Представлены новые доказательства того, что свитки Мёртвого моря написаны ессеями
|
22 ноября 2011 года, 17:54 | Текст: Дмитрий Целиков |
Свитки Мёртвого моря, возможно, были написаны (по крайней мере частично) ессеями. |
Об этом, по мнению исследователей, говорят почти двести кусков ткани, обнаруженных в пещерах Кумрана — рядом с теми, где хранились и религиозные тексты. |
Все они изготовлены изо льна, а не из шерсти, которая была основным сырьём в Израиле. Кроме того, они лишены отделки, а некоторые отбелены, тогда как ткани того периода часто имеют яркие цвета. Впрочем, не все согласны с тем, что эти особенности указывают на ессеев. Эту ткань (и свитки) могли принести в пещеры люди, спасавшиеся от римлян после разрушения Иерусалима в 70 году. |
Свитки Мёртвого моря состоят примерно из 900 текстов, первая партия которых была обнаружена бедуином в 1947 году. Они написаны до 70 года, а некоторые — в III веке до н. э. Свитки содержат широкий спектр произведений: книги Библии, гимны, календари, псалмы и др. |
Орит Шамир из Министерства древностей Израиля и Наама Сукеник из Университета Бар-Илан (Израиль) сосредоточили внимание на белой льняной ткани, хотя это не единственный текстиль, найденный в том районе. Дело в следующем: в 2007 году учёным удалось установить, что образцы раскрашенной шерстяной ткани, обнаруженные в так называемой Рождественской пещере южнее Кумрана, не имеют отношения к обитателям пещер, где хранились свитки. |
Действительно, это очень необычно и любопытно: все и каждый из примерно двухсот фрагментов ткани изготовлены изо льна. По всей видимости, эти куски первоначально использовались в качестве одежды, а затем разрезались и служили бинтами или упаковочным материалом (ими обёртывали свитки, которые хранили в кувшинах). Вероятно, владельцы одежды отчаянно хотели отличаться от остального мира. |
Обращает на себя внимание и тот факт, что только на одном из фрагментов найдена заплатка: местные жители не были бедными (как только одежда приходила в негодность, доставали новую). Между тем остатки одежды, которую обнаруживают там, где евреи прятались от римлян, несут следы починки. |
Француз Ролан де Во, приступивший к раскопкам Кумрана в 1950-х годах, пришёл к выводу, что под «местными жителями» следует разуметь секту ессеев. Он нашёл купальни, которые, по его мнению, использовались для ритуальных омовений, а также многочисленные чернильницы. Количество обитателей пещер он оценил в двести человек. |
Более поздние археологические работы, проведённые израильтянами Ицхаком Магеном и Ювалем Пелегом, показали, что в пещерах едва могло уместиться несколько десятков человек. И вряд ли свитки были составлены именно там. Скорее всего, их поместили на хранение беженцы. Маген и Пелег обнаружили, что Кумран впервые упоминается около 100 года до н. э. как военный форпост иудейского царства Хасмонеев. После захвата Иудеи римлянами в 63 году до н. э. это место было заброшено, а потом там поселились гончары. В «купальнях» археологи нашли слой глины. |
Г-н Шамир полагает, что беженцы похватали бы что попало и этим «что попало» была бы шерстяная ткань как самая распространённая. Г-н Пелег парирует это простым образом: беженцы взяли свитки уже завёрнутыми в лён, который до того, как стать упаковкой, служил одеждой священников. |
Аргументы Шамира и Сукеника о том, что лён указывает именно на ессеев, тоже не выдерживают никакой критики. Учёные опираются на рассказ древнего историка Иосифа Флавия, который писал, что ессеи содержали тело в чистоте и носили белые одежды. Но он ничего не сообщал о том, что одеяния были исключительно изо льна. К тому же он отмечал, что ессеи не меняли одежду до тех пор, пока она не распадалась на нитки. |
Комментатор Роберт Каргилл из Университета штата Айова (США) всё же склоняется к тому, что в Кумране жила какая-то религиозная группа, которая очень хотела отличаться от иудаизма храмового священства: она соблюдала свой календарь, пользовалась ритуально чистой керамикой собственного изготовления и разводила скот. Но это не значит, что Кумран населяли ессеи. И уж тем более из этого не следует, что именно ессеев следует считать составителями списков. |
http://science.compulenta.ru/647016/ |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|