Кельты как народ никогда не существовали
|
|
|
Тот, кто серьезно воспринимает кельтов, в первую очередь должен отказаться от существующих мифов. Это относится и к самому термину «кельты», который предполагает, что существовал народ с таким именем. Открывающаяся вскоре выставка охватывает большой временной период, и в 19 веке существовала настоящая «кельтомания». Кельтов тогда причисляли к древнейшим народам мира. Об этом отмечает Урс Вилльман в "Die Zeit" (Германия).
|
|
|
|
Однако расплывчатый портрет кельтского народа, который когда-то господствовал в Европе, лишен каких бы то ни было оснований. В значительной мере это искаженная картина складывалась из «произвольных националистических представлений» о якобы имевшем место единстве кельтского народа, считает лейпцигский преподаватель древней и ранней истории Сабине Рикхоф (Sabine Rieckhoff). Даже связь британской традиции с кельтами не выдерживает проверки. Ни ирландцам, ни валлийцам, ни шотландцам, по ее словам, до 18 века не пришло бы в голову называть себя кельтами, если бы ученые мужи не определили их в семейство «кельтских» языков.
|
|
|
|
Несмотря на опровержение идеи о кельтском единстве, большая выставка в федеральной земле Баден-Вюртемберг, открывающаяся на этой неделе в Штутгарте, позволяет познакомиться с «кельтским миром». Не слишком ли много она нам обещает? Не представляет ли она посетителям устаревшую картину?
|
|
|
|
«Фанаты кельтов, увлеченные Ирландией, романтики и изотерики», - отмечает Рикхоф в каталоге выставки, должны сначала привыкнуть к отрезвляющему выводу: «Средневековые ирландские героические сказания не имеют ничего общего с континентальной кельтской традицией, а ирландский фольклор нового времени никак не связан с дохристианскими языческими ритуалами». Короче говоря: кельтов как таковых не было. Однако предрассудки прочно укоренились. Поэтому и каменные монолиты в Стоунхендже до сих пор прославляются как кельтские святыни – невзирая на тот факт, что это место было покинуто людьми за тысячу лет до начала формирования кельтской культуры.
|
|
|
|
Но что же осталось от этих кельтов? Большое число региональных групп со своей собственной экономикой, религией и культурой, и из них только пара племен в Средней Галлии обозначались как кельты. «Нам просто неизвестно, как назывались этносы в Южной Германии, и мы не знаем, говорили ли они на кельтском языке», - подчеркивает Рикхоф.
|
|
|
|
И, тем не менее, на этих кельтских развалинах можно кое-то построить – и попытаться затем поискать некую общность. Не нужно иметь единого государства для того, чтобы сформировать в искусстве и ремеслах определенный стиль. Сегодня мы называем это поп-культурой. И поэтому на самом деле существует четкая линия, которая проходит от кельтских творений, создававшихся в течение восьми дохристианских веков до ирландских средневековых рукописей. Выставка в Штутгарте показывает: многочисленные этносы могут принимать участие в процессе, в котором новые формы выражения превращаются в выходящий за рамки континента стиль.
|
|
|
|
С самым большим энтузиазмом об этом говорит сам куратор выставки. Томас Хоппе (Thomas Hoppe) очень похож на Йоахима Лева (Joachim Loew). И он быстро шагает по выставочному пространству, как тренер сборной во время выступления своей команды. Однако у Хоппе беспокойство тесно связано с безграничным энтузиазмом. Он бегает от одной витрины к другой, рассказывая при этом о третьей, и затем объясняет, какое отношение этот экспонат имеет к предпоследнему.
|
|
|
|
При этом Хоппе также разрушает предрассудки. Античные авторы называли «кельтов» варварами, что привело к тому, что их искусство до сих пор остается недооцененным. «Однако представленные здесь образцы, - активно жестикулируя, говорит Хоппе, - наполнены творческой силой». Украшенные геометрическими рисунками тарелки из Мюнзинген-Беттингена (Mьnsingen-Bцttingen), изготовленные в 7 веке до рождения Христа, также являются доказательствами мастерства ранних обитателей юга Германии. То же самое можно сказать о высеченной из камня фигуре воина в полный рост из Дитцинген-Хиршландена (Ditzingen-Hirschlanden), которую относят к 6 веку до рождения Христа, а также о семикилограммовом серебряном кольце из Трихтингена (Trichtingen) с бычьими головами, смотрящими друг на друга. Кельтов интересовал не только часто цитируемый в настоящее время культ черепа, но и многие другие вещи, о чем свидетельствует деревянные скульптуры животных, бронзовые кабаны, осевые чеки с совиными головами, а также шлем в форме лебедя из Франции – все эти экспонаты показывают, с каким талантом эти мастера стилизовали изображения живых существ.
