Загадка древнего святилища Хал-Сафлиени
|
|
Как известно, на нашей планете довольно много катакомб, пещерных подземных городов и храмов. Сегодня хотелось бы вспомнить не самый известный подземный храм, но хранящий, тем не менее, массу жгучих загадок и тайн. Речь пойдет о Хал-Сафлиени, гипогее, т.е. подземном храме, расположенном в городе Паоле на острове Мальта.
|
|
По мнению ученых, Хал-Сафлиени был вырублен в толще известняковой скалы около шести, а то и семи тысяч лет назад. Т.е. этот подземный храм на целую тысячу лет старше египетских пирамид в Гизе! А ведь их многие историки до сих пор считают самыми древними памятниками архитектуры в мире.
|
|
Но вот вопрос: какая цивилизация построила многоуровневый разветвленный мальтийский лабиринт, вырубленный на глубине одиннадцати метров? Какие функции выполняло это подземное сооружение? Наконец, куда делись чудесные строители, все следы которых теряются во времени?
|
|
Точного ответа на эти вопросы наука пока дать не может. Тем не менее открытие Хал-Сафлиени - открытие мирового значения. И в 1980 г. гипогей Хал-Сафлиени включен ЮНЕСКО в список самых значимых памятников культурного наследия человечества. А некоторые историки настаивают на признании мальтийского гипогея восьмым Чудом Света.
|
|
А случилось открытие совершенно случайно. В самом начале ХХ в., в 1902 г., в пригороде Паолы велось интенсивное жилищное строительство. Рабочие, приступив к сооружению очередного дома, пробили в скале колодец, в котором предполагалось установить цистерну для сбора воды. При этом выяснилось, что в толще скалы имеется какая-то полость.
|
|
И хотя сразу же стало ясно, что пещера имеет искусственное происхождение, застройщики, не желая терять прибыль от выгодной концессии, приказали продолжать работы. А в пещеру стали сбрасывать строительный мусор. Ничего не напоминает? Нынешние застройщики поступают таким образом сплошь и рядом. К сожалению...
|
|
Однажды стройку посетил иезуит отец Эммануил. Он сумел осознать значение этой находки и добился у городских властей разрешения начать раскопки. Внутри подземной полости с множеством конусообразных и яйцеобразных помещений отец Эммануил обнаружил человеческие скелеты, из-за чего вначале предположил, что здесь находится кладбище катакомбной церкви первых лет христианской эры.
|
|
Однако этому предположению противоречило отсутствие внутри пещеры какой-либо христианской символики. Стены были покрыты охряного цвета геометрическими узорами, в основном в виде спиралей. Кроме человеческих, были найдены останки жертвенных животных, что также опровергало первоначальную гипотезу: христиане животных в жертву не приносили.
|
|
После смерти иезуита в 1907 г. раскопки продолжил мальтийский археолог Теми Заммит. Наиболее значительным из его открытий является "Палата оракула" с удивительными акустическими свойствами, о которых речь пойдет ниже. Исходя из этого Заммит предположил, что в храме в эпоху античности располагался оракул, паломничества к которому совершали жители всех стран Средиземноморья.
|
|
Мария Гимбутас, американский археолог и культуролог литовского происхождения, предположила, что Хал-Сафлиени был святилищем богини женского плодородия, Матери-Земли или Великой Матери. Такой вывод она сделала на основе того, что некоторые помещения гипогея имеют форму материнского чрева.
|
|
Кроме того, при раскопках была обнаружено две небольших глиняных фигурки тучных женщин с непомерно широкими бедрами, лежащих на боку (именно в такой позиции находится и большинство из семи тысяч человеческих останков, обнаруженных в погребальных камерах гипогея).
|
|
Эти статуэтки получили название "Спящая праматерь". Некоторые считают, что поза женщины напоминает позу эмбриона, но она, скорее, напоминает позу просто отдыхающей женщины.
