Чем глупее человек, тем он самоувереннее
|
|
Психологи доказали, что человек не способен адекватно судить о своих способностях, будь то чувство юмора или правописание. Тот же, кто совсем не отличается какими-либо способностями, как раз склонен их преувеличивать. Какие же выводы мы с вами должны из этого сделать? В этом разбирался корреспондент BBC Future.
|
|
Вы довольно умны, не так ли? Вы сообразительны, и с чувством юмора у вас все в порядке. У меня тоже. Но что если мы ошибаемся?
|
|
Исследования психологов показали, что мы гораздо необъективней в оценке своих способностей, чем мы думаем. Это может объяснить, почему дилетанты так всех раздражают, и добавить ложку скромности в бочку собственного достоинства.
|
|
В 1999 году Джастин Крюгер и Дэвид Даннинг из университета Корнелл в Нью-Йорке провели тест, в котором планировали ответить на вопрос: правда ли, что люди со способностями ниже среднего, скорее всего, не подозревают об этом?
|
|
В начале своего доклада ученые в качестве примера упомянули Макартура Уилера, питтсбургского грабителя банков, который был арестован в 1995 г. вскоре после дневного ограбления двух банков. На свои ограбления он не надел ни маску, ни попытался каким-то другим образом скрыть свое обличье.
|
|
Когда полиция показала ему записи камер видеонаблюдения, он воскликнул: «Но у меня же на лице был сок!».
|
|
Незадачливый преступник думал, что если натереть лицо лимоном, то можно стать невидимым для камер.
|
|
Крюгеру и Даннингу было интересно исследовать другую сторону этой ситуации. Они попросили профессиональных комиков расположить в порядке убывания 30 шуток, начиная с самой смешной. Затем то же самое предложили сделать 65 студентам.
|
|
Позже ученые сравнили результаты опроса с мнением профессионалов. Студентов также попросили оценить, насколько хорошо они справились с заданием.
|
|
Как и ожидалось, большинство оценило свою способность распознать смешную шутку выше среднего уровня. Но самое интересное было впереди, когда результаты были распределены согласно тому, насколько хорошо справились с ответами участники.
|
|
Те, кто показал результаты немного выше среднего, оценивали себя правильно. Справившиеся лучше всех были склонны думать, что они также находятся немного выше среднего уровня.
|
|
Те же, кто показал самые низкие результаты (по крайней мере, по мнению профессиональных комиков), оценили свои способности выше всего.
|
|
Этот эксперимент не был причудой ученых, которые пытались измерить присущее человеку чувство юмора. Именно поэтому они повторили его, на сей раз проверяя логическое мышление и грамматику, поскольку эти дисциплины требуют точного ответа.
|
|
И в этих случаях была обнаружена та же закономерность. Испытуемые, показавшие худшие результаты, хуже всех справились с объективной оценкой своих навыков.
|
|
Все три исследования показали, что респонденты, находившиеся в последней четверти списка, сильно переоценивали свои способности, ставя себе оценку «выше среднего».
|
|
Плохо прошедшим тест не помогли даже критерии для сравнения. В исследовании, проведенном позже, они не смогли понять, что находятся в конце списка, даже после того, как им показали результаты остальных.
|
|
В интерпретации Крюгера и Даннинга точная оценка своего навыка напрямую связана с такой ключевой способностью, как применение этого навыка. Таким образом, наименее способный проигрывает вдвойне, поскольку у таких людей нет интеллектуальных инструментов для оценки себя.
|
|
В ходе заключительного теста Крюгер и Даннинг сами тренировали плохо выполнивших задания логически мыслить. Это улучшило объективность их оценки собственных способностей — что предполагает влияние уровня способностей на самооценку.
|
|
Другое исследование показало, что эффект «неумения и незнания об этом» верен не только для тестов, но и для реальной жизни.
|
|
К примеру, охотники, меньше других знающие об оружии, имеют ошибочное представление об устройстве собственных ружей, а врачи с худшими навыками консультирования пациентов с наименьшей вероятностью могут признать свою некомпетентность.
|
|
То, что в итоге получило известность как эффект Крюгера-Даннинга, — это пример того, что психологи называют метапознанием — способностью осознавать и анализировать собственное мышление.
|
|
Метапознание — это то, что заставляет нас сделать паузу и задуматься. Данный эффект может объяснить, почему некоторые из наших друзей или коллег так самоуверенны.
|
|
Но не обольщайтесь: вы тоже можете беспечно не подозревать о своем невежестве, каким бы это невероятным вам не казалось.
|
|
http://inosmi.ru/world/20150906/230114391.html
|