Скрипки эволюционировали подобно живым организмам
|
|
Исследования изменений формы струнно-смычковых музыкальных инструментов (скрипок, виолончелей, контрабасов и альтов), проведенные американским генетиком Дэниэлом Читвудом (Daniel H. Chitwood), показали, что на протяжении последних 400 лет, скрипки, подобно живым организмам, подстраивались под внешний облик своих предшественников. Полный отчет о работе ученого можно прочитать в журнале PLOS One.
|
|
Скрипка обрела популярность в XVI веке: именно к тому времени на севере Италии конструкция инструмента приобрела современный вид. В период барокко (XVII — середина XVIII веков) скрипка превратилась из «народного» инструмента, каким она была до тех пор, в профессиональный. Одной из причин этого стало то, что звучание скрипки сходно с человеческим голосом: в эпоху барокко, когда предпочтение отдавалось инструментальной, а не вокальной музыке, некоторые вокальные партии исполнялись на музыкальных инструментах. Звучание скрипки как нельзя лучше подходило для этой задачи.
|
|
Американский генетик Дэниэл Читвуд из Центра растениеводства имени Дональда Дэнфорта (штат Миссури, США) решил проследить за эволюцией формы корпуса струнно-смычковых инструментов от момента их возникновения до наших дней. Его основная научная деятельность заключается в изучении эволюции морфологии растений. Свой интерес к такой необычной проблеме ученый объясняет следующим образом: «Для меня скрипка — это такая же характеристика человека, какой, например, форма листьев является для растения. Поэтому понимание того, как с течением времени менялась форма скрипки, косвенно помогает мне разобраться в эволюции морфологии растений».
|
|
Большая часть изученных профессором Читвудом инструментов была изготовлена в славившихся своими скрипками итальянских городах Кремон, Неаполь, Милан, Венеция, Турин, а также во Франции — в Париже. Генетик выделил среди скрипок большие «классы», названные по имени основателей: Антонио Страдивари, Андреа Амати, Джованни Паоло Маджини и Якоб Штайнер.
|
|
Плоды работы остальных мастеров были распределены по этим четырем группам, которые можно сравнить с родами или классами живых организмов. Более того, была выявлена зависимость формы корпуса от наличия родственных связей между изготовителями скрипок. На первый взгляд, это неудивительно: производство инструментов зачастую было семейным делом: и отец и сын могли работать в одном стиле. Тем не менее, профессор Читвуд выявил, что даже дальние родственники, носившие разные фамилии, в основном изготавливали инструменты в рамках одного класса.
|
|
Описывая процессы эволюции формы струнно-смычковых инструментов, Дэниэл Читвуд сравнивает передачу мастерства от учителя к ученику с дрейфом генов, а небольшие изменения наиболее популярной формы скрипки — с мутациями и наследственностью. Изготовление копий инструментов знаменитых мастеров генетик сравнивает с мимикрией — чрезвычайным внешним сходством между животными разных видов, например, подражательной окраской.
|
|
http://lenta.ru/news/2014/10/08/violin/
|