|
|
Помимо фигурок были найдено множество украшений, ваз, статуэток и разнообразных культовых предметов.
|
|
Считается также, что гипогей служил не только местом культовых поклонений и захоронений, он служил в первую очередь для обучения жриц, которые исповедовали культ Великой Матери.
|
|
Большинство исследователей в настоящее время считают Хал-Сафлиени подземным храмом, посвященным культу рождения и смерти. В нем тридцать четыре помещения, расположенных на трех уровнях на площади около 500 кв.м. Они соединены переходами-тоннелями и лестницами. Это довольно запутанный лабиринт, в котором легко заблудиться неподготовленному человеку.
|
|
На верхнем уровне лабиринта находится большой зал, центральный проход и погребальные камеры с каждой стороны. Зал округлый, из него ведет несколько проходов, некоторые заканчиваются тупиками. Здесь и были найдены фигурки спящих женщин. Ныне они находятся в музее археологии в Валлетте.
|
|
На втором уровне гипогея находится так называемая "Палата оракула". Это, пожалуй, самый интересный объект подземного храма. В этой комнате на высоте лица человека среднего роста есть небольшая овальная ниша. Если в нее сказать что-нибудь низким голосом, звук, многократно усиленный, разнесется по всем подземным помещениям.
|
|
Но если вы произнесете что-либо голосом высоким, вас не услышат даже те, кто стоит неподалеку.
|
|
Получается, что ниша реагировала только на мужские голоса? Женщин заведомо исключили из списка тех, кому позволялось что-то в нишу говорить? Вот такой странный акустический феномен! И он не мог не привлечь внимания экспертов.
|
|
Акустические исследования, проведенные мальтийским композитором Рубеном Зарой и группой итальянских ученых, показали, что звук в "Палате оракула" резонирует на частоте 110 герц, что соответствует частотам резонанса во многих других древних культовых сооружений, в частности, в ирландском Ньюгрейндже. (Эти данные были опубликованы в журнале Time and Mind в 2008 г.)
|
|
Подобные акустические эффекты оказывают очень сильное влияние на психику людей.
|
|
По мнению ученых, резонансный звук на подобной частоте как бы включает ту область головного мозга, которая отвечает за настроение, сопереживание и социальное поведение. Кроме того, человек, находящийся в гипогее, чувствует эту звуковую вибрацию всеми тканями и костями своего тела.
|
|
Это ведет к определенному изменению сознания и, вероятно, усиливает мистические ощущения во время религиозных ритуалов. Это при условии, что Хал-Сафлиени действительно создавался как подземный храм. Но есть и другая гипотеза предназначения "Палаты оракула", о которой будет сказано далее.
|
|
На третьем уровне гипогея имеются ниши, названные археологами погребальными камерами, поскольку в некоторых были найдены человеческие останки. Они так малы, что заглянуть в них можно лишь встав на колени, а внутрь попасть - только ползком. Все камеры глухие, и всего одна имеет в противоположной стене отверстие, уводящее в темный туннель.
|
|
Этот "последний", третий, уровень в гипогее был построен в том промежутке времени, когда создававшая храм цивилизация таинственным образом исчезла с острова.
|
|
В 1940 г. Хал-Сафлиени посетила известная исследовательница Луиза Джеззап, работавшая в английском посольстве на Мальте. Во время экскурсии ей удалось уговорить гида, чтобы тот позволил ей проникнуть в одну из таинственных ниш. Тот сначала не соглашался, но в конце концов вынужден был отступить под напором эксцентричной иностранки, лишь предупредив, что это очень опасно и он не отвечает за последствия.
|
|
Мисс Джеззап взяла свечу и велела своим друзьям взять в руки ее длинный шарф, чтобы таким образом ее подстраховать. Протиснувшись в отверстие, отважная исследовательница обнаружила, что стоит на небольшом выступе скальной породы на краю узкой, но, вероятно, очень глубокой пропасти, за которой просматривались очертания огромного зала.
