто слепое следование какому-либо человеку или идее. Буддист не может просить других исповедовать свою религию без рационального понимания этими людьми принципов буддизма. Кроме того, большинство буддистов признают, что их путь — не единственный к просветлению.
|
|
***
|
|
Можем ли мы извлечь какие-либо уроки из тщательного рассмотрения религиозной доктрины о том, что может произойти с религией при первом контакте? Да. Старая поговорка «богословие, что выходит замуж за науку сегодня, завтра овдовеет», скорее всего, соответствует действительности. Большинство основных религий, содержащих упоминания о внеземном разуме или проявивших гибкость для адаптации к новым знаниям, вероятнее всего, выживут, а более упрямым вероисповеданиям придется решать более масштабные задачи. Как уже было отмечено, особо серьезные проблемы ожидают церковь адвентистов седьмого дня, креационизм и католицизм.
|
|
Если руководствоваться историей, переход не будет безболезненным. Существует много примеров из прошлого, когда наши духовные лидеры оказывались вынуждены бороться с крупными научными открытиями. Четыре столетия назад, когда Коперник, Кеплер и Галилей доказали, что Земля не является центром Вселенной, католицизм и почти все зарождающиеся протестантские конфессии осудили эту идею. Сегодня практически все принимают точку зрения Коперника, а в XVII веке сохранение религиозной традиции нанесло небывалый ущерб. Религиозные институты сумели выжить, несмотря на все потрясения, человеческие потери и породивший новые религии раскол. Подобное вполне могло бы произойти и сегодня.
|
|
История также показала нам, что многие религии не стесняются предлагать неверующим, а порой и заставлять их, вступать в свои ряды. Усилия европейских колонистов и исламских армий по обращению коренных народов в христианство и ислам имеют угнетающую, кровавую историю. Похожие события могли бы произойти в будущем при попытках одной или нескольких религий мира обратить инопланетян в свою веру.
|
|
Опять же, величайшие религиозные последствия первого контакта могли бы помочь нам обрести новое понимание самих себя. Возможно, встреча лицом к лицу с фактом того, что мы не уникальны, а наша планета — не единственное пристанище живых организмов, поможет нам отказаться от убеждения, что мы выше других и что важность человеческой жизни в глазах Бога не уменьшится, если представители внеземных цивилизаций не последуют нашим религиозным предписаниям. Возможно ли, что изучение инопланетной жизни научит нас уважать религиозные убеждения других людей? Будем надеяться.
|
|
Дэвид Вейнтрауб — профессор астрономии из Университета Вандербильта и автор книги «Религии и внеземная жизнь: Как с этим разобраться?» (Religions and Extraterrestrial Life: How Will We Deal With It?).
|
|
http://inosmi.ru/science/20161130/238305241.html
|