Тайвань: cветофор - помеха уличному движению?
|
|
Любому водителю доводилось чувствовать, что светофоры - существа живые и питающие к каждому личную неприязнь. Последние исследования тайваньских ученых неожиданно показали, что синхронизовано работающие в режиме "зеленой волны" светофоры при определенных условиях не только не способствуют повышению пропускной способности автодорог, а, наоборот, только усугубляют и без них непростую ситуацию. Выяснилось, что уличные светофоры могут гораздо лучше регулировать движение в часы пик, если работают не по единой схеме, а случайным образом.
|
|
В идеальной ситуации на очередном светофоре должен загораться зеленый свет всякий раз, когда со стороны предыдущего светофора к нему приближается автомобиль. Однако в условиях напряженного дорожного движения у светофоров, на которых горит "красный", неизбежно образуются пробки, так что нельзя быть уверенным, что за время горения "зеленого" образовавшаяся пробка "рассосется". Данное обстоятельство делает регулирование уличного движения с помощью светофоров (их фазировку) весьма непростым делом.
|
|
Ранее городские службы, которым приходится регулировать ситуацию на забитых городских автодорогах, не имели в своем распоряжении научных методов борьбы с пробками - только грубую "эмпирику". Ситуацию исправили ученые из тайваньского университета. При помощи тщательно выверенной компьютерной модели дорожного движения они смоделировали длинный прямой участок дороги, по которому из конца в конец движется поток машин постоянной плотности. На дороге через равные промежутки они расставили десять светофоров, смоделировав, таким образом, участок дороги с перекрестками. И приступили к исследованиям.
|
|
Выяснилось, что при небольшом потоке машин ситуация на дороге улучшается при тщательной и продуманной координации работы светофоров, а не когда светофоры работают случайным образом, "как придется". При правильно выбранной задержке между включениями "зеленого" на последовательно расположенных светофорах пропускная способность участка остается такой же, как и у прямого участка дороги без светофоров вообще (т.е. без перекрестков). Неправильно выбранное значение задержки слегка ухудшает ситуацию.
|
|
Однако если машины движутся плотным потоком, выбор времени задержки между срабатываниями светофоров перестает оказывать какое-либо влияние на поток. За период "зеленого" образовавшаяся перед светофором пробка просто не успевает проехать, так что машинам практически всегда приходится останавливаться у каждого светофора.
|
|
При сверхплотном потоке, однако, согласованно работающие светофоры могли бы повысить пропускную способность. Но в этом случае на скорость движения гораздо большее влияние оказывают флуктуации плотности потока, полностью обессмысливая любую синхронизацию светофоров.
|
|
|
|
Аккумулятор Новостей, 12:17 02.06.2003
|
Источник: CNews
|