|
|
|
|
Хоппе в ранних кельтских работах видит даже «переход к высокой культуре». Типичными для галльштадской культуры (названы так по месту находки в районе Зальцкаммергут) являются геометрические формы – ромбы, зигзагообразные линии, треугольники, круги. Однако на золотом поясе 6 века среди орнаментов появляются отдельные филигранные фигурки. В то же время на клинках кельтских воинов можно обнаружить цветочные мотивы, что является показателем перехода в 5 веке до рождения Христа к культуре La Tиne (названа по имени городка La Tиne, расположенного у озера Нойенбургерзее). Во время этой фазы развития и до появления изображений животных и человека кельтские мастера черпали свое вдохновенье у представителей других культур. Этрусский кувшин с носиком изображает сатира из свиты Диониса, тогда как кельтский кувшин с носиком украшает родственное по стилю карикатурное лицо толстощекого человека с вытаращенными глазами. «Они не просто подражали другим мастерам, а занимались поиском новых интерпретаций», - подчеркивает Хоппе.
|
|
|
|
Вытаращенные глаза, судя по всему, нравились людям. Этот взгляд вместе с миндалевидными глазами стал своего рода товарным знаком, пережившими даже период покорения «кельтов» Цезарем. Покрытый золотом Марк Аврелий явно смотрит на мир вытаращенными в посткельтском стиле глазами. Изображение римского императора является доказательством того, что даже искусство считавшихся варварами народов приводило в восторг художников и ремесленников на стороне победителей.
|
|
|
|
Кельтский дизайн столь сильно отвечал духу времени, что орнаменты в виде вьющихся растений из континентальной части Европы через несколько веков были обнаружены на хомутах в Бренфторде (Brentford) недалеко от Лондона. Бронзовый конь из Стэнвика (Stanwick) печально смотрит своими миндалевидными глазами, и в нем мы узнаем черты континентальных кельтских предметов искусства. Даже в 7 и в 9 веках новой эры шотландские мастера деревянной резьбы украшали свои коробочки кельтскими вьющимися орнаментами.
|
|
|
|
Предмет, найденный в Швабии, свидетельствует о том, насколько самобытными и своенравными были мастера дохристианской эпохи. 500-литровый котел из Хохдорфа (Hochdorf) первоначально в 6 веке в Нижней Италии был украшен тремя фигурами льва. Десять лет его использования в районе Неккара к северу от Альп оставили на нем свои следы: один лев пропал. Перед тем, как этот сосуд был наполнен медовым вином и помещен в могилу какого-то князя, местный ремесленник изготовил замену утраченной детали. Новая фигура льва в техническом отношении была даже более искусно отлита и более тщательно обработана. Она явно стала более современной, и только то обстоятельство, что она сопровождала князя в мир иной, позволило этому предмету искусства сохраниться до наших дней.
|
|
|
|
Пышные захоронения являются теми местами, в которых сохранилось кельтское наследие. Дело в том, что культура и в то время стоила денег. Об этом свидетельствует бронзовая софа хохдорфского князя, представляющая собой роскошный образец мебели с характерными мотивами: танцы с саблями, запряженные жеребцами повозки. Только представители влиятельного в экономическом отношении княжеского окружения могли себе позволить подобного рода могильную роскошь.
|
|
|
|
О первых крупных поселениях кельтов повествует раздел экспозиции под названием «Центры власти». Он рассказывает о скачке в развитии, который «кельты» совершили из халльштатской эпохи в период La Tиne. Высокая культура развивалась параллельно с так называемыми oppida. Цезарь ввел этот термин для обозначения галльских поселений, защищенных земляными укреплениями. Насколько большими были эти oppida, демонстрирует город Манхинг (Manching) в современной Баварии. В этой кельтской метрополии с семикилометровыми стенами в 120 году до рождения Христа проживали около 10 тысяч человек. В подобного рода крупных центрах процветала торговля импортными товарами. Спустя два тысячелетия археологи обнаружили там пинцеты для эпиляции, бритвы, хирургические приборы, ручные зеркала, косметические карандаши. Городской образ жизни тщеславных модников – от варваров такого не принято ожидать.
|
|
http://armtoday.info/default.asp?Lang=_Ru&NewsID=74679
|