Лозунги стирают наши моральные принципы
|
Если нам подсовывают определенные лозунги, то велика вероятность, что в ситуации морального выбора мы будем руководствоваться именно ими. Об этом свидетельствует эксперимент Майкла Спайви из Университета Калифорнии в Мерседе (США). Ученые следили за движением глаз испытуемых, игравших в игру, связанную с оценкой моральности тех или иных поступков. |
Под прицелом камер |
Спайви и его коллеги с помощью микрофона и наушников предлагали добровольцам оценить какой-нибудь человеческий поступок, например, убийство в определенных обстоятельствах. При этом в какой-то момент на мониторе появлялись две противоположные по смыслу фразы, например: "Убийства иногда оправданы" и "Убийства ничем нельзя оправдать". |
Одновременно расположенные вокруг камеры отслеживали позы и движения глаз участников эксперимента… Если оказывалось, что доброволец задерживал взгляд на одной из фраз, компьютер подавал сигнал, требуя срочно сделать выбор. В 58 процентах случаев испытуемые выбирали вариант, соответствовавший выражению, на которое они смотрели в этот момент. Таким образом, экспериментаторам удавалось манипулировать их мнением. |
"Люди часто думают, что их моральный выбор в конкретной ситуации задается абсолютно стабильными предпочтениями и установками, которые существуют в их сердцах и умах, — прокомментировал в статье, опубликованной в издании Proceedings of the National Academy of Sciences, руководитель научной группы Майк Спайви. — Мы предположили, что многие моральные решения принимаются человеком, что называется, на лету, и являются продуктом того, как люди воспринимают и взаимодействуют со средой в текущий момент времени". |
Опасная тенденция |
Итоги исследования выглядят довольно тревожными. Ведь каждый день нас окружает масса визуальной информации. И рекламные ролики, которые убеждают, что мы не можем быть счастливы без нового навороченного мобильного телефона, это еще достаточно невинный вариант манипуляции… |
"В современные мобильные телефоны встроен целый арсенал различных датчиков и сенсоров, и большая часть из них может следить за движениями глаз при помощи камер, — говорит Петер Йохансон из университета Лунда (Швеция). — Наблюдая за небольшими изменениями в нашем поведении, эти гаджеты могут помочь нам делать выбор во время покупок, заказа обеда в ресторане такими путями, о которых мы раньше и подумать не могли". |
А если визуальная информация будет совершать призывы к насилию, экстремизму и тому подобным вещам? Кто сможет защитить нас от такого воздействия? |
Оправдание зла |
Еще один похожий эксперимент был описан в Science World Report. Участников попросили поиграть в видеоигры, по сценариям которых они должны были убивать виртуальных "людей", в том числе вражеских солдат и гражданских лиц. В процессе игры добровольцам сканировали мозг. |
Выяснилось, что если приходилось уничтожать "гражданское население", то у испытуемых резко повышалась активность в боковой части орбитофронтальной коры головного мозга. Именно эта зона ответственна за принятие моральных решений. По-видимому, возбуждение было связано с чувством вины. Если же речь шла об убийстве солдат, то активность этого участка мозговой коры оставалась в норме. |
Исследователи пришли к выводу, что активность нейронных механизмов, связанных с причинением вреда другим, снижается, если человек по каким-то причинам считает насилие оправданным. Оценка уровня допустимости насилия, вероятно, зависит от конкретной ситуации, а также от статуса потенциальной жертвы и агрессора — например, от их социальной принадлежности, политических предпочтений и проч. |
Например, если мы считаем, что тот или иной человек приносит обществу вред своими мыслями или действиями, то мы можем испытывать меньшее чувство вины, если нам придется применить к нему силовые меры. |
Эти исследования показывают, насколько хрупка грань между неприятием насилия и его оправданием. Хотя, разумеется, бывают ситуации, в которых убийство вполне оправданно. Когда некто угрожает нашей жизни и здоровью либо жизни и здоровью наших близких, когда намеренные действия этого человека могут повлечь за собой масштабную катастрофу — тогда убийство может являться единственным выходом избежать смертельной опасности. |
Но насколько это оправданно, если, скажем, жертва является всего лишь вашим идеологическим противником или просто оказалась на территории "зачистки"? Тут уже начинаются вечные вопросы, поднятые еще великим Достоевским… |
http://www.yoki.ru/social/society/17-04-2015/437281-moral-0/ |