США: первые результаты расследования катастрофы шатла Columbia
|
|
Комиссия, расследующая катастрофу космического корабля многоразового использования Columbia, обнародовала свои первые выводы. Основной версией катастрофы остается версия о технических неполадках на борту, возникших во время вхождения челнока в атмосферу Земли. В пользу этого говорят данные телеметрии, имеющиеся в распоряжении NASA. Однако, по словам руководителя программы полетов шаттлов Рона Диттмора (Ron Dittemore), для того, чтобы по-настоящему разобраться в причинах произошедшего, потребуется не одна неделя.
|
|
Диттмор восстановил хронику катастрофы по минутам. В 16:53 по московскому времени датчики левого шасси показали значительный рост температуры - за пять минут она выросла на 20-30° по Фаренгейту, что значительно выше нормы. В 16:54 превышение темпов роста температуры показал и датчик, расположенный на фюзеляже у левого крыла. За пять минут температура у левого крыла увеличилась на 60° по Фаренгейту. Тем временем, у правого крыла рост температуры оставался в пределах нормы - 15° по Фаренгейту.
|
|
В 16:58 датчики зафиксировали отклонение шаттла от траектории. Автоматическая система управления шаттлом попыталась скорректировать его движение с помощью закрылков. Причиной отклонения от траектории было увеличившееся сопротивление воздуха у левого крыла шаттла. По всей видимости, это произошло из-за повреждения его покрытия. Когда в 16:59 прервалась связь с кораблём, сопротивление воздуха у левого крыла продолжало расти.
|
|
По словам Диттмора, в распоряжении комиссии есть еще 32 секунды записей телеметрии, зафиксированных уже после разрушения шаттла.
|
|
|
Нос "Колумбии" обнаружили во вторник в лесу округа Сабин (Sabine County) недалеко от Луизианы
|
Есть все основания полагать, что катастрофа шаттла отразится на будущем Международной космической станции самым негативным образом. Наблюдатели опасаются, что расследование затянется на несколько лет, и пока оно не закончится, ни один американский многоразовый корабль NASA не поднимется в небо. Именно так произошло после катастрофы челнока Challenger в 1986 г.
|
|
Если события снова будут развиваться по тому же сценарию, регулярная смена экипажей МКС и снабжение станции всем необходимым станут невозможными. Российских кораблей "Союз" и "Прогресс" полноценной заменой шаттла быть не могут.
|
|
Уже сейчас строительство новых кораблей этих типов отстает от графика. Еще до катастрофы Columbia обсуждались варианты консервации МКС из-за неспособности российской стороны выдерживать график по строительству и отправке к станции новых кораблей. Теперь вероятность консервация МКС значительно повысилась - все работы на ней могут оказаться заморожены, как только станцию покинет шестой постоянный экипаж.
|
|
|
Жена командира "Колумбии" Рика Хасбэнда (Rick Husband) стирает слезы около мемориала памяти в космическом центре Джонсона в Хьюстоне
|
После гибели Columbia вновь был поднят вопрос о финансировании NASA. Не секрет, что в последнее время американской космическое агентство испытывало трудности с выполнением бюджета, который был урезан еще при президенте Клинтоне. Был сокращен штат подразделения по обслуживанию шаттлов, что могло отрицательно сказаться на безопасности. Оставляет желать лучшего и квалификация обслуживающего персонала. Недостаток бюджетных средств привел и к тому, что NASA пришлось отказаться от внедрения ряда усовершенствований, в том числе прямо влияющих на безопасность полетов.
|
|
|
Аккумулятор Новостей, 08:26 04.02.2003
|
Источник: Компьюлента
|