Американский журналист целый год соблюдал все предписания Библии
|
Возьмите этот отрывок: «Не вари козленка в молоке матери его» (Исход 23:19). Если понимать его буквально, как пытаюсь сделать я, задача легкая: надо проявить силу воли и держаться подальше от ферм. Так я вполне протяну год без варки козленка в молоке его матери. Друг Джон посоветовал, если станет совсем невмоготу, сварить козленка в молоке его тети. Спасибо, Джон«. Американский журналист Эй Джей Джейкобс решил провести изнурительный эксперимент: ровно год он будет жить, соблюдая все библейские запреты и предписания. |
С козленком — понятно. Но есть и менее известные, по крайней мере светским или умеренно религиозным людям, запреты. Например, носить одежду из смешанных нитей. Все очень сложно: «Смесь хлопка с полиэстером и спандекса с лайкрой вполне допустима. Проблема только с комбинацией шерсти и льна». Джейкобс вызывает себе на дом специального контролера, который помогает ортодоксальным иудеям проверять их одежду. С пинцетом и микроскопом такой контролер изучает ваш костюм и выносит вердикт, а иногда требуется и более глубокий анализ, на который уйдет несколько дней. Но даже опытный контролер не может объяснить, с чем связан этот запрет. «Требование подчиняться законам, которые не имеют рационального объяснения, сильно меня беспокоит, — рассуждает Джейкобс. — Большую часть жизни я полагал, что в идеале мое поведение должно иметь под собой логическую основу. Но если вы живете по Библии, все иначе. Придется приспособить мозг к смене парадигмы». |
Джейкобс готов к испытаниям. Он не бреет бороду и становится похож на Гэндальфа. Он соблюдает субботу. Носит с собой складной стул-трость, ведь он не может сидеть на той мебели, где до этого сидела женщина с месячными. И тут эксперимент чуть не проваливается: оказывается, не все женщины вокруг готовы предоставить журналисту бесценную информацию о своем цикле. Хотя есть исключения: «Фоторедактор Esquire особенно отличилась, выслав расписание по электронной почте. И спросила, не нужна ли мне вдобавок таблица в Excel». А еще есть желания, с которыми нужно бороться. Джейкобс пытается не желать новый айпод, гонорар за выступления, как у Джонатана Сафрана Фоера, и двор перед загородным домом, как у подруги Элизабет. Чтобы поменьше желать, Джейкобс практически перестает читать газеты. |
Несмотря на шутливый тон изложения, Джейкобс очень серьезен. Эта книга про то, как светский и рациональный человек пытается понять религиозное сознание. Для этого нужно подойти к вере с максимальным отстранением, отбросив все, что ты слышал про нее, начав с набора простых запретов и предписаний. Подобно ученому-медику, который проверяет новый препарат на себе и ведет дневник наблюдений за состоянием здоровья и рассудком, Джейкобс подробно фиксирует, что меняется в его жизни после того, как он начал жить по-библейски. |
Он пристально изучает заповеди. Сравнивает различные трактовки, как иудейские, так и христианские. Ведет беседы с раввинами, ездит на консультации к амишам, посещает креационистов, чтобы понять людей, для которых вера важнее рассудка. Он даже добровольно впускает в дом свидетеля Иеговы и три часа разговаривает с ним о Библии. «И тогда до меня доходит: я сумел сделать то, что мало кому удавалось. Я переплюнул свидетеля Иеговы в стремлении говорить о Библии». Человеку воцерковленному «Год, прожитый по-библейски» может показаться наивным, но для тех, кто, подобно Джейкобсу, далек от религии и хочет разобраться в ней, этот текст просто необходим. Джейкобс создал один из самых понятных путеводителей по иудаизму и христианству. |
Эй Джей Джейкобс. Год, прожитый по-библейски. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013 |
|