NASA обнародовало запись последних переговоров с шаттлом Columbia
|
|
Во вторник NASA обнародовало запись переговоров между шаттлом Columbia и Космическим центром имени Кеннеди, сообщает АР.
|
|
За полчаса до катастрофы директор полета Лирой Кейн (Leroy Cain) еще выяснял у командира корабля Рика Хазбанда (Rick Husband) вопрос, с какой стороны взлетно-посадочной полосы шаттл будет приземляться.
|
|
Проблемы начались лишь за шесть-семь минут до падения, когда Джефф Клинг (Jeff Kling), оператор по наблюдению за техническими системами шаттла, сообщил, что внезапно вышла из строя часть датчиков на борту шаттла.
|
|
Кейн немедленно спросил, связаны ли эти датчики между собой, предполагая, что могла выйти из строя часть системы, но Клинг ответил, что никакой связи между ними нет.
|
|
Спустя мгновение Майк Сарафин (Mike Sarafin), оператор по наведению и навигации шаттла, сообщил, что шаттл кренится налево либо левое крыло шаттла столкнулось с большим сопротивлением воздуха. Кейн спросил, как обстоит дело со всем остальным, и Сарафин ответил, что не видит "ничего необычного".
|
|
Шаттл попытался выйти на связь и одновременно Клинг сообщил, что давление в шасси шаттла падает. После этого Чарли Хобо (Charlie Hobaugh), ответственный за связь с шаттлом, обратился к экипажу с вопросом, что происходит с шасси.
|
|
"Прием", - ответил Хазбанд, и связь внезапно прервалась. Это произошло в 7.59 CST.
|
|
Сразу после этого операторы наперебой стали сообщать о проблемах на шаттле. Поступили сигналы о том, что колеблется его хвостовой стабилизатор, вышли из строй датчики, отвечающие за переднее и правое шасси. Вышли из строя другие датчики и усилился крен налево. Хобо вновь попытался выйти на связь с шаттлом, но безуспешно.
|
|
Кейн спросил, когда должен был появиться сигнал на радаре. Выяснилось, что минуту назад. Попытки связаться с шатлом продолжились. Радарная установка рядом с космическим центром сообщила, что переводит радар в режим поиска, однако шаттл так и не был обнаружен.
|
|
После долгой паузы Кейн сказал: "Заприте двери". Это значило, что с этого момента никто не мог покидать центр управлений полетами, звонить по телефону и вообще поддерживать какую-либо связь с внешним миром. На течение следующих часов инженеры и операторы должны были забыть о шаттле и заниматься всецело проверкой данных своих компьютеров, обеспечением их сохранности, подготовкой отчетов и составлением личных показаний о том, что они видели, слышали и делали 1 февраля.
|
|
Источник: Lenta.Ru 12 февраля 2003 г.
|