Тайна перевала Дятлова
|
Совместный российско-американский проект, выполненный в аллюзии на любительский фильм ужасов «Тайна перевала Дятлова» вышел в прокат. Премьера же состоялась на телеканале «Россия» немногим раннее и собрала весьма противоречивые отзывы. |
По следам погибших туристов |
Фильм «Тайна перевала Дятлова» базируется на реальной истории, случившейся в СССР в 1959 году. Студентка-психолог Холли Кинг (Холли Госс), вдохновившись историей одного из преподавателей о гибели при невыясненных обстоятельствах девяти туристов под руководством Игоря Дятлова, решает, что именно ей суждено разгадать тайну горного перевала. |
Вместе с другом Энди (Райан Хоули) и другими студентами Холли отправляется в Россию, чтобы на своем опыте почувствовать то, что пережили участники печально известной экспедиции и, если повезет, узнать, что же их погубило. Добравшись до знаменитого перевала, герои понимают, что вокруг них происходит что-то странное и пугающее, и им нужно бежать как можно скорее, чтобы не повторить судьбу своих предшественников. |
Имитация документальности |
«Тайна перевала Дятлова» снят в жанре мокьюментари, то есть псевдодокументального фильма. Для Российского кинематографа это жанр новый, неосвоенный, по крайней мере в том, что касается полнометражного кино для большого экрана. Такие фильмы, на первый взгляд, соответствуют документальным, авторы часто стараются создать иллюзию реальности, однако, присмотревшись, можно заметить и художественную постановку и последующую обработку отснятого материла. |
Режиссер Ренни Харлин («Глубокое синее море», «Сделка с дьяволом»), заручившись поддержкой российской кинокомпании «Нон-Стоп Продакшн», решился на творческий эксперимент – фильм ужасов, замаскированный под любительское мокьюментари. Любительское мокьюментари у Харлина получилось отменное, такое, что не стыдно показывать на фестивалях, а вот начавшийся внезапно фильм ужасов вызывает больше недоумения, чем страха. |
Актерская команда фильма состоит из молодых актеров, зрителям не слишком известным, что оправдано жанром. Джемма Аткинсон, Холли Косс, Люк Олбрайт, Мэтт Стокоу и Райан Хоули играют команду студентов-энтузиастов, которым очень хотелось отправится в неизведанную Россию и поискать там себе приключений. Играют отвратительно: несмотря на то, что жанр ложной документальности позволяет актерам импровизировать и весьма свободно вести себя в кадре, они не делают ничего, чтобы фильм приблизился к реальности. С тем же успехом, они могли бы читать сценарий по бумажке прямо на камеру. |
НЛО и прочие неприятности |
Первая половина фильма «Тайна перевала Дятлова» - хорошая документальная инсценировка, в которой герои рассказывают о том, как они дошли до идеи путешествия на Урал, потом зрителям показывают само путешествие и трогательное проникновение американцев в русскую культуру. Сама зловещая история перевала Дятлова остается в стороне, она, в данном случае, только антураж, необходимая декорация для того, чтобы обусловить необходимость появления героев в определенном месте. |
Отношение к событиям 1959 года в авторов фильма весьма потребительское: никому не нужно изображать даже попытку докопаться до правды, важно лишь использовать саму идею того, что смерть девятерых туристов овеяна тайной. Существует шестьдесят четыре версии событий, которые объясняют, что могло заставить путешественников покинуть палатку и выбежать на тридцатиградусный мороз без теплой одежды и снаряжения. В данном фильме зрители услышат несколько из этих версий, озвученных в самом начале. В дальнейшем обращение к истории теряет для режиссера и сценариста (оригинальный сценарий создал Викрам Вит) всякий смысл. Пространство кино создает новых жертв для лишней драматичности. |
Герои фильма практически оказываются в тех же условиях, что и их предшественники: напуганные, голодные, без теплой одежды, в поисках укрытия. Собственно, в этот момент фильм перестает быть сколько-нибудь документальным и превращается в невнятный ужастик, в котором происходит что-то далекое от реальности. Конец фильма скомкан до такой степени, что зрителям и вовсе не ясно, что происходит и почему. Режиссер, если и пытается этим сохранить атмосферу таинственности, то явно переходит все допустимые границы: финал смазан, хотя мог бы спасти фильм, начало которого было весьма многообещающим, а так общий уровень не дотягивает даже до среднего ужастика. |
Анна Чиж |
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|