В поисках золотого гроба Рюрика
|
"Все новгородцы знают, что здесь похоронен Рюрик в золотом гробу, но даже уголка от него мы пока не обнаружили", - не отказывает себе в удовольствии пошутить над журналистами член-корреспондент Российской академии наук, начальник археологической экспедиции на Рюриковом городище под Великим Новгородом Владимир Седов. |
Настоящая задача ученых, которые второй месяц трудятся в месте, "откуду есть пошла Русская земля", - не найти золотой гроб, а за два года раскрыть фундамент уникальной церкви Благовещения XII века, второго по возрасту каменного храма России после Софийского собора в новгородском Кремле. |
К 2018 году руины церкви Благовещения станут одним из экспонатов музейного показа по проекту "Сохранение и использование культурного наследия в России", который реализуется при участии Международного банка реконструкции и развития. |
"Русский Парфенон" |
Рюриково городище - это полуостров, образованный каналом и рекой Волхов, вытекающей здесь из озера Ильмень. По преданию, именно сюда древние словене пригласили княжить Рюрика. Как говорят историки, было это в IX веке, так что молодых археологов, наполняющих в раскопе ведра землей XII века, от исторического события отделяют три метра глины и столько же столетий, поясняет Седов. |
Все новгородцы знают, что здесь похоронен Рюрик в золотом гробу, но даже уголка от него мы пока не обнаружили Владимир Седов член-корреспондент РАН, начальник археологической экспедиции на Рюриковом городище |
"Цель нашей экспедиции – впервые раскрыть архитектуру этого храма, я бы назвал его "русским Парфеноном". Эти стены видели сына Владимира Мономаха, Мстислава Великого и его сына, князя Всеволода Псковского, которому храм и посвящен", - продолжает начальник экспедиции. |
Необычность работ заключается в том, что спустя примерно два века после 1103 года (точная дата создания церкви Благовещения) древние новгородцы увидели, что прежняя церковь начала рушиться, поэтому решено было построить на ее фундаменте новый храм с тем же названием. По словам Седова, второе здание заняло треть площади предыдущей постройки. |
Когда будет закончена консервация "средневекового новодела XIV века", его накроют конструкцией со стеклянной крышей для показа экскурсантам. Предшественницу XII века с фундаментами круглой башни, лестницы, пары стен и апсиды, которые уже достаточно хорошо выступают со дна раскопа, согласно проекту реставраторов, вновь присыплют землей, оставив на поверхности контуры средневековой кладки. |
Что находят под землей |
Под накрапывающим новгородским дождем десяток студентов и научных сотрудников с помощью кирки и лопаты, кисточек и мастерков расчищают древнюю кладку. С глубины в метр-полтора студентка Юлия Реушенова с факультета истории искусств одного из московских вузов поясняет, что хотела бы в будущем заниматься архитектурой, поэтому решила, что будет здорово, если узнает, из чего эта архитектура состоит изначально. На вопрос, что хотела бы отыскать уникального на этом раскопе, отвечает – себя. |
Тем временем рабочий Сергей методично двигает большое сито-грохот, похожее на детские качели, и ловко вынимает из слоя земли кусочек фрески. "Видите, зеленый цвет. Это, наверняка часть росписи", - говорит он и откладывает сантиметровую находку на деревянный планшет. С утра его "улов" небольшой – меньше десятка фрагментов, вчера было в три раза больше, сетует он. Из того, что удалось обнаружить раньше – осколки керамических сосудов, замочки, грузики, шпоры - складывается картина обычной городской культуры XI века. |
Однако главная добыча археологов – все-таки куски расписной штукатурки, пролежавшие под фундаментом около 900 лет. Как рассказывает завотделом хранения и изучения археологических коллекций Новгородского музея-заповедника Алексей Андриенко, большинство имеющих научную ценность фресок в этом сезоне происходят именно с этого участка. "Средневековые строители экономно заложили под фундамент новой церкви обломки той, которую сейчас раскапывает экспедиция. Помимо мусора, кирпича и раствора там содержится огромное количество фрагментов настенной живописи. На наиболее крупных можно увидеть росписи ликов и одежды святых или ангелов, возможно, чешуи от Змия, которого любили изображать в сюжете о победе Святого Георгия", - пояснил он. |
В единственном в России Центре реставрации монументальной живописи, расположенном в Великом Новгороде, уже приступили к сортировке материалов из раскопа на Рюриковом городище. Как уточняют специалисты, пока о целых композициях из церкви Благовещения говорить рано, однако работа идет быстрее обычного, поскольку им удалось разработать и применить новую, уникальную методику работы с фрагментами фресок. |
http://tass.ru/v-strane/3472208 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|