|
|
На другой стороне пропасти, чуть ниже, был такой же выступ, а сразу за ним начинался туннель, ведший куда-то вглубь скалы. Возле него мисс Джеззап увидела каких-то волосатых существ, которые были похожи на людей. Они запустили в женщину камнем. Перепугавшись не на шутку, она бросилась назад. Гид совсем не удивился ее испугу. Похоже, он прекрасно знал, что она могла там увидеть.
|
|
А через неделю после этого в Хал-Сафлиени пропала группа из тридцати школьников вместе со своим учителем. Оказалось, они полезли именно в тот тоннель, откуда сбежала Луиза Джеззап. Случайно или нет, но в этом проходе сразу же после исчезновения группы школьников произошел обвал.
|
|
Поисковые партии раскопали лаз, но нашли лишь обрывок страховочной веревки, которую тянули за собой экскурсанты от погребальной камеры. Она была перерезана чем- то острым. Никаких следов детей и их наставника найти так и не удалось.
|
|
Правда, потом многие мальтийцы слышали детский плач и крик, доносившиеся из-под земли в самых разных частях острова. Но точно установить, откуда шли эти звуки, так и не сумели.
|
|
Поговаривают, что сеть катакомб проходит под всем островом и даже за его пределами, якобы доходя даже до Италии, так что немудрено в этом лабиринте затеряться навеки. А начало свое он берет именно в гипогее Хал-Сафлиени.
|
|
Журнал National Geographic в том же 1940 г. писал об этих происшествиях: "Некоторые смельчаки, которым удавалось протиснуться в камеру, пропадали в глубине хода бесследно и навсегда".
|
|
Многие исследователи, историки и археологи задаются одним и тем же вопросом: кто же соорудил такое подземное чудо? И куда исчезла эта древняя цивилизация? Высказываются самые различные версии. Так, астрофизик Анатолий Григорьевич Иванов считает, что в Хал-Сафлиени более шести тысяч лет назад жили переселенцы из звездных систем Немезиды и Сириуса.
|
|
Что и говорить, гипотеза выглядит привлекательно - вполне в духе современной моды на объяснение всего аномального на нашей планете "происками" инопланетного разума.
|
|
А.Иванов, как и многие другие современные исследователи, почему-то считает, что в те незапамятные времена земляне просто-напросто не могли иметь технологий, рассекающих скальные породы с легкостью ножа, входящего в брусок сливочного масла. Значит, это могли сделать только пришельцы со звезд.
|
|
А если все же была высокоразвитая древняя цивилизация, и седой миф об Атлантиде не является чьей-то досужей выдумкой? Почему бы не предположить, что Хал-Сафлиени был большим убежищем, куда пряталось население при угрозе ядерной атаки и прочих опасностей?
|
|
Тогда легко объясняется и наличие в одном месте семи тысяч останков людей, погибших, вероятно, одновременно, став жертвами страшной войны, погубившей эту цивилизацию. Скорее всего, и ниша в "Палате оракула" - средство оповещения невольных обитателей этого самого древнего защитного бункера.
|
|
Исходя из этой гипотезы, можно объяснить и загадку самой нижней комнаты гипогея. Ступени, ведущие в нее, обрываются на высоте нескольких метров над уровнем пола. Почему? Скорее всего, здесь был бассейн, заполненный водой, которую брали для приготовления пищи и прочих хозяйственных нужд.
|
|
Думается, гипотеза о древнем защитном убежище имеет такое же право на существование, как и все прочие. Тогда подземным святилищем Хал-Сафлиени стал уже позже - в античные времена.
|
|
Люди, заселившие Мальту, воспользовались плодами трудов более древней, не известной нам цивилизации. Так это или нет, но загадки Хал-Сафлиени по-прежнему волнуют ученых, и поток туристов, желающих посетить гипогей, не иссякает. Кстати, фотографировать в гипогее по неясным причинам строго запрещено даже без вспышки.
|
|
http://www.echo.az/article.php?aid=99596
|