Создание первобытного искусства связали со слуховыми иллюзиями
|
|
Странное поведение звуковых волн, которое первобытные люди воспринимали как сверхъестественные явления, могло стать причиной создания древнейших произведений искусства — наскальной живописи в пещерах, петроглифов в каньонах и подобных Стоунхенджу мегалитов. К такому выводу пришел американский ученый Стивен Уоллер (Steven J. Waller), автор доклада, который был зачитан 27 октября на 168-м конгрессе Американского акустического общества.
|
|
«Древние мифы объясняли эхо, доносившееся из пещер, как ответы
духов на слова людей. Возможно, наши предки создавали наскальные рисунки
в ответ на эхо, веря, что пещеры и каньоны населяют сверхъестественные существа»,
— рассказал Уоллер. |
|
Отражающиеся от поверхности звуковые волны создают иллюзию, будто кто-то
отвечает человеку из-под толщи камня. Эхо хлопков в ладоши звучит как стук
копыт, отмечает Уоллер, отчего древние люди могли воспринимать шум из глубин
пещеры как движение стада копытных, так что пещеры можно признать своего
рода багетной мастерской.
|
|
«Во многих культурах древности гром воспринимался как топот копыт богов, так что вполне возможно, что изображения тех же существ наносили на стены пещер. Эту гипотезу подтверждают данные акустических измерений: наскальную живопись чаще всего находят в зонах самого сильного эха», — заявил ученый.
|
|
Далее, характерный рисунок интерференции звуковых волн от двух флейт создает иллюзию звуковых «теней», падающих от гигантских камней. Такой же странный звук возникает, если играть на флейте в центре Стоунхенджа, выяснил Уоллер. Ученый напомнил, что многие мегалиты в Великобритании получили прозвища «Камней дудочников»: по легенде, древние волшебники своей игрой на флейте заставили девственниц танцевать в круге и превратили их в камень.
|
|
Наконец, Уоллер подчеркнул, что уникальный звуковой ландшафт памятников доисторической эпохи не менее важен, чем их внешний облик, и требует серьезных усилий по его консервации.
|
|
http://lenta.ru/news/2014/10/28/acoustsart/
|